Музыкальный дневник. От Глинки до Евровиденья

Зера Черкесова 2
Что я сама сейчас разучиваю и вам советую хотя бы слушать для душевного света и здравия. Из Глинки. Глинка, как любой классик неисчерпаем. на ю тьюбе ответила на вопросы теста Знаете ли вы музыку ГЛИНКИ -ДЛЯ МУЗ. ШКОЛ, ВИДЕОВИКТОРИНА. Я ответила к своему даже удивлению на почти все вопросы, кроме последнего. А это всё музыка, любимая с детства, то, что много раз слушала.
"Попутная", "Я помню чудное мгновенье", романс на стих Пушкина, "Жаворонок" на стихи Кукольника, гениальная "Вальс-фантазия" Глинки, "Арагонская хота", "Камаринская", вступление к опере "Руслан и Людмила", еще что-то. Я рада, что хотя бы учащихся музыкальных школ еще муштруют на этой музыке, раз вопросы задают для викторин, но уже с участием медиа записей.
1.
Глинка-Пушкин. Я помню чудное мгновенье

2.
Глинка-Козлов. Венецианская ночь

3.
Глинка-Кукольник. Жаворонок

4.
Глинка. Баркаролла.(Уснули голубые)

Разучено с записей Г.Вишневской в основном в данный период её много слушаю, кроме Жаворонка, но трактовка Жаворонка у неё тоже интересная. Вообще же эти и другие романсы из тех что "на слуху" - исполняемы практически всеми певцами. А ведь Михаил Глинка написал 100 с лишним романсов. Но обычно певцы перепевают один и тот же материал со слуха друг у друга:))С записей. А что-то новое или лежавшее подчас десятки лет, а то и столетья нетронутым учить и представить публике - редко кто...первопроходцы редки.

Впрочем, романсы Глинки знаю давно наиболее исполняемые. "Сомнение" по зрелом размышлении не стоит пока, очень драматично, требует немалых энергозатрат для качественного исполнения, и в сущности мужской романс. Некоторые романсы имеют такую гендерную окраску по стихам и даже отчасти музыки более мужественной. А большинство романсов могут петь все, включая детей.
Перечисленные выше романсы не так просты, но изящны, но вполне по силам любителям пения. Конечно, это нельзя назвать русской музыкой в значении вот хоть "Камаринской" или к примеру романса Антониды из оперы Глинки же "Иван Сусанин" - русская распевная кантиленная колоратура, очень отличающаяся от итальянской). В романсах Глинки явственно европейское музыкально-культурное влияние. Есть у него даже романсы на итальянском языке, а возможно, и на французском. Как и у Чайковского впоследствии, на итальянском Mecca note, например, изящный романс.

"Венецианская ночь"- жемчужина вокальной лирики, очень итальянский романс, включающий даже имя Торквато Тассо и передающий в баркарольной мелодике красоту венецианской ночи. Известный музыковед Борис Асафьев  этот романс превознес в превосходных степенях. Асафьева стоит читать для глубокого понимания музыки, особенно русской классики. Писал Б. Асафьев и музыку, автор известного балета "Пламя Парижа".

 "Жаворонок"- вот это очень русский романс! Любимый нежно, как талисман с детских лет, когда мы разучивали его под баян учительницы музыки, у нас так мало было классики, вот эта песня была одной из немногих, на чём воспитывали наш вкус, дошло хоть до кого-то.

 "Я помню чудное мгновенье" на стихи Пушкина, романс посвященный дочери адресата пушкинского стихотворения, Анны Керн. Глинка любил долго и мучительно Елизавету Керн, они расстались, но в вечности остался этот романс. Кстати, в мужском исполнении он звучит в х/ф Весна Александрова, этом многогранном фильме, возможно, самом лучшем и кульминационном во всех смыслах фильме Александрова и Орловой. Правда, я не очень любила этот романс, он казался мне каким-то слащаво-приторным и по части стихов, и мелодики. Но Галина Вишневская цельно и интересно фразируя исполнила этот романс, без излишней сентиментальности, которой вообще портят романсы любые, считая за правило исполнять романсы именно так(расслабленно-сюсюкающе, что ли).

Ну вот пока на этом остановлюсь. Чтобы продолжить.
Музыка бесконечна.
На чем-то надо сосредотачивать свое внимание, иначе можно утонуть в океане музыки.
А вопрос, нужна ли кому-то "эта классика" - стоявший остро в пору моих вокальных штудий, и стоявший для всех включая заслуженных деятелей культуры, не говоря о студентах, почти все они классики не любили и мечтали тайно и явно исключительно об эстрадной звёздности в будущем, пока откровенно тяготясь обязательным учебным материалом. Я почти не встречала исключений, как ни удивлялась этому.
Что-то не так с эстетическим воспитанием, и вообще воспитанием чувств. Если классическая музыка кажется чуждой и не ласкающей слуха какофонией. Даже в части романса, что уж говорить об симфониях...

Но все же...В ю тьюб всё больше народу на такой музыке, и благодарностей за эти выкладки. Видимо, и попсой уже пресытились, захотелось вечного.

Сегодня объявили про выход в финал Евровиденья песни Манижы Рашн вумен и диктор новостей бодро сообщает, что в интернет-портале Евровидения эта композиция набрала столько-то мильонов просмотров и она "самая популярная" из песен участниц. И "будем болеть за Манижу!" Надо было добавить:"и держать кулачки".
 Она "самая популярна" оказалась потому что "весело ж поржать" над рашн вумен. Вот встала и пошла!
 
 Эти эссе не претендуют на академичность, скорее, в формате вольного дневника.
 Мне нравится ощущать себя и нас всех - летописцами своего времени, коли нам предоставили свободную самопубликацию, и на этом поставим многоточие...

Обзоры(ревью) новостей наиболее популяно ныне в Паутине, вслед за стремительно ускользающим потоком.
Очаги вечного и прерасного - это Классика.

23 мая 2021 17ч.37м.

Илл.:Иван Айвазовский. Названия не было приведено  отлично подобранной галерее Венеция в ивописи русских художников, так что просто венецианский пейзаж.
Айвазовский это Айвазовский, восторги излишни, около таких картин можно только изумлённо молчать, а вот популяризациюю современной живописи в меру сил продолжу и на публикации этого эссе Музыкального дневника на стихи ру привду картину современного российского художника Дмитрия Беломытцева с венецианским пейзажем, на мой взгляд, этот автор пишет в самобытной манере, узнаваемо будет, если станет так же известен, как Айвазовский или Борис Кустодиев, Валентин Коровин, Валентин Серов и другие, чьи картины о Венеции также представлены в подборке и приведу в другом эссе.

http://stihi.ru/2021/05/16/6849
О Глинке, Кукольнике, и о моей вокальной стезе


http://stihi.ru/2020/03/07/1199
Нестор Кукольник. Автор глинкинского Жаворонка
с живописным портретом кисти кажется Брюллова и стихами Кукольника, по которым возможно составить представление о "не-поэте".

https://stihi.ru/2021/05/20/5891
Мои песни Грига. Заход солнца
С репродукцией современного художника В.Н.Юшкевича, популяризация заодно современной живописи.