Воспитание школьным театром

Вольдемар Скороходов
                Вольдемар Скороходов
                Воспитание школьным театром

«…И пусть прошли уже века,
Никто не разгадал пока
Секрет Театра-старика
До третьего звонка!»
                Сергей Матвеенко
         
         Что же всё-таки на протяжении веков притягивает к театру актёров и зрителей? Таинственный полумрак кулис?
Возможность за одну короткую жизнь  прожить множество других жизней? Влиять на мысли и поступки людей? Сопереживать героям и получать нескончаемые эмоции? Скорее всего, всё это в совокупности и составляет великую таинственную миссию Театра.
         
Свои театры сейчас существуют во многих учебных заведениях. Администрации школ создают и поддерживают у себя театральные коллективы. Это поднимает престиж школы. Некоторые директора понимают, что свои спектакли делают их школы менее официальными, театр помогает поддерживать творческий дух учебного заведения. Наличие театра в школе сейчас приветствуется и органами образования.         
         
         Родители в большинстве случаев тоже довольны: их ребёнок может с пользой для себя провести свободное время после основной учёбы. Отчасти школьный театр помогает решать проблему очень активных детей. Их неуёмная энергия направляется в нужное русло. 
         
         Тяга к игре, лицедейству - органическое свойство человеческой натуры. Все мы хорошо знаем, как великолепно самые маленькие дети, воображают себя то шофёром, то трактором, то собачкой. Потом, постепенно, по мере социализации маленького человека, эта свобода самовыражения пропадает. Ребёнок начинает стесняться вести себя не как все, его потребность в игре уходит внутрь, начинает реализовываться в мечтах и фантазиях, и со временем становится всё более скрытой и подсознательной. При этом творческое начало уходит и из всех внешних проявлений личности, тем более, что характер преподавания науки в наших школах, в основном, за редкими исключениями, рассчитан на воспроизведение учениками открытых до них истин, а не на творчество.
         
          В последнее время в средствах массовой информации, среди учителей и родителей достаточно часто говорится о формальном отношении к проблеме воспитания личности ребенка, формированию культуры его поведения, моральных и нравственных ценностей. Очевидно, что едва ли не самую главную роль в решении этих задач большинство заинтересованных в ней лиц отводит школе. Все знают, кто
должен этим заниматься, но далеко не все понимают, как это можно реализовать в рамках современной школы. В основном администрацию школ беспокоят вопросы: « Как дети сдадут ЕГЭ?», «Куда они поступят?», « Кем они станут?» А главный вопрос: «Какими они будут?» их мало интересует. А ведь эти дети, в сущности, завтрашний день нашей страны. Какими они будут, такой будет и страна. Как говорится: «Что посеешь, то и пожнёшь». Решение этой проблемы возможно, в том числе за счет разработки методов, сочетающих продуктивное обучение с универсальными средствами массового воспитания.
         
          Внутренняя потребность в творческой самореализации остаётся в человеке навсегда. Но, как это ни парадоксально, у детей школьного возраста, у которых эта потребность, как мне кажется, является особенно острой, возможностей для её реализации катастрофически мало. Школьный театр это одна из таких возможностей.               
         
          Театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дает повод для работы мысли. Занимаясь театральной деятельностью, ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма. Работая над ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык «включения» в нужный момент всех струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальнейшего успешного развития ребенка и прививает ему вкус к активной, яркой, творческой, полноценной жизни.
         
          Из всех видов искусств именно театр, как искусство коллективное по своей природе, имитирующее межличностные контакты, как искусство, в значительно большей степени, чем любое другое, привлекающее людей к сопереживанию и сотрудничеству, дает человеку возможность каким-то образом слиться с другой личностью, установить с ней наиболее глубокие, наиболее тесные и разнообразные отношения. Театр является не только как средством познания жизни, но и как школой нравственности. Он даёт детям образец для подражания. И сила воздействия на личность ребёнка этих самостоятельно добытых истин велика. Научить детей чувствовать – главная, на мой взгляд, задача театра. Как у В. Высоцкого: «… И когда ты без кожи останешься вдруг, от того что убили его, не тебя». Это о смерти друга. Пусть поймут, пусть почувствуют, что значит потерять друга, с которым, ещё вчера делил и хлеб, и воду, и кров. И если почувствуют и поймут, это останется с ними навсегда. Потому, что театр, это, прежде всего – обнажённый нерв. И когда ребёнок сопереживает герою, чувствует его, возникает довольно сильный воспитательный эффект, который усиливается,  когда ему даётся возможность влиять на события своими поступками, предрешать исход борьбы. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Поэтому, чтобы правильно прочитать текст, понять позицию автора, мысли и чувства его персонажа, школьнику нужно, прежде всего, попытаться поставить себя на место литературного героя, увидеть мир таким, каким видит его герой, почувствовать так же, как чувствует он. Театр, как вид искусства содержит в себе огромный потенциал, который нужно использовать в воспитании нынешних школьников. Он не оставляет равнодушным никого. Даже мимолетное соприкосновение с ним меняет душу человека. Николай Васильевич Гоголь говорил о том, что «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
       

         Как известно, современные дети мало читают, и можно предположить, что это является одной из причин низкого ценностного уровня развития. Ведь проникая в художественный текст, внимательный читатель становится очевидцем событий, учится им сопереживать, испытывает и радость, и горечь, и обиду… Он учится чувствовать и сострадать. Опираясь на собственный опыт, скажу. После большинства наших спектаклей, дети–зрители начинают читать первоисточники. Спектакли вызывают у них интерес к литературе: « А всё ли нам показали в спектакле?», «А может, это было совсем не так, как нам показали?». Так было со спектаклями «451 градус по Фаренгейту» по повести Рэя Брэдбери, «В списках не значился» по повести Бориса Васильева, «Трудно быть богом» по повести братьев Стругацких, и многими другими.
         
         Участие в спектакле позволяет каждому ребёнку пережить чувство радости от достигнутого, успех, признание зрителей. И это очень важно, потому что для развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих факторов, в роли которых и выступает успех. Именно он придаёт силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаёт основу для формирования высокой самооценки и индивидуальности ребёнка.
         
          В театр у нас нет никакого отбора - беру всех, кто пришёл, потому что знаю, в конце концов, останутся те, кому это действительно нужно, и их останется ровно столько, сколько необходимо для этого спектакля. Главная задача школьного режиссёра, на мой взгляд, не взять сразу талантливого ребёнка в театр и использовать его на всю катушку, а найти в нём этот талант, раскрыть его.
         
         К нам приходят разные дети. И приходят для разных целей. Есть такие, которые приходят для праздных развлечений. Но когда они понимают, что развлечениями здесь и не пахнет. И чтобы что-нибудь получилось надо много трудиться, и труд этот каторжный, и театру надо отдать много сил, энергии и свободного времени, они уходят сами собой, будто их и не было. Очень большие эмоциональные нагрузки. Например, сыграть мать, у которой пропала дочь, а звонят из милиции, просят приехать и опознать труп. Это спектакль «Безумная Евдокия» по повести Анатолия Алексина. Или взять  спектакль «Сашка» по повести Вячеслава Кондратьева. Мне, как режиссёру, было очень сложно работать со старшеклассниками над военным спектаклем. Трудно было погрузить их в ту атмосферу, настроить. Сделано было большое количество этюдов на военную тему и перед репетицией всегда звучали военные песни.
         
         Есть дети, которые приходят показать себя, заниматься, так сказать, самолюбованием на сцене, они тоже уходят. И тех и других я называю «Случайные попутчики». До каких-то пор нам было по пути, потом они свернули в сторону, а мы пошагали дальше, вперёд, к премьере!
          
         А ещё есть совершенно другие. Они приходят так, как утром всходит солнце, и озаряют всё вокруг. От их улыбок светло и тепло. Им есть, что поведать людям с «Великой кафедры».  Работать с ними великое наслаждение. Иногда они не выговаривают какие-то буквы, «глотают» звуки, не всё у них получается, но они стараются изо всех сил. И театр творит чудеса. Дети становятся смелыми и уверенными в себе, выпрямляются и идут красивой походкой, становятся подвижнее и активнее. Этот момент преодоления себя, своего комплекса, очень важен.  Они не устают репетировать, не ждут конца репетиций, даже дома они работают над ролью. Без напоминаний они ставят декорации и заряжают свой реквизит. А как они радуются, кода наконец-то у них получается роль.

          В школьный театр приходят в основном дети, которые не собираются становиться профессиональными актёрами, им хочется попробовать ими побыть. Но бывают и исключения. Один из моих учеников Сергей Дубянский решил посвятить свою жизнь служению театральному искусству, и, окончив Театральный институт им. Бориса Щукина, успешно исполняет ведущие роли на сцене иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова.
         
          Был случай, когда одного из моих учеников заметила в фестивальном спектакле режиссёр – педагог иркутского театрального училища и готова была взять его к себе сразу на второй курс. А после окончания училища посодействовать его поступлению в Москву, в ГИТИС. Он был готов, но на его пути встала мама, сказав ему: «Хватит с нас твоего дяди – кукольника!» (Дядя работал в красноярском кукольном театре). А мне сказала, чтобы я не сбивал с пути её Витеньку со своим театром. В итоге Виктор закончил экономический факультет Политеха, пробовал даже там преподавать, не получилось. Затем работал чиновником в администрации города, сократили. Потом где-то работал ещё. Хотел завести свой бизнес. Встретились мы несколько лет назад. Он улыбался, рассказывал о жизни, но моё режиссёрское чутьё подсказало мне, что в глубине души он очень несчастный человек. Нелюбимая работа всегда в тягость. Мы проводим на работе большую часть своей жизни, которая и без того коротка, и работа, я думаю, должна приносить удовольствие. Кто-то сказал: «Хочешь всю жизнь не работать, полюби свою работу».
         
         И случай с Виктором не единичный. Я не понимаю родителей, которые «лучше знают», что нужно их ребёнку. Может, конечно, они и лучше знают, но не понимают одного, что с не любимой профессией жить не им, а их ребёнку.
         
         С самого первого спектакля у нас в театре появилась традиция – после премьеры спектакля подписывать друг другу программки. У меня их скопилось уже несколько десятков.  Когда мне особенно трудно и не клеится дело, я достаю их и перечитываю. А после открывается второе дыхание, и я говорю себе: «Всё было не зря». Это, конечно, очень личное, но я приведу несколько записей: « … Благодаря вам я много понял из жизни. Спасибо вам!», « Спасибо, что играете не только роль на сцене, но и огромную роль в наших жизнях! Спасибо за ваше терпение, шутки, наставления, настрой…», «Владимир Фёдорович. Я вам очень благодарен за всё, что вы делаете. Много лет назад я мечтал о том, что я стану более уверенным в себе. И моя мечта сбылась – благодаря вам. Спасибо вам за всё!», «… Вы не просто наш режиссёр. Вы даёте нам шанс прожить другую жизнь. Я вам благодарна!», «… вы сделали из нас за этот год настоящих людей… Спасибо!», «С каждым годом я всё сильней привыкаю к вам и к театру, и с каждым годом я понимаю вас всё лучше и лучше. Спасибо, за то, что у меня в жизни есть такой милый театр!». 
         
          Я уже давно заметил, что девочки и мальчики, исполнявшие роли в спектаклях взрослеют гораздо быстрее своих сверстников. У них другой, более взрослый взгляд на жизнь. Роли накладывают отпечатки на их души, а они в свою очередь оставляют в ролях частицу себя. И в заключении хочу сказать, Театральная деятельность – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению. И значит, школьный театр для его артистов является не "дополнительным образованием", а самым что ни на есть главным - образованием человека. Да здравствует школьный театр!

Иркутск - 2019 г.