3. Наша семья. Мама

Косолапов Сергей
   Мама наша, как я уже сказал, всю жизнь работала учителем русского языка и литературы в школе. Навсегда остался в памяти ее домашний образ сидящей за столом в очках на кончике носа и неизменно со стопками тетрадей. Учителем она была довольно строгим, но справедливым. Я не помню, чтобы она кричала на кого-то в классе в целях наведения порядка и дисциплины. Иногда ей хватало одного взгляда, чтоб приструнить расшалившегося ученика. Мне непосредственно довелось быть ее учеником с четвертого по восьмой класс, поэтому все это знаю достаточно хорошо.

   Конечно, тяжело учиться, когда мама контролирует тебя и в школе и дома, но что поделать, коли уж так получилось. К тому же, тогда еще сохранились старые негласно установленные традиции, гласящие, что самые уважаемые люди на селе - врач и учитель. Один лечит тело, второй – душу, и что бы у кого ни случилось в семье, здесь всегда бежали за советом и помощью к тому или другому. Поэтому, эти две профессии были самыми известными и почетными. Другой ученик мог бы что-нибудь наделать и эту его проделку могли и не заметить, а если это был сын учителя, например, как я, то так и говорили: «Ну вот, а еще сын учительницы!»

   Мама всегда занимала активную жизненную позицию. Кроме основной работы в школе, она успевала участвовать в общественной жизни села: принимала участие в выступлениях фольклорного коллектива Дома культуры, а также много времени уделяла работе в женсовете села. К ней нередко обращались за помощью, и она никому не отказывала, стараясь помочь каждому словом и делом.
   В 1970 году мама была награждена юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

   Так как брат и сестры довольно быстро разъехались - сначала на учебу, а потом на новые места жительства, то мы жили с мамой практически вдвоем все семидесятые годы в том самом доме, которого уж нет. Лишь с годами я понял, какие это были счастливые годы.
   На мне лежали ежедневные обязанности принести домой воду из колодца и дрова к печке из поленницы. Кроме того, каждый год нам привозили новые дрова. Их вываливали на Центральной дороге, напротив прохода к нашему дому. Мама нанимала кого-нибудь пилить бревна на чурки, а потом я таскал их на санках к дому, где колол эти чурки на поленья, и ближе к весне мы складывали их в поленницы.
   Для стирки у нас была старенькая стиральная машина, даже не помню уже, как она называлась. Не автоматическая, конечно. В день стирки я долго таскал воду из колодца. А вот полоскать белье мы ходили на ручей, в районе школы, но ближе к железнодорожной насыпи. Там долгое время были еще останки старого моста, выше по течению метров на сто от того, по которому все ходили в школу и на поезд.
 
   Вечерами мы любили смотреть вместе какой-нибудь фильм по телевизору, концерт или другую передачу. Иногда я помогал маме в проверке тетрадок, когда их было очень много, хоть нечасто, но это было. Я брал пачку тетрадей и проверял их «на карандаш», то есть указывал на то место, где находится ошибка карандашом, а мама потом смотрела эти тетради уже гораздо быстрее, красной пастой отмечала ошибки и ставила оценки. С диктантами и упражнениями было все просто – там было у всех все одинаково, а вот с изложениями и сочинениями надо было повозиться, к тому же зачастую это были тетради ребят из классов более старших, чем тот, в котором я учился. Так что приходилось осваивать иной материал по русскому языку на год-два раньше, чем мы изучали его в школе.

   В 1980 году по достижении 55-летнего возраста мама ушла на пенсию. Провожали ее торжественно в школе, а вечером все ее подруги, старые педагоги и весь учительский коллектив собрались за столом в нашем стареньком доме.
   После выхода на пенсию мама занималась рукоделием, участвовала в различных мероприятиях и выставках. В нашем доме чаще стали гостить  внуки, которых она очень любила.

   Наконец-то у нее дошли руки до того, чем всю жизнь некогда было заняться из-за нехватки времени. Она вязала крючком какие-то кружевные салфетки, коврики и с радостью дарила это знакомым, участвовала в выставках, мастер-классах и прочих мероприятиях, проводимымых в Доме культуры.
   Также мама занялась разведением и выращиванием клубники на своем огороде, варила вкуснейшее варенье и кормила им меня, когда я приезжал домой, и внуков, конечно же, тоже. Самой ей нельзя было уже сладкого, у нее открылся сахарный диабет, а вот мы все с удовольствием поглощали, то, что она с любовью для нас готовила.

   К сожалению, после выхода на пенсию, мама прожила совсем немного и после тяжелой непродолжительной болезни умерла в 1989 году, за неделю до защиты моего институтского дипломного проекта.
   На тот момент моя старшая сестра Надя жила уже много лет в Бакуре (Ижемский район), Люба – в Сыктывкаре, брат Володя – в Жешарте, а сам я заканчивал учебу в Кирове и был уже распределен на работу в Кировскую область. Так, со смертью мамы, в Усть-Выми не осталось никого из нашей фамилии.

   Фото: Мама – Косолапова Елизавета Игнатьевна в школе. Фото середины 70-х гг. из семейного архива Косолаповых.

Продолжение - http://proza.ru/2021/05/23/532