Версия авторства портрета командора Резанова

Владимир Варнек
1. А.Г. Варнек.  Портрет графа С.О. Потоцкого. Х.м. 1802. 71х58. НИМ РАХ
2. Неизвестный художник.  Портрет Н.И. Резанова. Х.м. 1803.  ГИМ

Завершая цикл миниатюр, посвященных раннему периоду творчества художника А.Г. Варнека, хотел бы в настоящей миниатюре рассказать еще об одном портрете, который считают работой неизвестного художника. Но, по моему мнению, выполнил его выпускник Академии художеств  Александр Варнек  спустя примерно год после того, как им был написан портрет И.Ф. Крузенштерна (см. три предыдущих миниатюры). 

Речь идет о портрете «спутника»  адмирала И.Ф. Крузенштерна в кругосветном плавании, Резанова Николая Петровича (28.03.1764 – 01.03.1807), который вместе с Крузенштерном 26 июля 1803 года (по старому стилю) на шлюпе «Надежда» отправился в качестве русского посла в Японию.

Замечу, что находится данный портрет, приложенный вместе с портретом графа С.О. Потоцкого (1762 - 1829 ) к миниатюре, в собрании Государственного исторического музея, величавое красное здание которого на Красной площади в Москве известно всем читателям Прозы.ру.  Правда, желающие увидеть данный портрет в натуре, смогут сделать это лишь в том случае, если взглянут под самый потолок зала, в котором портрет помещен рядом с портретами Крузенштерна и первого главного правителя русских поселений в Северной Америке Баранова Александра Андреевича (1746 – 1818).

Первый раз о своей гипотезе, касающейся авторства портрета Н.П. Резанова, я сообщил в электронном журнале Новосибирского художественного музея в 2015 году, но поскольку продвижения вопроса авторства портрета пока не произошло, решил  рассказать о портрете новой группе читателей, усилив свои аргументы в плане атрибуции произведения.

Но хочу вначале поговорить немного о своем кредо, касающемся  опубликования подобных статей о творчестве художника А.Г. Варнека (моего пра-пра-прадеда) в искусствоведческих журналах, газетах и на некоторых сайтах (см. сайты газеты «Наука в Сибири», Новосибирского государственного художественного музея, «Воскресный день», проза.ру). 

Прежде всего, «погрузившись» лет 15 тому назад в эту область, я увидел, что в ней много белых пятен, и мне хотелось на основании своих изысканий их ликвидировать, что иногда и случалось сделать. Правда, в этих случаях приходилось не только  публиковать статьи о сделанных находках, но и контактировать с теми музеями, в собраниях которых находятся портреты, таящие в себе те или иные загадки.

О таких примерах расскажу в последующих публикациях, а сейчас переключусь на два приложенных к миниатюре портрета и поговорю о портрете Н.П. Резанова, поскольку  портрет графа С.О. Потоцкого понадобится лишь для целей атрибуции.  Но еще до разговора о портрете командора приведу ниже небольшую биографическую справку запечатленного на портрете человека с момента рождения до отбытия его в кругосветное  плавание.

Родился он 28 марта 1764 г. в обедневшей дворянской семье в Петербурге, незадолго до того, как отца его назначили председателем гражданской палаты губернского суда в Иркутске. Николай получил хорошее домашнее образование, а отличаясь природными способностями, к 14 годам знал пять европейских языков.

В 1778 году поступил на военную службу в артиллерию, служил в лейб-гвардии Измайловском полку, отвечал за охрану Екатерины II во время ее поездки в Крым в 1780 году, но военную службу оставил и поступил на службу в псковский гражданский суд, став вскоре начальником канцелярии у графа Н.Г. Чернышова. Этот служебный рост говорит не только о деловых качествах молодого человека, но и свидетельствует о чьей-то его поддержке.

В 1791 году после назначения Г. Р. Державина секретарем по документам, представленных сенатом на утверждение, Резанов перешел к нему на службу в качестве правителя канцелярии, что открыло ему двери кабинетов «высоких»  вельмож. Через некоторое время он вошел в штат нового фаворита императрицы П.А. Зубова, который, опасаясь возможной замены себя в «должности» фаворита государыни, отправил его в 1794 году в Иркутск инспектировать деятельность компании купца Г.И. Шелихова, ставшего впоследствии основателем первых русских поселений в Америке. 

Стремясь упрочить свое положение, Шелихов сосватал за  Резанова свою  дочь Анну.
В январе 1795 г. брак их состоялся, в результате чего не очень богатый жених стал фактически совладельцем огромного капитала, а невеста из купеческой семьи и дети от этого брака получили родовой герб и все привилегии титулованного российского дворянства. Судьба Резанова с этого момента стала тесно связана с Русской Америкой (так называли тогда нынешнюю Аляску).

Через полгода после бракосочетания дочери, Г.Д. Шелихов неожиданно умер в возрасте сорока семи лет и его капитал был разделен между наследниками. Николай Петрович, став одним из них, приложил все свои силы, влияние и связи в Петербурге, к созданию на Тихом океане мощной единой Российской компании.

В 1797 г.  Резанов стал секретарем, а затем и обер-секретарем Сената. Он составил «Устав о ценах» и учредил раскладку поземельного сбора в Петербурге и Москве. За эту работу он был в 1799 году награжден орденом Анны II степени, пенсионом в две тысячи рублей в год и был пожалован Павлом I в командоры ордена Мальтийского креста. 

А вскоре император Павел I подписал указ о создании на основе компаний Шелихова и других сибирских купцов единой Русско-Американской компании (РАК), главное управление которой  было переведено из Иркутска в Петербург, а уполномоченным корреспондентом – представителем  компании -  был назначен Н.П. Резанов. Теперь он стал одновременно государственным вельможей и предпринимателем.

До конца 1802 года, когда стали разрабатываться планы кругосветного путешествия, включавшие в себя «установление морского сообщения» с русскими владениями в Америке, число акционеров РАК увеличилось с 17 до 400, причем среди них оказались и члены Императорской фамилии. Сам Александр I, ставший пайщиком «Русской Америки», выделил Н.П. Резанова из среды деловых людей Империи и осыпал его своими милостями.

18 июля 1801 года в семье Резанова появился первенец - сын Петр (1801-?), а 6 октября 1802 года - дочь Ольга (1802-1828), при этом через двенадцать дней после рождения дочери  жена Николая Петровича, Анна Григорьевна, скончалась от родовой горячки. 
После кончины жены Резанов намеревался взять отставку и заняться воспитанием детей, но встретил препятствие: император Александр I предложил ему принять участие в готовящемся первом кругосветном плавании.

 В результате, в 1802 году Высочайшим повелением Н. П. Резанов был назначен посланником в Японию и руководителем первой Русской кругосветной экспедиции (1803-1806 гг.) на шлюпах «Надежда» и «Нева». Во время подготовки экспедиции ее руководителям была дана масса разнообразных поручений экономического, политического и научного характера, но основными целями оставались все-таки две: налаживание отношений с Японией и инспектирование Русской Америки (Аляски).

10 июля 1803 года, за полмесяца до отправления в поход, Резанов был награжден орденом Св. Анны I степени и ему был присвоен титул камергера двора Его Величества. А 7 августа (26 июля по ст.ст.) 1803 г. началась первая русская кругосветная экспедиция, состоявшая из двух кораблей: «Надежды» под командованием И.Ф. Крузенштерна (на него было возложено и общее морское руководство) и «Невы» под командованием Ю.Ф. Лисянского.
 
Переключимся теперь на портрет Н.П. Резанова, приложенный к миниатюре. Он был воспроизведен в книгах [1,2], а в  настоящее время многократно воспроизводится в различных электронных источниках информации. 

Хранящееся в Российском государственном архиве военно-морского флота письмо Ю. Ф. Лисянского И.Ф. Крузенштерну от 21 июля 1802 года, в котором он сообщал своему другу о его портрете, выполненном учеником «5-го класу» Императорской академии художеств Александром Варнеком и выставленном в Академии [3,4], явилось основанием для вопроса: «А не мог ли молодой художник написать до ухода Резанова в плавание и его портрет?».  Зная, что А.Г. Варнек незадолго до этого исполнил портрет И.Ф. Крузенштерна, Н.П. Резанов мог обратиться именно к нему со своим заказом, когда до отправления экспедиции в плавание оставалось совсем немного времени.

Можно думать, что заказанный портрет был выполнен вскоре после того, как 10 июля 1803 года Александр I пожаловал Резанову чин действительного камергера двора и наградил его орденом Св. Анны 1-ой степени. В это время Варнек все еще находился при Академии, но уже 1 сентября 1803 года был выпущен из нее с чином художника 14 класса и Большой золотой медалью, дававшей ему возможность поехать в Италию, куда он и отправился 20 июня 1804 года.

Основной аргумент, подтверждающий гипотезу об авторстве А.Г. Варнека, заключается, на мой взгляд, в большом стилистическом сходстве портрета Н.П. Резанова и портрета действительного тайного советника и сенатора, графа Северина Осиповича Потоцкого (1762 - 1829), написанного Александром Варнеком ок. 1802 года (находится в собрании НИМ РАХ). Портрет этот экспонировался на выставке, посвященной 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, и воспроизведен в ее каталоге    [5].
 В композиции портретов Резанова и Потоцкого, в поворотах голов моделей, в их взглядах, в особенностях изображения мундиров и наградных лент мы видим столько сходства, что есть, по крайней мере, полное основание провести технико-технологическое исследование портретов и подтвердить или опровергнуть предложенную гипотезу.

Замечу, что в период с 10 по 26 июля 1803 года  художнику, писавшему портрет Н.П. Резанова, пришлось очень торопиться, поскольку помимо самого портрета он должен был сделать его повторение (а скорее всего и не одно), взятое Резановым с собой в дорогу. Думаю, что заказал он эти повторения, будучи уверенным в успехе своей посольской миссии в Японию и намереваясь подарить хотя бы один из портретов принимающей стороне. Основание для предположения о существовании портретов  - «двойников» дают воспоминания Лангсдорфа, ученого-натуралиста и врача в экспедиции Крузенштерна [2].

В 1826 году он служил генеральным консулом России в Рио-де-Жанейро, куда в это время на военном шлюпе «Предприятие» прибыла русская исследовательская экспедиция, возглавляемая капитаном Отто Евстафьевичем Коцебу (1787 - 1846), который, будучи еще кадетом, являлся участником экспедиции Крузенштерна. Беседуя со старым знакомым, Лангсдорф вспомнил о Резанове и о дарах для школы, которую тот основал в бухте Святого Павла на острове Кадьяк.

Поддерживая разговор, Коцебу, побывавший в тех краях, рассмеялся и рассказал: «Там нет сейчас никаких признаков поселения. Все разрушено и разбросано по всему берегу. Мы встретили там одного путешественника, он сказал, что видел, как один из портретов государственного советника Резанова приспособили по святую икону. Это он (путешественник) видел в одной из заброшенных стоянок в проливе Кука. Даже лампаду перед ним повесили» [2, С.338]. Нет особой необходимости комментировать фрагмент этого разговора, свидетельствующий о существовании повторений портрета.

В заключение сообщу об одном курьезе, косвенно связанном с темой этой статьи. Как известно, 26 июня 1803 года Н.П. Резанов был избран почетным членом Петербургской Академии наук. Однако на сайте РАН, где приведен перечень почетных членов Академии с 1724 года с их изображениями, на страничке Н.П. Резанова  ошибочно помещен портрет первого главного правителя русских поселений в Северной Америке Александра Андреевича Баранова (1746-1819)  из собрания ГИМ, воспроизведенный во многих публикациях о Российско-Американской компании.

Помещен данный портрет на страничке Н.П. Резанова еще до 2002 года, и никто не догадается его заменить. В графе «Направление деятельности» командор представлен как Государственный деятель.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Командор (научно-художественная книга): страницы жизни и деятельности камергера Его Императорского двора, обер-прокурора Сената, руководителя первой русской кругосветной экспедиции Н.П. Резанова. Составители: Авдюков Юрий Павлович, Ольхова Наталья Серафимовна, Сурник Анна Петровна. Научный консультант  Быконя Геннадий Федорович. Издательский отдел «Офсет». Красноярск. 1995. (Тираж 25 000).
2. Шевиньи Г. Утраченная империя. Жизнь и приключения Николая Петровича Резанова/ перевод с английского Н.С. Ольховой. – Красноярск: ООО «Поликор», 2008. – 368 с.
3. В.А. Варнек.  Красноярский портрет Крузенштерна. Журнал Новосибирского художественного музея. Вып. 4, 2014. Поиски и открытия http://www.nsartmuseum.ru/journal/id/123
4. В.А. Варнек. Два портрета. Сборник материалов научной конференции.  «Крузенштернские чтения. 22-23 октября 2014 года. С. 12 - 18.
5. Каталог  выставки «Из собрания научно-исследовательского музея Российской академии художеств», посвященной 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. М. 2002

21 мая  2021 г.