Долгая дорога к Богу Гл. 6 Ч. 5-8-1 Н. М. Григорий

Дудко 3
В КОЛЛАЖЕ:
На первом снимке – Григорий Иродиоовиче Степанов

На 4-м и 6-м снимках – Иегумен Иосиф (Марьян):
О. Иосиф (Марьян) на одной из своих лекций и -
О. Иосиф (Марьян) около своего сгоревшего дома
У Ильинского храма в селе Ильинки Астраханской области.

На 2-м и 5-м снимках: -  фотография из книги и обложка книги –
«ПОКРОВСКИЙ  СОБОР  ГОРОДА  АСТРАХАНИ»

На 3-м снимке – мой внучатный племянник – Александр Соловьёв
на презентации книги Иосифа (Марьяна) – СО СВЯТЫМИ  УПОКОЙ».

Все подробности о приведённых в коллаже снимках – далее по тексту…

ДОЛГАЯ  ДОРОГА  К  БОГУ
ГЛАВА 6  ПРАВОСЛАВНЫЕ КОРНИ СТЕПАНОВЫХ РОДОМ  ИЗ АСТРАХАНИ
ЧАСТЬ 5-8-1  НОВОМУЧЕНИК ГРИГОРИЙ  ИРОДИОНОВИЧ  СТЕПАНОВ

Вот теперь дошла очередь и до моего двоюродного дедушки – Григории Иродионовиче Степанове…
Информация о нём – из источников Русской Православной церкви…
Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

Степанов Григорий Иродионович (Иванович)
Год рождения 1865

Место рождения Астрахань
священник

По данным [1] родился в 1862г.

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1921г.] [по 1927г.] [по 1931г.]

Образование
Духовная Семинария

Аресты
Астрахань
Год ареста 1921
Осуждения
Астраханская Губернская ЧК
. /. /1921
Приговор  лишение свободы на срок предварительного заключения

Служение
Астрахань, Покровская церковь
священник
Год окончания 1927
Месяц окончания 5

Аресты
Астрахань
Год ареста 1927
Месяц ареста 5
Осуждения
19 /12 /1927
Обвинение "служил панихиду на могиле расстрелянного в 1919г. архиепископа Митрофана"
Приговор  3 года ссылки

Места заключения
Саратов
Год начала 1927
Месяц начала 12

12 августа 1927г. о.Григорий обратился в ПКК (Политический Красный Крест) с просьбой об освобождении.
Из письма:" Уделите 10 минут на прочтение нижеследующего.
В 1919 году в Астрахани  был расстрелян местный архиепископ Митрофан. Верующим не было известно, что  послужило причиной его ареста, т.е. подвергся ли он такому наказанию, как политический  преступник или буржуй. Тем не менее, по разрешению, тело покойного было извлечено  из общей могилы, похоронено отдельно, и даже поставлен памятник над его могилой.
  До 1923 года на могиле архиепископа Митрофана верующими — его почитателями не  совершались заупокойные молитвы, но с 1923 года с момента разделения верующих на  два лагеря: "обновленцев" и "староцерковников"... во все дни поминальные на  могиле Митрофана, по просьбе и желанию почитателей его, служились беспрепятственно  панихиды. Лично я ни разу не был на могиле Митрофана и даже не знал места его  могилы. Но вот в конце мая 1927 года я совершенно случайно отслужил панихиду  на могиле покойного Митрофана и за это осужден был Коллегией ОГПУ к высылке  нас три года. Я решил обратиться к Советской власти о досрочном освобождении  меня от наказания. Но как это сделать — я не знаю. Почему и обращаюсь к Вашему  великодушию с просьбой оказать мне свое любезное содействие в этом деле."

Служение
Астрахань, церковь свт.Иоанна Златоуста
священник
Год окончания 1931

Аресты
Астрахань
Год ареста 1931

Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
 /. /1931
Приговор  3 года ссылки за пределы Нижне-Волжского края
                Дальнейшая судьба неизвестна
Источники:      
1.Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России// Церковно-исторический вестник.
1999. N 2–3. С.124–125,180.
2.База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ "Мемориал". М.:Звенья, 2004.
3.Из тьмы забвения: Книга памяти жертв политических репрессий: 1918–1954. Астрахань. ИПК "Волга". Т.1–2. 2000–2003.
4.Сайт "Благовест. Православная газета".
Всё, что было опубликовано о Григории Иродионовиче до этого момента – в предыдущих Частях этой книги, ориентировалось на том, что:
В 1931 году Григорий Иродионович был приговорён к ссылке за пределы Нижне-Волжского края и дальнейшая судьба его неизвестна…

Но понятно, что по воле Судьбы или Истории Событий, в которых жил и служил в те годы Григорий Иродионович, как и все другие его  соратники - не могли не быть вовлечёнными во всё, что происходило вокруг них, рядом с ними, да и во всей стране.
Но у нас не было подробностей участия Григория Иродионовича в тех или иных конкретных событиях.
Поэтому я вынуждена была публиковать отдельно :
- истории тех судьбоносных исторических событиях, происходивших в Астрахани после революции: Обновленцах, Крёстных Ходах, Восстании, Кровавом терроре и о многом другом…
- и отдельно – то, что удалось узнать о судьбе Григория Иродионовича – до 1931 года.

Естественно, я предполагала, что жизнь моего двоюродного дедушки протекала не просто так на фоне всех этих кровоточащих событий.
Наверняка, он был активным участником всего происходившего – по мере его сил и возможностей.
Но как это происходило?
Этот вопрос мучал меня давно и настойчиво. Периодически, опять и опять  я пускалась в поиски подробностей его жизни.
И ничего...

И вот, буквально 4 дня назад я решилась подойти к моим поискам с другой стороны.
Известно, что в 1924 году он был назначен настоятелем Покровского Собора.
В 1930 был арестован.
Значит, в Покровском Соборе он (теоретически) служил 6 лет.
Во всех публикациях об этом Соборе описана его история – до революции, а потом сразу же – 1941 год.

И вот меня осенило – нет в интернете, а служители самого Собора, действующего сегодня, должны же знать историю его гораздо в большем объёме того, что опубликовано в СМИ.

Узнаю опять же в интернете телефон и звоню в Покровский собор.
Отвечает секретарь. Задаю вопрос. И не верю ушам своим, с кем-то посоветовавшись, она меня соединяет с Настоятелем Покровского Собора -  Отцом Михаилом.
После короткой беседы, он попросил перезвонить через 15 минут.

Волнуюсь… Перезваниваю.

Отец Михаил диктует мне телефон, по которому я должна позвонить некоему Отцу Иосифу, который сможет ответить мне на все мучавшие меня вопросы, в данном случае – о Покровском Соборе в первые послереволюционные годы и о жизни священника, моего двоюродного деда – Григории Иродионовиче Степанове.

Звоню по указанному телефону. Не с первого раза, (отвечали – абонент занят другим телефонным разговором), наконец, дозваниваюсь.
Отец Иосиф внимательно выслушал меня и сказал то, от чего, как говорится –
«я лишилась дара речи»…

Отец Иосиф сказал, что им написана книга о Покровском Соборе, в которой есть рассказ и о Григории Иродионовиче Степанове…
Отец Иосиф сказал, что может мне выслать в эту книгу…

Я так растерялась от этого сообщения, что сразу не нашлась, что ответить.
Я сказала, что не хочу беспокоить его лишними просьбами, что у меня есть родственник в Астрахани – мой внучатный племянник – Александр Соловьёв.
Я попрошу, он купит для меня книгу и перешлёт.
Конечно, спросила отца Иосифа о том – могу ли я  побеспокоить его, если возникнет необходимость задать вопросы ещё?

Получив согласие, я поблагодарила его и…
И долго сидела, "переваривая" свалившиеся на меня неожиданные новости…

Придя в себя, я юркнула в поиск по интернету с вопросом - а с кем я говорила? Кто такой отец Иосиф в Астрахани, который написал книгу о истории Покровского Собора?

Информацию нашла…
Теперь я уже не только рот разинула, у меня глаза на лоб полезли от удивления…

Имя отца Иосифа – Иосиф (Марьян).

Иосиф (Марьян), игумен. настоятель храма иконы Казанской Божией Матери в с. Ильинка Володарского района Астраханской области. Автор многочисленных трудов по истории астраханского кремля, жизнеописаний астраханских подвижников веры и благочестия.
Он же - Иеромонах Иосиф (Марьян) - сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Астраханской епархии.

Оказывается –все тексты, которые ранее я поместила в этой Главе, я брала из книг, написанных этим незаурядным Человеком – Иосифом (Марьяном).

Я. конечно указывала каждый раз в ссылках на информацию, которая обычно звучала так:
"Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епархия, Администрация г. Астрахани, Изд. “Новая линия” - по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы,
архиепископа Астраханского и Енотаевского)".

Насколько скромен отец Иосиф (Марьян), я поняла ещё тогда, когда искала какие-ни будь подробности о нём в интернете. Ни биографии, - ничего не нашла.
Только – его труды, его книги и – всё…

И лишь в единственной статье я нашла рассказ и то – не о нём, а о его церкви.
И статьи бы этой не было, если бы не случилось несчастье.
5 лет назад (в 1907 году) сгорел дом отца Иосифа (Марьяна) - настоятеля Ильинской церкви, находящейся в селе Ильинка Астраханской области.
Приведу здесь её содержание.

ПОМОЧЬ ПОГОРЕЛЬЦАМ!

Недавно полностью сгорел дом настоятеля Ильинской церкви игумена Иосифа (Марьяна). В нем находились большая библиотека и архив по канонизации святых, создававшийся на протяжении многих лет.
Пожар нанес огромный ущерб скромному хозяйству храма.
Просим вас об оказании посильной помощи в восстановительных работах. За всех жертвователей мы будем молиться, пока существует храм.

Средства можно направлять по адресу: 416170, Астраханская область, Володарский район, село Ильинка, храм Казанской иконы Божией Матери, игумену Иосифу (Марьяну).
Получатель: местная православная религиозная организация «Приход церкви Казанской иконы Божией Матери» с. Ильинка Володарского района.
http://www.iliinka.orthodoxy.ru/
http://uspenskiysobor.narod.ru/html/1_71.html

(Я не указываю здесь номер счёта, так как думаю, что за прошедшие 5 лет, силами пожертвователей и Божьей милостью - дом отца Иосифа уже восстановлен.)
 
Далее в эту статью вставлен небольшой рассказ самого отца Иосифа (Марьяна) о храме, настоятелем которого он является и в конце статьи – кроткая справочка о самом отце Иосифе (Марьяне).

                ******************************
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери расположен в селе Ильинка Астраханской области на Чуркинском острове дельты реки Волги — месте уединенном, отдаленном от жилых пунктов. Храм отмечен особой милостью его Божественной Покровительницы.

С иконами в храме связаны многие явления Божественной благодати… Игумен Иосиф рассказывает о своем храме:

– На иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость» сквозь масляные краски стал проявляться нерукотворный образ Казанской Божией Матери, в честь которой был освящен храм.
Вначале я сомневался — это явление естественное или Божественное? Может быть, икона сильно обветшала и на ней написали другой образ, а теперь просто проявляется изображение, поверх которого была написана икона «Всех скорбящих Радость». Однако, присмотревшись, поняли — это нерукотворный образ, он не написан, а как бы объемен, выдавлен, выпукл.

Чудотворность иконы подтверждается ее воздействием. С ней связаны многие случаи исцеления людей от тяжких недугов, бесплодия, винопития…

Появление в храме чудотворного образа спасло храм от полного разрушения и забвения и потянуло сюда верующих людей. Приезжают отовсюду — и из Астрахани, и из соседних сел, и даже из соседних регионов.

В храме чудесным образом обновляются фрески и иконы.

Храмовая Казанская икона Божией Матери несколько лет назад сильно мироточила, как и многие другие образы в храме.

Вот на потолке изображения четырех евангелистов: Иоанна, Матфея, Луки и Марка. Как уже упоминалось, церковь старая, крыша находилась в аварийном состоянии, протекала. Изображения евангелистов на потолке храма утратили краски, сильно потемнели, один из образов пришлось временно снять. Но когда начались постоянные богослужения, образы евангелистов обновились, краски стали яркими, свежими, «заиграли», они выглядят как свеженаложенные на дерево.

Справа от алтаря находится икона святого Илии Пророка. Рассказывали, что икона была ветхая, темная, фактически нельзя было разобрать изображения, однако видите — она сама вся чудесным образом обновилась — и лик, и ризы…

Три года назад начала самообновляться икона Николая Чудотворца, изображение было на металле, и вот, уже я был свидетелем, она вновь заблестела, а была очень темной.

Эти явные явления Божией благодати.

                ***************************************

Игумен Иосиф является консультантом архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы (Карпухина). Он член епархиального отдела образования и катехизации.
На протяжении многих лет отец Иосиф собирает сведения о святых угодниках Астраханской епархии, живших как до, так и после революции. Им, в частности, была проделана подготовительная работа по канонизации священномучеников: архиепископа Краснопольского Митрофана, священников Григория Хлебунова, Василия и Николая Залесских, Николая Тарбеева, Михаила Ражкина и диакона Михаила Смирнова. Также отец Иосиф автор нескольких книг: «Храмы и монастыри города Астрахани», «Святые земли Астраханской», «История Астраханской епархии за 400 лет ее существования» (в соавторстве).

23 ноября 2007 г.
pravoslavie.ru›24995.html

Конечно, мне было чему удивляться.
Я сама себе поверить не могла, что вот так – сразу, запросто созвонилась с двумя настоятелями храмов, плюс с таким известным фанатом своего дела – просвятителем и историком, автором многочисленных трудов по истории астраханского кремля, жизнеописаний астраханских подвижников веры и благочестия.

Я в Москве в справочную поликлиники «родной» не могу дозвониться.
Однажды попробовала задать вопрос знаменитой Елене Малышей по поводу обострения какой-то одной из моих болезней.
На сайт написала. Ответили «консультанты», как потом оказалось «стандартным» ответом: - «Вам необходимо обратиться в клинику…»
Далее – клиника, соответствующая моему заболеванию…
Не ответ, а реклама, повышающая рейтинг...

А здесь – в течение каких-то  минут я дозваниваюсь до людей такого высокого уровня, как – настоятель Собора и получаю реальные ответы на мои вопросы!!!
Не верю сама себе, потому и удивляюсь…

Связалась по эл. почте с моим внучатным племянником в Астрахани – Сашей Соловьёвым. Просила купить и выслать мне книгу.
Уже на следующий день получаю ответ:

- Книги в продаже нет…
Но у него (у Саши) в личной библиотеке такая книга есть. Он  отснял и переслал мне  5 файлов со снимками страниц из этой книги.

Я читала текст. Теперь могу опять отметить -  иносказательно;
«Не верь глазам своим» …

Передо мной был отрывок из книги Иосифа (Марьяна: -
 ПОКРОВСКИЙ  СОБОР   ГОРОДА  АСТРАХАНИ
На нескольких страницах – жизнеописание Григория Иродионовича Степанова – весь послужной список с   подробностями некоторых событий из его жизни, вплоть до его кончины в 1943 году.

Конечно, текст я переписала.. Могу его здесь привести и на этом – окончить  рассказ о Григории Ирадионовиче Степанове.

Но книгу-то «хоцца» - поиметь. И беспокоить отца Иосифа неудобно.
Но всё-таки позвонила, а мне опять в ответ: "абонент занят, разговаривает, запишите сообщение ему после зврнка…" Я и записала – «Прошу сообщить, когда смогу связаться с отцом Иосифом, согласно предварительной договорённости».

Через 15 минут – звонок. Позвонил сам отец Иосиф. На этот раз поговорили долго. Потом, в конце разговора решилась попросить книгу…
Он спрашивает – куда переслать? Называю адрес сына. Сама-то не выездная. Живу по прежнему у дочки на даче, где почты рядом нет...

Понятно, что сам отец Иосиф тоже на почту не пойдёт. Точно не знаю, но ему, наверное - уже в районе 90 лет.
Спрашиваю, - а адрес продиктовать – секретарю?
В ответ – у меня нет секретаря…
- А как- же?
Отец Иосиф подумал и говорит – У меня есть помощник. Я его попрошу.
Я его предупрежу. А вы позвоните по телефону.

И опять я записываю телефон. На этот раз – Сергея Степанова.
Разговорилась и с ним. А он оказывается близко знаком с моим племянником – Сашей Соловьёвым.
А вскоре  уже Саша мне сообщил:
- Мне Сергей Степанов сегодня звонил, он историк-краевед, и это он дал мне много лет назад первые сведения о нашей семье.
Книгу они уже нашли для вас, Сергей скоро пришлет.
А с отцом Иосифом мы тоже знакомы давно, если бы ни он, наверно, никто бы вообще не знал историю астраханских церквей, которой он занимается.
 
Итак - Круг замкнулся…

Вот такая история.

В результате  уже я сама себе задаю вопрос – а в каком виде теперь выкладывать текст?
Можно просто переписать сюда всё, что написано в книге отцом Иосифом.

Но мне хочется добавить ещё некоторые подробности тех событий, на фоне которых теперь известно об участии в них Григория Иродионовича.

Но подробности событий тоже взяты из книг отца Иосифа.
Кстати отец Иосиф разрешил мне пользоваться всеми его публикациями по необходимости… Спасибо ему…

Решила так -  попробую объединить.
За основу беру опубликованное о Григорие Иродионовиче из книги о Покровском соборе, написанной отцом Иосифом, и местами буду дополнять  вырезками из других его же книг.

Получится многовато по объёму. Ну что ж! При необходимости разобью на Части. Опыт есть. Уж очень не хочется экономить на информации.
Я уже так глубоко вжилась в эту историю жизни моего двоюродного деда, что мне не хочется с ней расставаться.
И вообще мне начинает казаться, что это было не давно, а происходит сейчас.
И я - участвую во всех этих событиях тоже - наяву, а не в книжном изображении...

Да и поиски этой информации длились так долго и давались с таким трудом, что жалко что-нибудь оставить забытым.

Вот теперь и настал момент истинного рассказа  под названием  -

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ  ГРИГОРИЯ  ИРОДИОНОВИЧА  СТЕПАНОВА,
составленного по нескольким книгам – отца Иосифа (Марьяна).

По ходу составления данного текста, в котором много для меня новых сведений,
я иногда буду вставлять добавления – «РЕПЛИКИ от ИРАИДЫ…».

Начну со страничек из книги –
ИГУМЕН  ИОСИФ  (МАРЬЯ)
ПОКРОВСКИЙ  СОБОР  ГОРОДА  АСТРАХАНИ

Стр. 147
Страница эта начинается с текста, который относится к предыдущей Главе книги, в которой рассказывается об отце Александре Поспелове…
...нательный крест за заботы по украшению местного храма, по постройке церковных домов и самоотверженную деятельность среди пасомых.
19 марта 1909 года был удостоен сана протоирея.
Надпись на могильном кресте:

О. АЛЕКСАНДР  ПОСПЕЛОВ


3.  ПРОТОИЕРЕЙ  ГРИГОРИЙ  ИРОДИОНОВИЧ
            (1926 – 1928 гг.)

Родился в 1865 году в семье торговца имевшего кожевенную лавку.

(РЕПЛИКА  ОТ  ИРАИДЫ:
В детстве я от отца или м. б. от бабуси слышала о том, что кто-то из предков занимался выделкой кож, которыми успешно торговал по всей Волге. Зная, что Иродион Григорьевич был ресторатором, я думала, что кожным промыслом занимался отец Иродиона – Григорий.
Похоже, что кожевенная лавка могла перейти по наследству к Иродиону Григорьевичу от отца. Вопрос остаётся открытым, пока не найдутся новые источники информации).

В 1887 году Григорий закончил Астраханскую духовную семинарию и 23 августа рукоположен в сан дьякона при городской Христорождественской церкви,
с обязанностями учителя при местной церковно-приходской школы
(т. е.дьяконоучителя).

1 декабря 1889 г. рукоположен в сан священника при той же церкви.
В 1990 году перемещён в городскую Ионно-Златоустовску. Церковь, где прослужил до 1898 г.

2 декабря 1982 г. был награждён скуфиёй.

4 августа 1898 г. он был назначен настоятелем городской Троицкой церкви.
Хотя эта церковь и находилась в городе, приход её считался одним из самых захудалых и бедных.
Расположенная в заканавочной части города, в том числе и Армянской слободе, Троицкая церковь имела очень малое число прихожан. Внешне приход считался большим, но в нём основное население составляли иноверцы: армяне, персы, татары, немцы-лютеране.
К тому же в приходе находилось много «увеселительных» заведений – кабаков и публичных домов. Их соседство сильно отдаляло верующий народ от посещения церкви.
Сам же храм, очень старый и деревянный нуждался в капитальном ремонте, что требовало больших затрат, а средств никаких не было.

Но о. Григорий с первых дней своего настоятельства показал себя , как человек энергичный и деятельный. Он сумел найти благотворителей, которые практически полностью обновили храм как внешне, так и внутренне, где он был украшен новой богослужебной утварью.

Возрождена им была им была и духовная жизнь прихода.
В 1908 г. стараниями о. Григория было открыто церковно-приходское попечительство, которое добилось закрытие возле храма публичных домов.
Кроме того, возле церкви был выстроен двухэтажный каменный приходской дом, где разместились – церковно-приходская школа и квартиры для священнослужителей.

Стр. 148.

За понесённые труды о. Григорий был награждён в 1900 г. (11-19 апреля) - камиловкой, в 1903 г. (7 апреля) наперстным крестом, а в 1919 году (23 июня был возведён в сан протоирея.

14 мая 1915 г. о. Григорий был назначен исправляющим должность благочинного 1-го округа г. Астрахани, а 30 октября утверждён в этой должности.

11 декабря 1915 г. назначен штатным членом Астраханской Духовной Консистории.

Авторитет о. Григория как одного из первенствующих священнослужителей Астраханской епархии высоко поднял престиж и его прихода.

Кроме того 21 декабря 1904 г. он был удостоен благословения от епархиального архирея за устройство в церкви серебряного облачения на престол, 2 апреля 1915 г. благословения Святого Синода с грамотою.

Троицкая церковь стала при нём одним из цветущих приходов в городе.
Так продолжалось до революции...

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ