Посмотрел вчера ролик о перегоне американской авиатехники по маршруту Аляска – Сибирь по ленд лизовским поставкам во время ВОВ и решил добавить вот это:
Во время массового получения в ВВС истребителей Р-39 (Аэрокобра) и фронтового применения этих самолетов, была отмечена приемистость движка - (вес, мощность и высокий моторесурс) по отношению к собственно массе самого летательного аппарата. У наших отечественных моделей этот показатель был меньше. .
Разбирая моторы Аэрокобр «до винтика» и пытаясь их воспроизвести без применения «родных» запчастей и узлов, нужного результата достигнуть наши авиапроизводители не смогли. Но догадка все же пришла. И это оказался «коэффициент теплового расширения» металла блоков цилиндров, что при нагревании вел себя в двигателях Р-39, как металлокерамический т. е. не обжимал поршни, уменьшая мощность двигателя.
Образцы металла от блоков были направлены некоему профессору-химику в Магадан, где он отбывал срок, но не на общих работах, а в лаборатории жидкостного спектрального анализа, который сам же он и определил-разработал. Это была методика определения малейших примесей в различных материалах. Определил он не только качественные, но и количественные объемы добавок редкоземельных металлов в родном материале блока цилиндров и поршнях американских самолетов.
И уже зимой 43 года в казахстанские степи через снежные заносы отправились мощные танковые тягачи, что тащили за собой сани груженые штабелями бревен. На ранее и уже давно разведанных местах малых линз залегания руд редкоземельных металлов, разжигали огромные костры из тех бревен, оттаивали грунт и добывали нужные руды буквально считанными тоннами. Они немедленно направлялись на металлургические заводы, где выплавлялся металл для узлов и деталей авиационных моторов. Это - хром, молибден, ванадий, тантал и некоторые другие редкоземы.
И уже в январе 1944 года ,появился серийный ЯК-3 с новым двигателем М105ПФ мощностью 1240 л.с.. У Р-39 было 1200 л.с. А новый корпус ЯК-3 облегченной конструкции, с улучшенной аэродинамикой, позволил создать один из лучших винтовых истребителей последнего этапа второй мировой войны.
Надо отметить, что первыми на это свойство металла наткнулись англичане, но совершенно случайно. В железной руде, вывозимой из их африканской колонии Нигерия, уже был природный набор тех редкоземов. А потом, определив это, они передали этот секрет союзникам в США.
Ну, а немцы тоже имели подобную информацию и приобретали те дефицитные руды у Швеции. Они добывались у них в рудниках на севере страны. Сейчас это область Никель в ведении РФ.
Р.S. Прошу извинения у тех читателей, которым моя миниатюра покажется схематичной. Но вот такой у меня стиль изложения.