История Турции часть 26

Николай Мринский
Иран оказался перед необходимостью подписать 14 сентября 1639 г. мирный договор в Касри Ширине, по которому Ирак Арабский с Багдадом остался за Турцией. Граница в странах Закавказья была сохранена, а между Турцией и Ираном в дальнейшем почти не менялась. Войной между Турцией и Ираном воспользовались в 1637 г. донские казаки, чтобы захватить крепость Азов - турецкий форпост у устья Дона, предназначенный для организации набегов на русские земли. Казаки добились успеха. После окончания войны с Ираном султан развязал себе руки для того, чтобы вернуть Азов. Но лишь в 1641 г. было направлено войско для достижения этой цели. Турки осадили крепость, которую обороняли 6 тыс. казаков. Осада длилась четыре месяца, но оказалась безуспешной. В 1642 г. московское правительство, не желая обострять отношения с Османской империей, приказало казакам вернуть Азов. Все войны, которые вели османы в первой половине XVII в., были агрессивными. Империя не только не обнаруживала желания расстаться с чужими землями, которые находились под её гнётом, но даже пыталась захватить новые. На пути захватнических войн она искала выход из глубокого кризиса, в котором оказалась. Но результаты этих войн показали, что Турция могла добиться некоторого успеха лишь в борьбе с ослабленным и переживавшим кризис и упадок феодальным Ираном. Во взаимоотношениях с западноевропейскими государствами Турция в рассматриваемое время оказалась страной, которая даёт, но ничего не получает взамен. В 1604 г. Франция получила новую капитуляцию; через три года Англии удалось также добиться новой капитуляции, которая расширила её привилегии.

В частности, её судам был разрешен доступ в Чёрное море. В 1612 г. Голландия получила капитуляцию, аналогичную тем, которые были даны Англии и Франции. Этому пытались воспрепятствовать враждовавшие друг с другом Англия и Франция, но не добились успеха. Укрепила свои позиции Австрия, которая добилась значительных экономических и политических привилегий по договорам 1615 и 1616 гг. В 1615 г. Венеция получила такие же привилегии, какие уже имели Англия, Франция и Голландия. Таким образом, можно констатировать укрепление позиций наиболее крупных западных государств того времени в Турции и внешнеполитическое ослабление Османской империи в первой половине XVII в. Это было неизбежным результатом её внутреннего упадка. Экономические трудности сопровождались внутренними политическими осложнениями, в частности восстаниями - в Малой Азии, Мингрелии, Трансильвании и др.
 
ВОЛНЕНИЯ В СТАМБУЛЕ В 1651 г.

Особенно много хлопот причинило правительству восстание в районе Нигде в 1649 г., во главе которого стоял управитель провинции по прозвищу Гурджи Неби (Грузин Пророк). Среди восставших были мелкие тимариоты, а также наёмные сипахии, которые подвергались преследованию за участие в мятеже этого войска в 1648 г. Гурджи Неби выдавал себя за защитника сипахиев. Аналогичные восстания имели место в районе Вана, Измира и в других местах. Многочисленные налоги и фальсификация монеты вызвали волнения среди ремесленников и торговцев Стамбула. По распоряжению великого везира Мелека Ахмедпаши в Боснии, Белграде и Албании были отчеканены низкопробные акче, которые он приказал в принудительном порядке распределить среди цехов по курсу 108 акче за один дукат, в то время как в свободном обращении один дукат стоил 160 акче. Ремесленники и торговцы взбунтовались и толпами двинулись к великому везиру, требуя от него справедливости, т. е. отмены принудительного курса.

Везир отказался вступить с ними в переговоры, поэтому ремесленники и торговцы направились к шейху уль-исламу и потребовали от него воздействовать на великого везира. Шейх попытался было уклониться от этой миссии, но его силой усадили на лошадь и повели к резиденции великого везира. Вместе с ним шли свыше 50 тыс. восставших. В пути всё время раздавались требования: «Справедливости, справедливости!» Бунтовщики уже не удовлетворились разговорами с великим везиром и потребовали, чтобы к ним вышел сам султан Мехмед IV. Последний был вынужден удовлетворить их требование. Представители цехов пожаловались султану на то, что с ремесленников и торговцев в этом году взыскали 14 видов налогов. Несмотря на это, великий везир им навязывает неполноценные акче по принудительному курсу. Они считают это несправедливым и требуют, чтобы султан отменил это распоряжение, а заодно и новые налоги. Султан был вынужден пойти на уступки. Разумеется, не султан Мехмед IV, которому в это время было всего девять лет, был вынужден принять требование восставших низов Стамбула, а сановные круги, которые правили от его имени. Мятежники предъявили новое требование - казнить 16 сановников и прежде всего великого везира Мелека Ахмед-пашу. В ответ - сановники были уволены в отставку. Лишь после этого новому великому везиру и шейх уль-исламу удалось уговорить ремесленников и торговцев разойтись по домам. Экономический упадок и политические неурядицы вызвали дальнейшее ослабление военной мощи Османской империи.

ВОЕННЫЕ НЕУДАЧИ. МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ИМПЕРИИ.

Былой наступательный дух турецкой армии исчез. Неоднократно бунтовали янычары, а уровень дисциплины в их среде дошёл до того, что в 1649 г. при осаде крепости Кандии (о. Крит) они самовольно оставили поле боя. В июне 1651 г. турецкий флот, насчитывавший свыше ста судов, потерпел поражение от венецианского флота, имевшего всего лишь 60 судов. В июле 1656 г. венецианцы вновь нанесли тяжёлое поражение туркам на море у самых Дарданелл. Турецкий флот в количестве 79 судов был частично потоплен, частично захвачен в плен. Такого поражения на море турки не знали со времени разгрома их флота при Лепанто в 1571 г. Венецианцы захватили острова Тенедос, Самофракию, Лемнос и блокировали проливы. Это затруднило снабжение Стамбула провиантом, вызвало дороговизну и усиление недовольства среди его населения. Здесь отметим, что султаны всегда зaбoтилиcь о бесперебойном снабжении своей столицы, так как опасались выступлений. Не прекращались волнения в Малой Азии, Сирии и ряде других областей империи. В таких условиях, которые осложнялись малолетством султана, разгорелась борьба за власть между отдельными дворцовыми и около дворцовыми феодальными группировками. Одну группу, ставившую себе целью низложение султана Мехмеда IV, возглавил сам шейх уль-ислам. Заговор был раскрыт, а его руководитель казнён. Но это не устранило остроты политического положения внутри страны и возросшей внешней опасности. Поэтому правящие круги турецких феодалов видели выход в том, чтобы найти в своей среде человека, который на посту великого везира мог бы железной рукой установить порядок в стране и армии и приостановить дальнейший упадок империи.

Им оказался 75-летний Кёпрюлю Мехмед-паши, не умевший ни читать, ни писать. Выходец из бедной семьи, он благодаря своим прирождённым способностям, воле, хладнокровию, храбрости, начав с поваренка на султанской кухне, сумел достичь высоких постов в государстве. Именно ему, ещё обладавшему большой энергией и подвижностью, в 1656 г. была вручена власть великого везира. На этом посту проявились его государственный ум и деспотический нрав, жестокость и хитрость, хладнокровие и решительность. Силой и хитростью он подавил восстания феодалов в Малой Азии и северной Сирии, принудил ленников обновить свои бераты и тем самым добился усиления дисциплины среди тимариотов и увеличения численности феодального ополчения. Уже в начале его правления число казнённых им лиц достигло 30 тыс. Их головы свозились ежедневно в Стамбул и пирамидами укладывались у ворот дворца. Приказы о казни (лишился жизни и греческий патриарх) он отдавал тихим голосом и даже с улыбкой, которая наводила ужас на всех его противников. Принудительными мерами Кёпрюлю Мехмед-паше удалось пополнить казну, в частности он посягнул на часть доходов вакфов и даже личной султанской казны, обратив их в доход государства. Это ему позволило усилить армию и в особенности флот и одержать победу над венецианским флотом, блокировавшим Дарданеллы, а также отвоевать у Венеции ряд островов (Лемнос и др.). Кёпрюлю Мехмед-паша был прозван Жестоким, но своими террористическими мерами он укрепил авторитет центральной власти и несколько упорядочил дела в государстве.

Он умер в 1662 г. Посетившему его перед смертью султану Мехмеду IV он завещал: не позволять управлять собой женщинам, не доверять поста великого везира людям, жаждущим богатства, всеми возможными средствами пополнять казну государства и не давать ни на минуту покоя ни себе, ни армии. Пост великого везира занял сын Кёпрюлю Жестокого Фазыл Ахмед-паша, который пробыл в должности 15 лет. Ему было всего 26 лет, когда он получил в свои руки бразды правления (султан почти не принимал никакого участия в управлении государством). Отец дал ему хорошее по тому времени духовное образование. Фазыл Ахмед-паша не был столь жестоким, но старался во всём следовать советам отца, чтобы удержать государство на достигнутом им уровне. Он умер молодым (41 год), и пост великого везира был вновь передан одному из представителей семьи Кёпрюлю-Кара Мустафа-паше. Последний обращал особое внимание на состояние финансов, старался облегчить условия для ведения торговли, мягче, чем его предшественники, обращался с не мусульманами. Это объяснялось тем, что в то время имели место крупные волнения в Боснии, Валахии, Молдавии, Морее. Кара Мустафа-паша запретил взыскивать с крестьян больше налогов, нежели установлено, не стеснялся обращать в пользу государства доходы вакфов, несмотря на протесты духовенства. Указанные мероприятия на некоторое время несколько улучшили положение. Но тот же Кара Мустафа-паша усиленно прибегал к фальсификации монеты и этим нанёс столь большой вред ремесленникам, торговцам и другим жителям, что вызвал бунт в Стамбуле, в котором приняли участие и военные (последние из-за нежелания получать жалованье порчеными деньгами).

Продолжение следует в части  27                http://proza.ru/2020/10/10/258