На всю жизнь

Анна Мержвинская
  У многих есть воспоминания детства, которые врезаются в память и остаются с нами на всю жизнь. У кого-то это запахи, определенные места или уголки местностей (в деревнях или городах). Их немного, таких воспоминаний, но среди них всегда присутствует одно, самое яркое и первое, всплывающее при воспоминании о детстве. Может есть ещё два-три, но они следующие, не первыми вспоминаются.

   Так и у меня. Есть такое воспоминание. И я всегда его припоминаю когда вижу в темное время отсветы фонаря на стене в комнате в квартире.

    Это далекое воспоминание детства, начала 70-х годов 20-го века. Иногда, нас с младшим братом привозили к дедушке с бабушкой на канал Грибоедова. Мы оставались там на неделю или две. Квартира была коммунальная, на 3-м этаже старинного дома близко от Львиного мостика. Парадная широкая лестница и черный ход во двор-колодец,из которого была арка на соседнюю улицу. У дедушки с бабушкой было 2 комнаты. Первая глухая комната, без окон, одни стены. И через нее были двери во вторую комнату. Над этими дверями висели старинные портьеры немного выцветшего терракотового цвета. Ткань плотная, но с набивным рисунком по всему полотну. По одной стороне и понизу полотен была пришита бахрома более темного оттенка. И так же, понизу поперечной ткани, которая висела наверху, над портьерами. На уровне метра от пола, портьеры были перехвачены шлейкой. И вот, от этой шлейки и до пола на тканях портьеры были вышиты разноцветными нитками, гладью, очень красивые жар-птицы и цветы с листьями. Жар-птиц было по одной внизу, на каждой портьере.

   Когда нас отправляли с братом спать на ночь, нас укладывали в той комнате, в которой два окна выходили на канал Грибоедова. Комната была длинная и прямоугольная. Много разной старинной мебели. Очень старые часы с боем и маятником. Они отбивали каждые 15 минут и часы (15 минут - 1 удар, 30 минут - 2 удара,  45 минут - 3 удара). Время от времени дедушка их заводил специальным ключом. Эти часы тоже запомнились на всю жизнь.

  Мы ложились спать, но засыпали не сразу. Привыкали к темноте. Было много падающих на стены, части потолка и пол, отсветов от фонарей за окнами. Какое-то волшебство. Раз в час, вдоль дома, под окнами, проезжал трамвай (там была только одна рельсовая колея, он шел только в одну сторону, до пересечения с Вознесенским проспектом). Трамвай проезжал, погромыхивал и разгонял своими огнями по комнате "зайчики" (я за ними следила, пока он проезжал, это было видно отсветами, они двигались от движения трамвая). Я даже старалась подольше не заснуть, дожидаясь следующего трамвая (через час). Это, почему-то, тогда казалось интересным, игрой. 2-3 трамвая и я засыпала.

   Почему-то именно это воспоминание и осталось. Теплое, милое и спокойное. Лучшее из детства, связанное с пребыванием у дедушки с бабушкой. Есть и другие, но это из ранних воспоминаний.

   Давно уже нет ни дедушки, ни бабушки, ни коммунальной той квартиры (ее переделали в конце 80-х годов прошлого века в отдельные квартиры). Нет давно и трамвайных рельс там. Их демонтировали. Остался только тот дом, Львиный мостик и канал.