Феномен золотой рыбки

Лауреаты Фонда Всм
СВЕТЛАНА ПЕТРОВСКАЯ - http://proza.ru/avtor/svetlyak7 - ТРТЕЬЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ "ИЗ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ" МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ
               
   У каждого свой Пушкин.

    Мой начался с Золотой рыбки. Бабушка, которая в детском саду  нянчила ещё довоенных детей, читала мне Пушкина перед сном.

  Читала, зевая, постукивая спицами, поправляя то очки, то гребенку в седых, но густых волосах. Половину слов я не понимала.

- «Смилуйся, государыня рыбка»... Пластмассовая рыбка-игрушка у меня была, это слово я знала, а «смилуйся, государыня» шло к рыбке в придачу, и было так мелодично, что казалось шлейфом из пузырьков и солнечного света.

- «Почернело синее море» - это знакомо. Море было в десяти минутах ходьбы от дома. Меня туда водили, и каждый раз оно было новым.

- «Много ли в корыте корысти?» - Это такая скороговорка, её приятно повторять, она перекатывается на языке, поется на все лады.

   Когда я повзрослела, меня занимало, почему дед не выпросил у рыбки более покладистую бабку? Я ведь тогда ещё не знала, что «мы в ответе за тех, кого приручили».

   В университете в период, когда у девчонок активизируется часть мозга, которая отвечает за интеллект, вопрос о рыбке снова меня занимал. А потом уже, знаете, не до мозга – начинается личная жизнь. Кто-то вообще не распечатывает эти соты знаний, довольствуясь пыльцой: сдал и забыл.

  Я ломала голову: а вдруг образ рыбки у Пушкина это христианство, как в римские времена катакомбной церкви. Смиренный старик просил земных благ для своей половинки и получал их. Но когда гордыня у старухи зашкалила, гнев Божий аннулировал всё подаренное: мол, знай своё место.

   Наш учитель философии, добродушный толстяк с большими дефектами речи, слова которого звучали, как птичьи трели, меня не понял. Он сразу на первом уроке предупредил: «Если я говорю фы-ши-хы-сы –  это не фы-ши-хы-сы, a хы-фы-сы-ши"...

   Мы  привыкли и концу первой пары довольно сносно его понимали. Мою теорию он высмеял и назвал псевдопафосной:«Это о фадности, всего лишь о селовесецкой  фадности!». Я ещё раз про себя удивилась, как он похож на говорящего попугая, и выкинула сказку из головы надолго.

         Замуж я вышла в 19 лет, а когда сыну исполнилось семь, прабабушка подарила ему "Сказки" Пушкина. Меня снова стал занимать этот вопрос. Но сынишка объяснил очень просто: «Всё хорошее кончается, нельзя привыкать к чудесам!».

  А вот когда мы прожили с мужем 30 лет и 3 года, вплотную приблизившись к Деду и Бабке, у меня вновь появилась теория.

  Он ловит неводом рыбу, а она прядёт свою пряжу – и это нити одной судьбы. Гениально!
   Мы решили отпраздновать эту дату. Побродили по пляжу вдоль кромки прибоя. Купили у бородатых  рыбаков мелкой, остро пахнущей рыбки. Я вручила мужу связанный мной шарф вместо невода, а он мне - новую сковородку-корыто.

   На ней мы пожарили рыбёшку прямо на пляже - там, где в море впадает река. Был у нас такой дикий пляж под названием "Лего". Чтобы берег не размывало штормами, строители набросали бетонных блоков, почему-то цветных: жёлтых, белых, голубых, а часть блоков так и осталась лежать на берегу. Как конструктор для детей великанов.

   Волны выносили достаточно веток для костра. Жадные языки огня облизывали сковородку, пытаясь добраться до рыбёшки, ветер им мешал, бросая песок.

    Я сидела и незаметно разглядывала лицо мужа, обрамленное бородкой и усами модного сейчас цвета «соль с перцем», что означает естественную седину. Видела морщинки, которыми время заштриховало лицо. Уши с возрастом стали крупнее и тверже. За столько лет, прожитых вместе, мы изменились, каждый прошёл свой путь.

    И в юности не очень похожие, мы сейчас были противоположны почти во всем. Он сова – я  жаворонок. Он раздражительный и циничный – я беззаботная оптимистка. Для него жизнь – труд и преодоление, для меня – дар и чудо.

   Даже готовили мы иногда отдельно. Он любил вкусно и разнообразно вкушать жареное, а мне было достаточно простой неприхотливой еды.
 
  Я считала его занудой, он меня легкомысленной.

  Особенно различия касались воспитания детей: я называла его методы людоедско- драконовскими, он мои – попустительски- мягкотелыми. Как наши дети выдержали этот диапазон родительских чувств? Как-то выросли и даже гордятся нами с лёгкой долей иронии.

   Конечно, общаясь, мы кое-что переняли друг у друга. Я научилась иногда твердо говорить «Нет!»  и ворчать. Он иногда с отвращением ест кашу «геркулес».

  А вот костер, природа - это наше общее студенческое прошлое. Кого хотел видеть во мне 23-летний талантливый молодой человек? Мать его детей? Подругу по путешествиям в разные красивые места? Соратницу в творчестве?
 
  Все мы были тогда максималистами, и любви хотелось такой, как в книгах, и цитаты выписывали яркие: или всё или ничего!

  Его я видела знаменитым художником в мастерской, или вдохновенным священником, разжигающим огонь Веры, или лесником на дальней заимке, мужественным и героическим на страже богатства природы.

   Сама готовилась жертвенно быть второй -  вдохновлять и помогать.  А вот, значит, не вдохновила, ведь при мне он стал таким, как сейчас – упрямым, недоверчивым, скупым на чувства. И жизнь у нас хоть интересная, но всё-таки довольно обычная.

  А то идеальное, что мы представляли, ещё витает призрачной недосягаемой синей птицей в глубинах подсознания. Но равнодушное течение жизни сносит нас ниже цели, и ничего с этим не поделать.

  Так думала я, наблюдая, как река впадает в море, бурлит и борется с его приливом. И не может ничего сделать. Поэтому просто соединяет с ним свои воды.
 
          Рыба на сковородке шкворчала, вкусно пахла специями: лавровым листом, розмарином. Перья заката медленно опускались к горизонту и тонули. Жареная рыба казалась золотой от масла и оранжевого солнца.
 
   И вдруг на меня нашло озарение: Золотая рыбка - исполнительница желаний в ДРУГОЙ  реальности. Она дала деду с бабкой то, что им хотелось, о чём затаенно мечталось в молодости.

  Деду -  возможность стать на время героем, выполнить нереальные желания своей любимой, соответствовать её идеалу.

   Бабке - получить идеальную Любовь, жертвенную, как в сказке. Но это ненадолго…

   А вывод? Надо расстаться с амбициями и разрушить иллюзии, хотя это больно…
 
   Я глубоко вздохнула, протянула руку и разгладила пальцем морщину меж кустистых бровей моего «старика». Ах, так хочется верить, как в юности, что впереди всё лучшее! Но всё лучшее сейчас со мной рядом – мой человек, моё море, моя жизнь...
 
   Угли понемножку остывали, поигрывая алыми огоньками. Закат тоже менял краски на холодные фиолетовые и сиреневые оттенки.

   Перед уходом я подбежала к морю, окунула пальцы в пену убегавший волны. И,  поверьте, увидела маленькую рыбку, скользившую меж камней.

  «…Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула…».

  Ах, Пушкин! Какой ты всё же хитрец!

                Иллюстрация из интернета.


 

На Конкурс "Из семейной жизни" http://proza.ru/2021/03/20/1578 Международного Фонда Великий Странник Молодым