История шумеров новые версии

Гахраман Гумбатов
История шумеров( новые версии).
1.Статья российского лингвиста Алексея Касьяна из Института языкознания РАН, опубликованная в Cuneiform Digital Library Journal, предлагает ещё одну трактовку родственных связей древнейшей истории шумеров, анализируя их язык (настолько, насколько фонетика шумерского языка, переданная с помощью клинописи, вообще поддается дешифровке) в сопоставлении с языком хурритов.
Ученым до сих пор не удается обнаружить родственные связи шумерского языка, то есть связать его с каким бы то ни было другим. Надо сказать, что по количеству выдвинутых гипотез на этот счет шумерский держит уверенное первенство среди
прочих языков. Вероятно, истина никогда не будет обнаружена — не исключено, что все родственники шумерского просто вымерли.
Однако попытки проследить этнополитическую историю Древнего Ближнего Востока по остаточным языковым свидетельствам не прекращаются. Алексей Касьян применил к шумерскому материалу методы типологии языковых контактов, лексикостатистики и комбинаторики, получив довольно интересные результаты.
Историческая справка:
В конце IV — начале III тысячелетия до н. э. в Южную Месопотамию (юг современного Ирака) пришли люди, называвшие себя «черноголовые», в современной науке они известны под именем «шумеры». Их язык отличался от семитских языков —
тех, на которых говорили племена, появившиеся примерно в то же время или позднее в Северной Месопотами (а также
исконно населявшие Месопотамию). Считается, что живым языком шумерский был до конца III или начала II тысячелетия до
н. э. Позднее, вплоть до конца I тысячелетия до н. э., шумерские слова широко использовались вавилонянами и ассирийцами
как язык культа и учености.
Хуррито-урартская языковая семья состоит из двух близкородственных языков: хурритского (с несколькими диалектами) и урартского. Судя по историческим свидетельствам, хурритский язык звучал на территории юго-востока современной Турции,в северной Сирии и северном Ираке как минимум со 2-й половины III тысячелетия до конца II тысячелетия до н. э. Урартский отмечается в I тысячелетии до н. э. как язык Урарту — государства VIII века до н. э., расположенного на территории современной Турции и окружающих ее земель.
Хурритский и урартский, как и шумерский, — языки агглютинативного и эргативного строя, что типологически сближает их с шумерским и противопоставляет индоевропейским и семитским языкам древнего Ближнего Востока. В отличие от
шумерского, хуррито-урартские языки достаточно скудно засвидетельствованы в письменных источниках и тоже остаются без уверенной привязки к генеалогическому древу языков.
Крупнейший востоковед XX века Игорь Дьяконов и великий лингвист-компаративист Сергей Старостин связывали хурритоурартские языки с северокавказскими (нахско-дагестанскими) языками. Алексей Касьян считает, что современные данные
требуют отказаться от такой соблазнительной гипотезы, однако вполне вероятно, что хуррито-урартская группа — действительно дальний родственник северокавказского, енисейского и сино-тибетского праязыков.
Для дописьменного периода хурритский соотносят с куро-аракской археологической культурой, представленной в начале IV — III тысячелетиях до н. э. на территории Южного Кавказа и прилегающих областей Ближнего Востока.
Для сопоставительного анализа шумерской и хурритской лексики Алексей Касьян применил метод автоматизированного сравнения консонантных классов. Это означает, что сохранившаяся базисная (наиболее устойчивая к изменениям в процессе
естественной языковой эволюции или вытеснению через заимствования) лексика этих языков представлена в исследовании в  упрощенной записи, передающей то, к какому классу относятся входящие в слово согласные звуки. Этот метод сейчас
активно используется в разных лексикостатистических исследованиях, давая материал для выдвижения гипотез относительно той или иной генетической привязанности языков. Российский лингвист проанализировал 110-словный список Сводеша для лексики исследуемых языков и обнаружил 6 (при более строгом подходе 5) слов, которые можно считать фонетически связанными. За пределами
сводешевского списка фактически никаких других лексических схождений с той же степенью фонетического сходства не обнаруживается. Исходя из полученных данных, можно вычислить с помощью глоттохронологического метода, что если общий предок
шумерского и хурритского языков существовал, он должен был распасться примерно в период около 14 тыс. лет до н. э., то есть за 10 тыс. лет до первой фиксации шумерского в письменности. Это невероятно огромное время. Вряд ли при этом могло
быть так, что в нескольких базисных словах прозрачное фонетическое сходство сохранилось, а вся остальная лексика шумерского и хуррито-урартских языков подверглась мощным фонетическим мутациям и теперь не сопоставима друг с
другом. Но как объяснить эти несколько слов, которые выглядят очевидно схожими?
Всего автор статьи рассматривает четыре потенциальных варианта объяснения: лексические заимствования из одного языка в другой; генетическое родство; случайное совпадение слов (нулевая гипотеза); языковой сдвиг. Первые две гипотезы, как довольно убедительно обосновывает лингвист, маловероятны с типологической точки зрения.
Перестановочный тест показывает, что вероятность случайного возникновения наблюдаемого фонетического сходства низка:
нулевая гипотеза в данном случае показывает вероятность от 6,9% до 0,4% в зависимости от используемых консонантных классов. Принятый в естественных науках порог статистической значимости — 5%. Иными словами, если моделирование дает
вероятность случайного появления наблюдаемой конфигурации выше 5%, исследователь и должен рассматривать феномен как случайно обусловленный. Тем не менее при более строгом подходе к определению консонантных классов вероятность
случайного совпадения продолжает падать, и нам мы все-таки следует искать какие либо содержательные объяснения фонетическим соответствиям между шумерским и хурритским.
Алексей Касьян предлагает еще один возможный вариант исторического развития, а именно языковой сдвиг. Один из двух народов в какой-то момент, появившись на территории другого, становится для последнего культурно-политически
доминантной группой, а его язык — престижным. В этот момент начинается переход основной массы населения на язык чужаков. Однако в силу тех или иных исторических причин по ряду причин языковой сдвиг мог прерваться на поздней
стадии. Именно в этом случае, то есть если какие-либо резкие политико-экономические изменения прервали процесс языкового сдвига на поздней стадии, как показывает Касьян на типологических примерах из современных языков, должна
возникнуть ситуация, когда только несколько слов из определенного, самого устойчивого лексического пласта (так называемой базисной лексики) сохраняются в языке в виде реликтовых остатков первоначального языка популяции.
Такая гипотеза предполагает два равновероятных с лингвистической точки зрения исторических сценария. Либо племена,
говорившие на диалекте хуррито-урартского языка, пришли с Кавказа в Южную Месопотамию, где и вступили во взаимодействие с шумерами. Шумерская культура оказалась доминирующей, и новоприбывшие начали постепенно говорить
на шумерском. Процесс языкового сдвига был по некоей причине прерван, шумеры исчезли с исторической сцены (возможно, они были истреблены?). Тогда те, кого мы знаем под именем шумеров, по происхождению представляют собой хурритские
(северокавказские) племена.
Второй вариант — противоположный. Часть шумеров снялась и мигрировала на Кавказ, где переняла прахуррито-урартскийязык. И тогда те, кого мы знаем как хурритов и урартов, представляют собой этнических шумеров, перешедших на хурритоурартский, но сохранивших в языке несколько базисных слов своего первоначального языка.
Археологические свидетельства (в частности, распространие куро-аракской археологической культуры), скорее, могли бы говорить в пользу первого из двух сценариев.

2. Молекулярная Генеология. Фаррух:
Автор на основании совокупности данных выдвигает версию о том, что первоначальные носители шумерского языка, переселившиеся в Междуречье, могли быть носителями Y-гаплогруппы R1a1a (M17).
Первые цивилизаторы. Что мы знаем о них?
Чуть больше пяти тысяч лет назад в Междуречье появляются шумеры – создатели первой на Земле цивилизации. На протяжении эпох в низовьях Тигра и Евфрата был распространён шумерский язык, пока постепенно не был вытеснен аккадским.
Откуда шумеры пришли в Междуречье точно неизвестно. Согласно их собственным преданиям, они приплыли в Месопотамию из «страны с высокими горами», а в пути делали длительную остановку на острове Дильмун (совр. Бахрейн).
Проблему происхождения шумеров можно решить с привлечением лингвистики, антропологии и ДНК-генеалогии.
Шумерский язык как ключ к разгадке
Шумерский язык не удавалось отождествить ни с одной из ныне известных семей.
В. Ребрик проводил сопоставления шумерского языка с картвельской семьёй [1]. А. Кифишин высказал гипотезу о родстве шумерского с языками мунда [2]. П. Манансала выдвигал аргументы в пользу родства с языками австронезийской семьи [3]. С. Парпола аргументировал родство с финно-угорской семьёй [4].

В 2001 г. Я. Браун выдвинул аргументы в пользу родства шумерского языка с тибето-бирманскими (337 соответствий, в том числе показатели 1-го и 2-го лица ед. ч. местоимений, числительные, обозначение частей тела и термины родства, фонемные соответствия, словообразование и элементы морфологии) [5]. В 2004 г. он дополнил список соответствий до 341-го, опубликовал список основных омонимов и синонимов, а также список именных префиксов, совпадающих в данных языках [6].
Ареал распространения тибето-бирманских языков охватывает горные системы Гималаев и Тибета, поэтому этот регион вполне подходит на роль «страны с высокими горами». На сегодняшний день это единственное сопоставление, имеющее не только лингвистическое, но и географическое обоснование. В более широком смысле шумерский и тибето-бирманские языки относят к гипотетической сино-кавказской макросемье, включающей в себя, помимо прочих, и язык бурушаски, также представленный в смежном горном районе Пакистана.
Итак, по предварительным лингвистическим данным, в качестве прародины шумеров можно рассматривать горную систему Гималаев и Тибета.
Внешний древних шумеров.
Прояснить вопрос происхождения шумеров можно и с помощью антропологии. При раскопках в Шумере было обнаружено царское кладбище, относящееся к 2550 г. до н. э.
Всего на кладбище было 16 царских гробниц, из которых уцелели только две – усыпальницы царицы Пуаби и царя Абарги. Погребальный ритуал сопровождался человеческими жертвоприношениями – в гробницах были обнаружены несколько десятков мужских и женских скелетов слуг и рабов.

Антропологическая реконструкция внешнего облика шумеров по их останкам и изображениям говорит о том, что их физический тип был тот же, что и у современного насееления Ближнего Востока. Это были смуглые люди с курчавыми или волнистыми чёрными волосами, с выпуклым или прямым носом и обильной растительностью на лице и на теле, что характерно для средиземноморской расы [8]. По факту, позднейшие вавилоняне – антропологические тот же народ, что и шумеры, но сменивший язык [9]. Антропологические данные не выявляют никаких отличий между шумерами и окружающим населением региона.

Но необходимо отметить, что антропологические данные, вследствие их изменчивости, не могут считаться надёжной информацией о раннем этапе формирования народа. Антропологически разные народы в результате межрасовых браков могут через несколько поколений утратить свой изначальный антропологический тип и слиться с окружающим населением.

Возможные гаплогруппы шумеров
В настоящее время появилась возможность внести ясность в вопрос этногенеза шумеров, а именно, использовать возможности ДНК-генеалогии. Очевидно, что для исчёрпывающего ответа на вопрос о происхождении шумеров необходимы тесты Y-ДНК останков царя Абарги. Y-ДНК анализ останков рабов в данном случае малонадёжен, поскольку рабы могли быть людьми нешумерского происхождения.

Вполне вероятно, что за давностью времени анализ Y-ДНК останков из шумерских гробниц уже невозможен. Если это так, то остаётся исходить из того, что гаплогруппы изначальных носителей шумерского языка могли хотя бы частично сохраниться как у современных арабов Ирака и Кувейта, так и у тибето-бирманских народов Северной Индии. Но необходимо помнить, что в Ираке мигранты из Южной Азии могли появиться вместе с многочисленными поздними нашествиями.

По всей видимости, первые шумеры, прибывшие на кораблях в Междуречье более 5 тыс. лет назад, составляли группу из нескольких десятков человек – вряд ли массовая миграция морским путём в то время была невозможна. Также это означает, что возраст «шумерской» гаплогруппы на Ближнем Востоке должен значительно превышать 5 тыс. лет.
Формально, эти возрасты не противоречат версии о миграции населения из Южной Азии в Западную.
Разумеется, что данное исследование носит более чем предварительный характер. Автор выражает надежду, что в будущем будут проведены тесты Y-ДНК шумерских останков, которые позволят дать окончательный ответ на вопрос об этногенезе шумеров.

3.Источник :https://severnymayak.ru/2021/01/19/:
Точно неизвестно, откуда пришли шумеры, но у историков есть данные, что около 2900 г. до н.э. представители этой цивилизации прочно обосновались в южной Месопотамии. Современные ученые делят историю этого региона на шесть периодов: Убейдский период — 5000-4100 гг до н.э; Урукский период — 4100-2900 гг. до н.э; Ранний династический период — 2900-2334 гг. до н.э; Аккадский период — 2334-2218 гг. до н.э; Гутииский период — 2218-2047 гг. до н.э; Период Третьей династии Ура (также известный как Шумерский Ренессанс) — 2047-1750 гг. до н.э. Долгое время специалисты полагали, что южная Месопотамия была заселена около 4500 г. до н.э. Но в последние годы эта дата оспаривалась, и теперь считается, что деятельность человека в этом регионе началась гораздо раньше. Первыми поселенцами южной Месопотамии были вовсе не шумеры, а люди неизвестного происхождения, которых ученые назвали убейдами. Такое имя народу дали в честь археологического памятника Телль-эль-Убейд в Южном Ираке, где были впервые обнаружены уникальные артефакты, относящиеся к тому времени. В некоторых источниках убейдами называют протоевфратцев, которые обозначаются как первые жители региона реки Евфрат. Об Убейдской цивилизации специалисты практически ничего не знают, но некоторые артефакты, относящиеся к этой культуре, указывают на то, что убейды основали первые общины, которые затем превратились в города, а чуть позже, в Урукский период, в города-государства. Для Раннего династического периода характерно появление первых царей, правительства и бюрократии, также в этот период происходят первые конфликты между шумерскими городами-государствами за территорию и воду. Шумерские города иногда объединялись под властью одного царя. Известный такой случай произошел около 2700 г. до н.э., когда царь города Киша Эн-Мебарагеси развязал войну против “городов страны Элам”. Кстати, это была первая письменно задокументированная в истории война. Объединенные войска царя Киша одержали победу и разграбили города Элама. Фото: Музей города Сулеймания, Ирак / Часть шумерской таблицы из белого мрамора. Ранний династический период, 2900-2300 гг. до н.э. Приблизительно в 2316-2310 гг. до н.э. Шумер завоевывает аккадский царь Саргон Древний (ок. 2334-2279 гг. до н.э.). В каждом шумерском городе на влиятельные посты он назначает своих ставленников, в том числе и свою дочь Энхедуанну (ок. 2285-2250 гг. до н.э.). Шумер находился под властью аккадцев до вторжения в регион народа Гутии. Через 200 лет правления Гутии царь города Ур Ур-Намму (ок. 2047–2030 гг. до н.э.) освободил эту область. Начинается возрождение шумерской культуры, этот период вошел в историю как Шумерский ренессанс. Американский востоковед Сэмюэл Ноа Крамер в своей книге “История начинается в Шумере” называет 39 событий, которые впервые в истории появляются именно у шумеров. Вот самые интересные пункты: первый историк; первый случай снижения налогов; первый “Моисей”; первые пословицы и поговорки; первый “Ной”; первый библиотечный каталог; первый “Мессия”; первая колыбельная. первое задокументированное авторство (гимны, которые сочинила дочь Саргона Древнего Энхедуанну). В своем труде Крамер рассказывает и о шумерских городах, которые после освобождения от народа Гутии разбогатели за счет торговли. Экономическое процветание, пишет Крамер, привело к культурному и научному росту. ПЕРВЫЙ ГОРОД Некоторые историки называют шумерский город Урук “самым старейшим в мире”. Предполагается, что в его центре находился храмовый комплекс с многоступенчатым культовым сооружением — зиккуратом. Именно этот комплекс, говорят исследователи, послужил прототипом библейской Вавилонской башни. Хотя современная археология и установила, что Урук является самым старым городом в Месопотамии, шумеры же так не думали. Они полагали, что первым был Эриду. Считалось, что им управлял бог мудрости и владыка вод Энки. Фото: Карта Месопотамии, охватывает период с 2000 по 1600 годы до н.э. Древний народ верил, что Энки поднял Эриду из болот, а затем послал людям “царствие с небес” и установил мировой порядок. Шумеры считали Эриду местом рождения божественной силы, управляющей укладом людей, и рассматривали появление этого города, как наступление “золотого века” — блаженного состояния человечества. Многие историки полагают, что миф, который связывали с городом Эриду, скорее всего, послужил основой для мифа об Эдемском саде, а миф о “падении” города — для мифа об изгнании из рая. Правда, в них есть различия. Так “падение” Эриду означало не грехопадение человека, а утрату влияния города, как центра древней цивилизации. Вот что говорится об этом в шумерском мифе “Инанна и Энки”: “Самая прекрасная и самая могучая из богинь, Инанна, любила свой город Урук больше всех городов. Чтобы возвысить его и сделать столицей всего Шумера, задумала она великое дело. Решила богиня отправиться в гости к своему праотцу, богу мудрости Энки, обитающему в ужасной бездне Абзу около города Эриду, древнейшего из городов. Она знала, что здесь хранит Энки сто божественных установлений (по-шумерски – ме), приводящих в движение жизнь людей. Эти сто таинственных основ жизни захотела Инанна доставить из Эриду в Урук и обеспечить себе власть над землей…. Исимуд выполнил приказ своего господина. Он встретил богиню и проводил ее в Абзу, и усадил за праздничный стол. Явился сам Энки и сел рядом с богиней. Ее чарующая красота ослепила его, и сердце бога возликовало от пьянящих напитков, выпитых вместе с нею. И, увидев, что он уже не владеет собой, хитрая Инанна сказала ему: «О мой отец, подари мне сто великих установлений, направляющих дела людей, погрузи их в небесную ладью и отправь со мной в мой город Урук». Опьяненный и очарованный Энки не имел сил противиться просьбам богини”. Далее в мифе рассказывается, что Энки с радостью отдает своей дочери сто божественных установлений, после чего она бежит к своему кораблю и доставляет их в Урук. В итоге город Эриду “уменьшается”, теряет влияние, а Урук, наоборот, “увеличивается” в размерах и становится самым влиятельным в регионе. Современные исследователи полагают, что этот миф возник как результат перехода шумеров от небольших поселений (символизировало Эриду) к строительству городов (символизировало Урук). ВО ЧТО ВЕРИЛИ ШУМЕРЫ Шумеры считали, что боги создали мир из хаоса. После они вылепили человека из глины, чтобы он обрабатывал землю, пас скот и поклонялся богам. Смысл всей жизни человека — трудиться с богами бок о бок, чтобы не допустить возвращение хаоса. Однако по неизвестным причинам боги вернули мир к первоначальному состоянию. Фото: Британский музей, Лондон / Одна из таблиц, на которой записан миф об Этане. В ней рассказывается, как орел на своей спине переносит мифического царя на небеса. Новоассирийский период, VII век до н.э. Шумерский “Миф о творении” (текст найден при раскопках Эриду, предполагается, что его написали ок 2300 г. до н.э.) — самая ранняя версия сказания о Всемирном потопе, которое потом перескажут в аккадском эпосе об «Атрахасисе», «Эпосе о Гильгамеше» и «Книге Бытия». В этом мифе боги решают уничтожить человечество с помощью потопа. Энки, узнав о надвигающейся опасности, спасает благочестивого царя Зиусудру, велит ему построить ковчег и взять с собой “каждой твари по паре”. После семи дней и семи ночей потоп прекращается, боги смягчают свой гнев и принимают решение контролировать численность населения: отправляют в мир смерть и болезни. Боги ожидали, что люди, познав смерть и болезни, будут использовать свое время по назначению: для поддержания порядка и взаимопомощи. ВЛАСТЬ Сэмюэл Ноа Крамер в своей книге пишет, что возвышение шумерской цивилизации и появление государственности тесно связаны с потребностью в орошении: «Сельское хозяйство шумерских городов-государств зависело от орошения — сложного процесса, требующего совместных усилий и хорошей организации труда. Сперва необходимо было построить каналы, потом за ними нужно было следить. Ведь вода должна была равномерно распределяться между всеми заинтересованными сторонами. Правители шумерских городов-государств заключали союзы и создавали совместные надзирательные органы, в результате количество правительственных учреждений росло и, как следствие, развивалась политическая система, образовывалась государственность». Из многих невероятных артефактов, найденных при раскопках в Ираке, интерес представляет так называемый “Список царей” — документ с именами шумерских правителей, восходящих к началу мира, когда боги впервые послали “царство с небес” в Эриду. Этот список составлен в 2100 г. до н.э, предположительно, в городе-государстве Лагаш. В документе первым правителем Шумера называется царь Этана, о нем говорится как о том, “который успокоил все земли”. Этана считается мифическим царем, скорее всего, это вымышленный персонаж. Фото: Британский музей, Лондон / 11 таблица «Эпоса о Гильгамеше», литературное произведение написано клинописью. Из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала II, Месопотамия, Ирак. VII век до н.э. Ученые отмечают, что у шумеров сперва не было титула царя. Городом-государством управлял военный вождь — лугаль (буквально «большой человек»), избираемый народом на время войны. Помимо исполнения военных обязанностей, он руководил возделыванием земли и играл роль “помощника богов”, следил, чтобы люди исполняли их волю. Позже, с ростом городов и развитием сельского хозяйства, титул лугаля становится пожизненным, во всех крупнейших городах лугали фактически превращаются в царей, а власть могут передавать по наследству. На протяжении всего Урукского периода (4100-2900 гг. до н.э) культура шумеров быстро развивалась, величайшим достижением того времени стало появление письменности, это произошло в 3600-3500 гг. до н.э. ПАДЕНИЕ И ГИБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ Историки отмечают, что письменность шумеров возникла в результате становления торговых отношений между городами-государствами, но первое время была относительно примитивной, использовалась лишь для записей хозяйственного учета. Приблизительно в Ранний династический период (2900-2334 гг. до н.э) начинает формироваться клинописное письмо, которым позже будут написаны такие произведения, как «Эпос о Гильгамеше», «Гимны Энхедуанны для Инанны» и многие другие. Шумерский язык стал языком “лингва франка” в Месопотамии (как сегодня английский) — на нем между собой говорили люди из разных регионов, чей родной язык был иным. А шумерской клинописью пользовались народы, которые находились далеко от Шумера и у которых даже была своя письменность. Почему так происходило, ученые не знают. Шумерская цивилизация прекратила свое существование в 1750 г. до н.э. после вторжения эламитов. В 2083 году до н.э. царь Ур Шульги начал строительство великой стены, чтобы защитить свой народ от врагов, но ни он, ни другие правители закончить ее так и не успели, стену можно было легко обойти с двух сторон, чем и воспользовались захватчики. Фото: Руины зиккурата в древнем шумерском городе Киш (современный Телль аль-Ухаймир, мухафаза Бабель, Ирак). Зиккурат, вероятно, был построен правителем Нововавилонского царства Навуходоносором II. Время постройки — VI век до н.э. Специалисты отмечают, что шумеры пытались сохранить свою культуру даже с приходом в Месопотамию кочевников-семитов аморитов, но безуспешно. Во времена правления Хаммурапи (ок. 1792-1750 гг. до н.э.) шумерские божества были полностью вытеснены из пантеона богов и заменены другими, верховным богом Вавилонии и всей Месопотамии стал Мардук. Считается, что шумерские боги были заимствованы египтянами, а форма и размеры шумерских зиккуратов повлияли на строительство египетских пирамид. Шумерская концепция времени, а также их система письма, использовалась другими цивилизациями еще долгое время. А шумерская цилиндрическая печать — выточенный из камня небольшой цилиндр с уникальной резьбой, служивший как удостоверение личности, оставалась популярной в Месопотамии вплоть до падения Ассирийской империи в 612 г. до н.э.


POST SCRIPTUM История шумеров была тайной на протяжении веков. Любые ссылки на эту цивилизацию в древних трудах оставались без внимания. В XIX веке Библия (особенно Ветхий Завет) считалась самой старой книгой в мире и полностью достоверной. В истинности библейских преданий об Эдемском саде, грехопадении, Всемирном потопе практически никто не сомневался, люди полагали, что они продиктованы самим христианским богом. Археологам оставалось найти лишь подтверждения этих самых историй. Доказательства нашли, но совсем не те, на которые рассчитывала церковь, они оказались не в пользу религии. Эти находки изменили представление о прошлом и показали миру, что все библейские сюжеты были заимствованы из более ранних мифов, их сочинили и записали люди, жившие несколько тысяч лет назад в древней области, которую сегодня мы называем Шумер.