Самая маленькая птица

Сергей Смицких
        Скажите мне: какая птичка - самая маленькая?
        Очень умные могут ответить: "Колибри. У неё длина - шесть сантиметров, пульс - шесть ударов в секунду. Питается нектаром цветов, который собирает на лету"...
        А иные умники уточнят: "Если речь - о России, то это - желтоголовый королёк. Его длина - десять сантиметров от острия клюва до кончика хвоста".
        На всё это отвечу: "Слухайте сюды"!
        Летним утром шёл я вдоль опушки рощицы, любовался природой. Машина подъехала. Выскочил из неё мальчонка и сразу стал гоняться за бабочками.
        - Ванятка, далеко не убегай! - послышалось из машины, и оттуда вылезла дородная дама с рулоном, который тут же начала расстилать.
        - Ладно! - донёсся звонкий Ваняткин голос, а я вдруг увидел на листе придорожного лопуха птичку - она только-только туда порхнула. Села, отряхивается. Наклонился я, удивившись махонькому размеру птички. Крылышки у неё - тёмно-зелёные, а брюшко чуть желтеет.
        - Деда, что ты там разглядываешь? - прозвучал рядом голосок того мальчонки.
        - Ванька, глянь-ка: какая малая птичка, - позвал я его.
        Мы оба приблизили лица к лопуху. Отряхнувшись, птичка стала бегать по листу, слегка раскачивая его, и что-то поклёвывая. Движения листа и птички мешали её разглядеть, и я сдуру решил поймать малышку, как ловлю мух. Взмахнул с двух сторон ладонями навстречу друг другу над птичкой. Та взлетела и должна была попасть мне в ладони, но оказалась шустрой, и я зажал только её лапки. Птичка запищала и принялась клевать мои пальцы. Из-за этого я проснулся и почувствовал, что "поклёванная" рука - подо мной, и по ней бегают мурашки - отлежал, значит.
        Вот так-то! А вы говорите: "колибри, королёк"...

                Первопричина

        После столь необычных снов я копаюсь в памяти и пытаюсь отыскать там первопричину, первоисточник. Нередко это удаётся. Вот и в то утро подумал: где и когда мог видеть подобную птичку?
        Минувшим летом отпуск проводил в той местности, которая приснилась, в Воронежской области. Обратил внимание на отсутствие юрких белых трясогузок, в прошлые лета бегавших по тропам и дорогам. Зато появились новые птички с жёлтыми брюшками, тоже мельче воробьёв. Эти оказались очень пугливыми, не подпускали к себе ближе, чем на десяток метров - не удалось сделать ни одного достойного снимка. Позже, покопавшись в "сетях", уяснил, что это - жёлтые трясогузки.
        Несомненно, причина миграций - человеческая деятельность, но почему и как она нарушила хрупкое природное равновесие в конкретном случае, так и осталось неизвестным.

(2011)