Тайные закоулки памяти... глава 10

Юрий Чуповский
               

Сейчас, вспоминая то прекрасное, наполненное новыми впечатлениями время, с таким удовольствием перебираю дни, странички своей жизни, интересного обучения в той, настоящей школе лётного мастерства. Главное, мы были под постоянным контролем и вниманием чудесных преподавателей, воспитателей, инструкторов, командиров, которые имели огромный опыт, большой объём знаний, чтобы из неопытных, только начинающих взрослую жизнь парней, воспитать и обучить настоящих пилотов. Хоть и приходилось много времени тратить на изучение авиационной, профессиональной литературы, это не мешало находить время и силы для занятий спортом (лыжи, волейбол), делать авиамодели, которые потом дарили преподавателям, инструкторам. Удивляюсь сейчас – где находили время на всё это? Да, первый курс учёбы был самым тяжёлым – во-первых, нужно было ломать своё я, подчиняясь правилам и требованиям внутреннего распорядка училища, во-вторых, уметь преодолеть усталость от суточных нарядов, работы на строительстве новых казарм, спорткомплекса, работы по благоустройству всей территории училища. Приходилось сдерживать какие-то свои желания, но не все желающие стать лётчиками, выдерживали такие нагрузки.

Один из нашей группы – грузин Дато, как говорили его друзья, стал злоупотреблять наркотиками (он был из семьи высокопоставленных членов правительства в  Тбилиси и не терпел никаких притеснений), сколько мы его не уговаривали, он таки бросил учёбу. А вот другой парень из Дальнего Востока, шахтёр на золотодобывающих шахтах, изучив теорию на первом курсе, после нескольких полётов, внезапно заявил: “Я не смогу летать – я боюсь, под землю, в шахте до 1000 метров опускаться не боялся, а в самолёте страх до потери сознания!” Да, было и такое, очень хороший парень, трудяга, надёжный товарищ, а пришлось с ним попрощаться. Особо вспоминаю случай, который произошёл с моим другом Виктором из Харькова (я уже рассказывал об этом в одном из своих рассказов) – в детстве он получил психологическую травму, он оказался свидетелем гибели его младшей сестры, а результат этой травмы проявился, уже когда начались полёты. Дежурный командир эскадрильи вовремя заметил отклонения в психике и его отправили на лечение. Для меня это была большая трагедия. Но основной костяк нашей группы, помогая друг другу, успешно преодолевали трудности учёбы и с нетерпением ждали начала лётной практики на аэродроме.

И это, правда, тебя всё время переполняет радость, от того, что ты смог приворожить свою судьбу и она даёт тебе возможность осуществить свою детскую мечту. Для меня это было чудом – из миллионов, только малое количество становятся пилотами! Такой подсчёт меня воодушевлял! И вот наконец-то нас, служебным автобусом, вывозят на аэродром в Градижск. Очень быстро, с весёлым азартом, размещаемся в казарме – койки всех, с кем подружились, находятся в одном кубрике, в одном углу рядом, чтобы была возможность общаться не только днём, но и вечером, после отбоя – делиться друг с другом вполголоса, шёпотом какими-то своими мыслями, сокровенным. И вот первое общее построение и командир нашей эскадрильи представляет нам наших пилотов-инструкторов, которые должны научить нас азам лётной профессии. Все инструктора с огромным опытом лётной работы, а для нас, неопытных мечтателей, они вообще являлись полубогами авиации. Почему-то со всех представленных нам инструкторов более всего запомнился, мой инструктор – Пошивайло Алим Степанович и инструктор – Зализный Гаврила Иванович. Он обладал мощным, сочным голосом и в дальнейшем, когда проводился ежедневный разбор полётов, остальные инструктора часто приказывали своим группам внимательно слушать разбор полётов и указания Гаврилы Ивановича. Это было действительно интересно – он удачно использовал не литературную, а простую рабоче-крестьянскую речь, расцвечивая и приукрашая её, время от времени, солёными матерными поговорками. И это, после тяжёлых, выматывающих полётов чудесно развлекало нас и поднимало нам настроение. Особенно нас веселило, как на его методы воспитания будущих пилотов реагировала единственная инструктор-женщина. Весь вечер, мы затем упражнялись в остроумии, вспоминая каждое высказывание такого выдающегося разбора. Но, должен отметить, что в дальнейшем, когда больше узнавали инструктора Зализного, то понимали, что он на самом деле очень отзывчивый человек, всегда придёт на помощь курсанту и, к тому же – грамотный и опытный пилот!

И наконец-то, о моём лучшем учителе мастерству в лётном деле – пилоте-инструкторе Алиме Степановиче Пошивайло! Высококлассный военный лётчик, списанный в резерв из-за преступного приказа “кукурузного гения” – Хрущёва о сокращении военной авиации в пользу развития стратегических ракетных сил. Лётную военную службу проходил на Севере, г. Анадырь, а сейчас был принят пилотом-инструктором в КЛУ ГА. Во время первого знакомства с нашей группой он вдруг спросил: “Кто желает первым лететь со мной и испытать свои силы при выполнении фигур высшего пилотажа?” Не знаю, как это случилось, но я первым вылетел со строя и подошёл к нему. Он лично помог мне залезть в кабину ЯК-18-го, застегнул и проверил ремни безопасности и предупредил: “Никаких ручек и тумблеров не трогать, внимательно слушать и чётко выполнять все мои команды, вести радиосвязь буду сам – это у тебя ознакомительный полёт”. Большего счастья, радости я себе представить не мог! Это чувство восхищения до сих пор хранится где-то глубоко в моей душе! Первый взлёт и я на месте пилота впервые на такой высоте, в воздухе! Сейчас, после стольких лет личной лётной практики нелегко описать те чувства, когда я, неопытный пацан, испытывал все те перегрузки при выполнении мёртвой петли, бочек и с восторгом рассматривал землю под нами далеко внизу, в перевёрнутом полёте! Это было захватывающее, чудесное чувство и оно теперь навсегда со мной! Весь комплекс высшего пилотажа выдержал достойно с улыбкой!