Индийские благовония

Александр Чатур
                Индийские благовония

   Был жаркий день. После двух- трёх проверочных по кругу проверяющий доложил руководителю полётов, изъял из чашки сиденья свой парашют и удалился с ним за створ «ворот». Машина привычно покачивалась на малых оборотах, в кабине пахло высотой. Как? Когда- то я пообещал моей возлюбленной, что брошу курить, как только у нас появятся в доме индийские благовония, а они, как и многое другое, были в дефиците. Они «появились», когда я спал. Мне сказали, что я улыбался во сне и не верили, что это именно во сне. Я был большим теоретиком и был уверен, что с появлением изысканного вкуса обязательно откажусь от чего- то менее изысканного. «Гусь был силён в теории», так, кажется, у Ф. Кривина в «Полусказках»?..

   Но я полетел. Захлопнулась дверь. Я запросил взлёт, добавив по инструкции «сам». Висение. Разгон. Набор высоты…
Когда- то в главном штабе ВВС некий генерал- полковник спросит меня:
- Ладно бы Вы просились в истребители. Но вертолёт…
Тем не менее, вертолёт. Всё заучено и отрепетировано. Каждый режим: отрыв, висение, разгон, набор, развороты, снижение…- всё отточено, несмотря на ветер и с учётом ветра. Одно движение шаг- газом- и его хватает до следующего разворота, без всяких корректировок и судорожных движений. Аэродром, посадочная «Т» позади под 45 градусов. Вот он уже на траверзе, то есть сбоку под прямым углом…
- 788! Доверните вправо на 15!
Команда, вмешавшаяся во все мои заготовки и наработки.
- Понял, вправо 15.
Выполняю, досадуя на руководителя полётов, не отвлекаясь на анализ причин. В квадрате на земле мой товарищ, старательно вышагивая по «коробочке» с ракеткой в руке и номером нашего борта, замечает, что я теряюсь из вида и, как и положено, начинает сигналить ею в воздухе, высоко подняв над головой. Третий разворот, к расположению которого я давно сегодня привык, оказывается совсем в другом месте. Это значит, что и глиссада теперь изменится, и придётся подбирать иной режим и изобретать другой расчёт на посадку. Для первого самостоятельного этого многовато. Поскольку «круг» в тот день был левым, я оказался вне «круга». Зачем всё это? Куда теперь идти следующему за мной. Там на земле, в квадрате, двое начнут топтаться, мешая друг другу. А в воздухе?

   В начале вывозной программы, в первых полётах по радио невозможно было различить ни своих, ни чужих докладов и команд. Как в том фильме, «В бой идут одни старики». Когда доклады накладываются, в эфире лишь резкий свист и больше ничего. Приходится соображать кто, где и когда, чтобы не мешаться.
- 788! Выполняйте третий!
- Понял. Третий.
Дублировать команду надо обязательно. Радиообмен записывается. И если команда понята, необходимо подтвердить, как понята…

   А тогда мне не поверили. Вместе с запахом благовоний я погрузился в какой- то удивительный сон, меня переполняла радость, я летел, я слышал чудесную музыку и проснулся от собственной улыбки. Так наши невольные телодвижения во сне иногда будят нас, и мы потом долго не можем забыть этого сна.
Надо мной склонялось любимое лицо. Волосы, кажется, пробегали нежной и желанной волной по щекам или лбу. Проснувшись, я был рад ещё и оттого, что даже во сне «узнал» этот запах и оказался искренним и правдивым в чём- то. Но мне не поверили.

   Высота четвёртого разворота оказалась достигнутой совсем не на посадочном курсе. Мне пришлось перейти на режим ГП, горизонтального полёта. К четвёртому я подошёл с совершенно испорченным настроением.  «Картинка», изящная и точная, жившая в моём воображении, была загублена. Посадка всегда была моим «коньком». Он не подвёл и на этот раз. Всё идеально.

   Руководителю показалось, что мой курс не совсем точен. Возможно. Но не на 15 градусов. Хватило бы пяти и менее, чем, вообще говоря, можно было бы и пренебречь. Остался осадок. Первый самостоятельный. Первым в отряде. Самолюбие страдало. До вечера я оставался понурым, несмотря на поздравления, раздачу дорогих сигарет, автографы…
Через месяц или чуть более мне разрешат летать по программе уже следующего года обучения, это не обойдётся без визы ни много ни мало легендарного маршала авиации. А позже меня как- то даже отстранят от полётов за взлёт не по инструкции…

   Но это не записки легендарного лётчика, его здесь нет.   Сегодня мне пришлось редактировать текст мемуаров, серьёзный и объёмный, со множеством технических и политических нюансов… И благовония у меня в доме по- прежнему зажигаются, по крайней мере, по утрам. И подумалось, почему бы не позволить себе тоже побыть мгновение или несколько минут в прошлых снах. Быть может, вздрогнет на лице забытая улыбка? Быть может, станет легко и безмятежно, как когда- то?
   
   Воспоминания, мечты. Как хорошо, когда они совпадают. Ты ещё во сне, тебя ещё нет здесь или там. Но уже угадывается, проступает. Как единственная заветная встреча, предчувствие, предсказание, пророчество, не подкреплённое никакими фактами, ничем не обусловленное, кроме бесшабашного и оголтелого «я знал»…
   А нам всё не верится и не верится.

21.05.21