История Турции часть 7

Николай Мринский
Такое же название получили и должностные наделы, которые давались лицам, занимавшим крупные посты, на время их службы. С оставлением поста они теряли свой хасс. Продолжали существовать также вакфы и мюльки. Раздача зеаметов, т. е. владений, средних по величине между хассами и тимарами, была введена при султане Мураде I в 1375 г., но тогда и даже в следующем столетии зеаметов ещё было мало. Как сообщает турецкий летописец Ашыкпашазаде, уже при Османе было запрещено без причины отбирать тимары у их владельцев. Также было установлено, что тимар после смерти его владельца должен перейти к сыну, но с условием, что сын будет выполнять те же военные обязанности. При Мураде I тимарная система получила широкое распространение в европейских владениях Турции. Однако в ряде завоеванных областей султаны оставили в силе феодальные отношения, которые господствовали здесь ранее. Таким образом, феодальная система, сложившаяся ещё при сельджуках, получила дальнейшее развитие. Владельцы ленов - тимаров и зеаметов (эти владельцы назывались сипахиями) - составляли основную категорию турецких феодалов и являлись военной onopoй Османского государства. Эволюция феодальных отношений была связана с тек, что к концу XIV в. феодальная знать Османского государства перешла к оседлому образу жизни и основой её существования стала эксплуатация крестьян-земледельцев. Форма этой эксплуатации в основном осталась та же, что и при сельджуках, - издольщина. Таким образом к концу XIV - началу XV вв. Турция перешла от ранней стадии феодальных отношений к развитой.

В том же направлении, в течение ста лет, развивался и государственный строй. Если Осман был лишь пограничным беем (уджбеем) и главой племени, то Орхан стал подлинным государем. При нем начали формироваться гос. учреждения, появились первые везиры (министры) и феодальная бюрократия. При султане был создан Диван - совещательный орган из высших должностных лиц, в котором он председательствовал. Впервые при Орхане было введено административно-территориальное деление, которое способствовало ломке племенных отношений. Страна была разделена на три области - пашалыки, которые в свою очередь делились на округа - санджаки с санджакбеями во главе. Санджакбеи были облечены административными правами, но прежде всего выполняли военные функции (они возглавляли ополчение тимариотов своего санджака). Тимариоты также пользовались в своих владениях некоторыми административными правами. Судебного иммунитета ни в рассматриваемое время, ни раньше, ни позже турецкие феодалы всех категорий не имели. Судебные дела вершили духовные судьи - кадии. Они же были наделены и некоторыми административными функциями. Ocновным сводом правовых норм в рассматриваемое время был шариат, но применялось ещё и тюрэ. При Мураде I впервые начали издаваться указы (кануны), которые позже приобрели важнейшее значение, как правовая база в Османском государстве. При Орхане впервые начали чеканить османские монеты. Этому придавалось большое значение, потому что, как уже отмечалось выше, чеканка монет и упоминание имени главы государства в хутбе в мусульманских странах были важнейшими признаками самостоятельности.

Крупные изменения произошли в армии. Первые завоевания при Османе были осуществлены конными племенными ополчениями. Однако конница оказалась непригодной для осады крепостей. Кроме того, потребовались войска, которые находились бы в постоянном распоряжении султана. С этой целью при Орхане было создано из турок регулярное войско из двух родов: пехота (яйя) и конница (мюселлем). В 1361 или 1363 г. был сформирован пехотный корпус («йеничери» - «новое войско») из военнопленных, которые в размере одной пятой общего числа, доставлялись султану. Новый корпус получил название «аджеми оджагы» - «корпус новобранцев». Вначале он насчитывал 1 тыс., а вскоре 3 тыс. воинов. Со временем это число увеличилось. Так было положено начало знаменитому войску янычар, а вместе с тем и регулярным султанским войскам из христиан - так называемым капыкулу (рабы султана). Феодальное ополчение, корпус аджеми оджагы, иррегулярные части так называемых акынджиев (акын - набег), племенные отряды - все они составляли большую армию, которая обеспечивала османам численное превосходство. После разгрома крестоносцев под Никополем Баязид I предпринял новые завоевательные походы на Балканах. В 1397 г. он вторгся в Аттику и Пелопоннес, а затем стал готовиться к захвату Константинополя. Он блокировал столицу Византии с суши, опустошил в 1400 г. её окрестности и осадил ее. Однако взять такую сильную крепость он не смог. В частности, ему для этого не хватало флота. Однако Баязид не оставил своего намерения.

Но неожиданно Византия получила, хотя и косвенную, но решающую помощь с востока. Войска среднеазиатского эмира Тимура после завоевательного похода в Индию, покорения стран Закавказья и вторжения в Сирию обрушились на Турцию. В 1400 г. они взяли Сивас, а весной 1402 г. начали поход на запад. Им навстречу двинулся Баязид 1. Султан недооценил силы противника и переоценил свои собственные. 28 июля 1402 г. обе армии сошлись под Анкарой. По данным различных источников, в армии Баязида было 120-160 тыс. воинов, а в армии Тимура в несколько раз больше. Турецкая армия была наголову разбита, а сам султан и два его сына попали в плен. Разгромив Баязида под Анкарой, Тимур двинул свои войска на юг, в район Коньи, и на запад, к Бурсе. Войска Тимура прошлись по стране огнём и мечом, разрушили сотни сёл и городов, опустошили целые районы. Византийский историк Дука так описывает действия Тимуровских войск: «Продвигаясь от города к городу, он до того опустошил покинутую страну, что теперь уже не слышно было ни собачьего лая, ни петушиного пения, ни детского плача. Как рыбак, вытаскивая сеть из глубины на землю, захватывает ею всё, что попадется, и больших рыб и мелких, и мелюзгу рыбью, и ракушки, так и они обезлюдили всю Азию». Тимур разграбил и сжёг города Бурсу, Денизли, Измир (г. Измиром в то время владели родосские рыцари), уничтожил десятки тысяч людей, а многие тысячи (главным образом искусных ремесленников) угнал в свою столицу Самарканд. В течение всего похода Тимур возил по Малой Азии своего пленника Баязида.

Решив вернуться в Самарканд, он задумал взять и его с собой. Баязид узнал об этом и отравился в 1403 г. в г. Акшехире. Нашествие Тимура имело для Турции весьма тяжёлые последствия, несмотря на то, что он лишь около четырёх лет находился в Малой Азии. Желая надолго ослабить Турцию, Тимур расчленил её, вернув эмирам Гермияна, Карамана, Айдына и других бейликов самостоятельность. Турция, лишь незадолго до нашествия Тимура ставшая единым государством, вновь распалась на части. Даже территорию, оставшуюся во владении османов, Тимур разделил между четырьмя сыновьями Баязида (всего у него было 6 сыновей), создав тем самым условия для братоубийственной войны. Старший сын Сулейман получил европейские владения с столицей Адрианополем. Тем самым он считался как бы султаном. Старший сын Сулейман получил европейские владения с столицей Адрианополем. Тем самым он считался как бы султаном. С этого времени началась упорная борьба между братьями за престол, которая вспыхнула сразу же после ухода Тимура из Малой Азии. Возвратившись в Самарканд, завоеватель умер там в феврале 1405 г. В 1410 г. столицу и престол удалось захватить Мусе - брату Сулеймана, который был убит. Но Муса процарствовал всего 3 года и пал в борьбе со своим братом Мехмедом. Он, поддержанный феодалами, оставался на троне (под именем Мехмеда I Челеби) до самой смерти в 1421 г. Покорённые балканские государства и их соседи, над которыми также нависла угроза порабощения, не воспользовались создавшейся в результате нашествия Тимура благоприятной обстановкой, чтобы, избавиться от турецкого гнёта.

Мелкие эгоистические интересы феодальных классов балканских стран взяли верх над общегосударственными. К тому же нашествие Тимура не распространилось на европейские владения Турции и не ослабило местных феодалов. Избавившись от своих братьев-соперников, Мехмед I укрепился на троне и приступил к восстановлению утраченного единства Османского государства. Он добился серьёзных успехов, ликвидировав к 1415 г. самостоятельность ряда бейликов. Однако самый крупный бейлик - Караманский сохранил свою независимость, и Мехмед I вынужден был заключить с его эмиром в 1415 г. мирный договор. Одновременно с войной в Малой Азии Мехмед I вёл войну на море с венецианцами, которые захватили значительную часть византийских территорий, нападали на турецкие суда. Султан потерпел в этой войне поражение, так как он не располагал сильным флотом и опытными моряками и был вынужден заключить с венецианцами мир.

КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ В НАЧАЛЕ XV в.

Ещё больше, чем поражение, его вынудило к этому крупное крестьянское восстание, вспыхнувшее в западной части Малой Азии. Чрезвычайно тяжёлое положение, в котором оказалось население, особенно крестьянское, в западной Анатолии и Румелии в результате нашествия Тимура и войны между сыновьями Баязида I за престол, вызвало сильный рост недовольства и привело к восстанию. Оно охватило сравнительно большую территорию: Измирский район, включая Чешменский п-ов (по-турецки Карабурун), район вокруг г. Манисы, а в Румелии - долину у г. Загры (ныне Старая Загора) и район так называемого Дели-Ормана. Область, охваченная восстанием, была довольно значительной, если учесть, что к тому времени территория Османского государства была намного меньше той, которая существовала до нашествия Тимура. Как и в других странах в эпоху средневековья, восстание в Турции проходило под религиозными лозунгами.

Продолжение следует в части  8                http://proza.ru/2020/09/27/1022