Парижская коммуна

Александр Николаевич Раевский
          - Кузнецов!… - донеслось до меня издалека. - Кузнецов!… Да разбудите же его кто-нибудь в конце концов!

          Моё плечо потрясла рука соседа по парте. Открыв глаза я уставился на ухмыляющуюся рожу Илюшки Болотина и лишь потом перевёл взгляд на учительницу. Она требовательно смотрела на меня. Я выскочил из-за парты.

          - Ты спишь, Кузнецов?

          - Что вы, Наталья Никитишна! Как можно? Просто задумался немного…

          - О чём же, если не секрет?

          - О всемирно-историческом значении французской революции! - без запинки выдал я домашнюю заготовку.

          Эту фразу я репетировал перед зеркалом. Важно было произносить её без тени улыбки в глазах. Иначе не сработает! - так я считал.

          Мой ответ вызвал в классе сдержанные смешки. Пусть смеются! Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним! Учительница как-то недоверчиво посмотрела на меня и кивнула:

          - Так... Очень интересно... Тогда тебе, наверно, не составит большого труда помочь своему товарищу и ответить вместо него на поставленный вопрос. - она вопросительно уставилась на меня.

          Я слегка растерялся. Вопрос я, естественно, не слышал. Через минуту после того, как она вызвала к доске Кольку Морковкина, я уснул. Здесь не было моей вины! Оба братца Морковкиных мало того что внешне неотличимы друг от друга, как две рыжие и конопатые капли воды, так ещё и у доски ведут себя одинаково. Выдают скудные запасы своих знаний, как партизаны на допросе — микроскопическими порциями! Им обоим, по-моему, доставляет удовольствие балансировать на той тонкой грани, между надеждой и отчаянием, когда сердце учителя не выдерживает, и в дневник ложится красная двойка.

          Когда не знаешь, что отвечать, нужно тянуть время! Эту азбучную истину знает любой мало-мальски опытный школьник. И никогда не сдаваться! Звонок с урока иногда здорово выручает...

          - Этот вопрос требует глубокого исторического осмысления! - уверенным тоном начал я, и по смеху одноклассников понял, что путь выбран неверно.

          - Он ещё ждёт своих вдумчивых исследователей! - бросил я второй пробный шар.

          Смех усилился. Ладно, зайдём с другой стороны.

          - Чтобы попытаться ответить на него, давайте проведём историческую параллель с событиями 1861 года…

          - Стоп-стоп-стоп!... - прервала меня учительница. - Ничего и никуда мы проводить не будем! Этак мы с тобой далеко зайдём… Ты вопрос-то слышал?

          - А как же! Конечно, слышал! - уверенно воскликнул я. - Я же говорю, давайте проведём параллель…

          - Садись, Кузнецов, и больше не спи! Я спрашивала Колю о том, когда он в последний раз был в краеведческом музее…

          Одноклассники уже не скрываясь хохотали. Рассмеялась и учительница. Ловко она меня провела…


--------
* - Отрывок из романа "Танцевальный кружок. Часть 1" (прим. автора)