Соловьиные трели во МХАТе

Владимир Шевнин
СОЛОВЬИНЫЕ ТРЕЛИ ВО МХАТЕ

Устроившись в МХАТ им. Горького во второй половине нулевых, я ещё застал алкоголь в театральном буфете и аншлаговые концерты Розенбаума и Трофима. Затем, волею Хозяйки, всё внезапно чем-то решительно накрылось. Сохранился единственно только Володя Соловьёв с двумя сольными арендными выступлениями в год. Чем сей хитромудрый иудей пленил нашу православную Доронину – многим так и осталось непонятно.

Интереса к этому телевизионному деятелю во мне вообще не было. Но однажды соловьёвские трели на сцене МХАТа и моё дежурство совпали. Коллега по работе, приехавший на представление обожаемого им Владимира Рудольфовича, буквально вытащил меня на балкон родного театра уговорами о халяве, о рабочем времени, о совмещение полезного с приятным и что, дескать, мне такое непременно нужно видеть… 

Свободных мест в зале было крайне мало. Принимали Соловьёва с искренним интересом. Публику Владимир держал уверенно, энергично и аргументировано настраивал зал в резонанс своим мыслям. Не боялся уколоть власть, высмеивая бездарных чиновников. Монолог со сцены, меняя острые темы, тёк естественно и непринуждённо. Народ аплодировал. От микрофонов ему предлагали идти в депутаты… Он гневно отказывался…   

Представление в основном мне понравилось. Случались, однако, некоторые моменты, которые цепляли. Например, проскальзывало неуважительное и высокомерное отношение к вопросам зала. Вопросы и вправду интеллектом не блистали. Но люди заплатили свои кровные, приехали к многоуважаемому авторитету, интересуются его мнением по проблемам страны и мира… А в ответ, порой, барское пренебрежение с указанием на место.   

Вопросы Соловьёву от микрофонов переходили в непременное и подробное представление им всех своих родственников и друзей, присутствующих в зале. Вот Анна Шафран. Николай Васильич Злобин. Адвокат Шота Горгадзе. Дима Куликов. Доктор Мясников. Олег Лурье. А тут Семён Аркадьевич Багдасаров. Сатановский Евгений Янович. А здесь моя жена. Мой сын. Моя дочь. Моя тёща. Моя сестра. Жена моего сына. Муж моей дочери…   
 
Уважительное отношение к моноспектаклям Соловьёва на мхатовской сцене скоропостижно кончилось в ноябре 2013 года. Женщина из зала спросила о возможности возвращения Крыма России. Вопрос для каждого русского человека корректный, актуальный и закономерный. Как же лихо стал давить её Владимир Рудольфович!.. «Да не дай Бог!..» «А зачем вам Крым?..» «Как вы это себе представляете?..» «А вы что, с Украиной воевать собираетесь?..»

Коробило не от соловьёвских аргументов, а что он пытался морально, напором и силой своего голоса, вогнать спросившую о Крыме в ступор. Мол, вопрос у вас, гражданочка, мягко говоря, идиотский. «А почему Крым, а не Финляндию?..» «Нет никакого юридического основания!..» «Хрущёв отдал Крым абсолютно легитимно…» «А с какого года считать – с 91 или 17?..» И демагогия – про Абхазию и Южную Осетию, Польшу и Нагорный Карабах…

Хотелось сказать ему: «Вова, остановись!..» Человек на сцене не понимал чего-то сверх важного, не осязал и абсолютно не чувствовал исторического и духовного сопряжения нашего настоящего с нашим прошлым и будущим. То, что как Божий день было ясно этой пожилой женщине, не такой образованной и эрудированной, как Соловьёв, последнему было совершенно недоступно. И бездна эта заполнялась агрессией на грани истерики.   

Соловьёв Владимир Рудольфович открыто, на каждом углу, не устаёт позиционировать себя евреем, похоже, откровенно кичась принадлежностью к избранному народу. И гордо, каждодневно и ежечасно, по радио и телевидению называет себя русским патриотом и  государственником, ненавидящим запад и либерасню. «И повсюду, где устно, где письменно, Утверждал я, что всё это истинно».  Александр Галич.
 
А вот есть сегодня в России ещё один человек – бард, поэт, знаменитый учёный и путешественник. Но немного либерал. И тоже еврей. Александр Моисеевич Городницкий. Но он не кичится, в экраны не лезет и ярлыков на себя не наклеивает. И однажды он написал пророческую песню. «Севастополь останется русским». Поистине, божественным прозрением Городницкий вознёсся к высотам ветхозаветных пророков:

«Что сулит наступающий год?
Снова небо туманное мглисто.
Я ступаю в последний вельбот,
Покидающий Графскую пристань,
И шепчу я, прищурив глаза,
Не скрывая непрошеной грусти:
- Этот город вернётся назад -
Севастополь останется русским!
- Этот город вернётся назад -
Севастополь останется русским!»

«Я человек старорежимный, – говорил Александр Моисеевич, –  я считал и считаю, что Севастополь был и остаётся русским городом, потому что он полит таким количеством русской крови, так связан с русской трагической и героической историей… И я написал эту песню по убеждению. Она не конъюнктурная…» Он знал о притеснениях русских в Крыму, закрытых школах: «В Севастополе из 25 русских школ оставили, по-моему, три…»

А наш официальный «гусский» патриот и государственник, похоже, с Городницким был категорически не согласен. И его абсолютно не волновало и не огорчало даже то, «что детей заставляли изучать Пушкина только в украинском переводе».  Ни Севастополь, ни Крым до весны 2014 года – до новых вводных с известной площади – ему и на фиг были не нужны. «А что вы с ними будете делать? С Украиной воевать?..»

Гневно вопрошая бедную женщину о войне с Украиной, Соловьёв и в страшном сне представить не мог, как скоро глупый и неуместный вопрос о Крыме станет его главным пропагандистским коньком. А сам он из принципиального противника войны с братским народом превратится в последовательного и рьяного сторонника войны с нацистской Украиной. Войны – без минских соглашений, до Киева, до Львова, до победного конца!

Думаю, что мы не раз, и уже скоро, будем наблюдать за политическими кульбитами Владимира Рудольфовича. Флаг ему в руку! Переобуваться на лету ему не привыкать…

+   +   +

Кстати. Песня Александра Городницкого «Севастополь останется русским» была написана в августе 2007.

Истерика Владимира Соловьёва о возвращении Крыма в Россию – «Да не дай Бог!.. А зачем вам Крым?..» – случилась в ноябре 2013.

Крым и Севастополь вернулись в Россию в марте 2014 года.

А трели Владимира Рудольфовича Соловьёва, этого «великого русского патриота и государственника», взахлёб поучающего нас, граждан России, с экрана ведущего федерального канала, как надо любить свою Родину, государство и Путина – продолжаются до сих пор…   

И ещё. Песню Александра Городницкого сейчас поют уже с изменённой строчкой: «Севастополь вернулся назад – и навеки останется русским!» 

«Это народ написал. Я не возражаю», – одобрил Александр Моисеевич.

+   +   +

В продолжающейся трагедии глумливого, иезуитского и циничного разрушения нынешней действующей россиянской властью нашего русского национального театра – МХАТ имени Горького – есть один м-а-а-аленький, ну очень маленький, но плюсик – уже несколько лет этот многозаслуженный пропагандист Российской Федерации, Владимир Рудольфович Соловьёв, не выступает со сцены многострадального театра.

И, надеюсь, очень надеюсь, впредь туда уже не вернётся. Или я всё-таки ошибаюсь?.. Потому как на доброту Татьяны Васильевны Дорониной, много лет дававшей ему возможность выходить на сцену МХАТа, Соловьёв ответил чёрной неблагодарностью в самый драматичный период её жизни… А вот Захара Прилепина стал приглашать с завидной любезностью и регулярностью. Неужели по тонкому расчёту, а не по разнарядке свыше?..