Самая младшая сестра -Ольга Берг

Татьяна Берг
Самая младшая сестра Ольга Берг (Дик).
Прежде чем писать про тётю Олю,  я хочу  рассказать о своих впечатлениях  про неё. Она была так непохожа на других женщин, и этим очень мне нравилась!  Я чувствовала  что тетя Оля любит меня, и это вызывало моё доверие  и , когда мне приходилось с ней встречаться, я делилась с ней своими секретами. Очень нравилось наблюдать за ней со стороны. Вот она шагает широко  по мужски, о чём-то сосредоточенно думая и вдруг начинает насвистывать мелодию! Это было так неожиданно! Шагали мы с ней в это время по Ленькам, по нашей улице Максима Горького. Кажется, шли мёд покупать. А я ещё та свистунья была! Очень любила всякие мелодии насвистывать. Ругали меня за это! Говорили, что девочкам свистеть не положено. Но это меня мало волновало. Подумаешь = не положено!= А что тут  такого ? Никому вреда  нет.  Конечно, мне очень понравилось, что тетя Оля умеет свистеть! А ещё – тёть Оля носила брюки. Это была редкость в то время.  Да и не только это! Я всю жизнь у неё училась. Чему? А, самое главное,  самостоятельно составлять своё  мнение. Никому не верить, кроме себя. Вот был такой случай.  Мой старший сын, Саша , ходил в Детский сад, одна воспитатель сильно невзлюбила его и постоянно жаловалась . Саша рос мальчиком очень интересным, умным, но ооочень шустрым. Поэтому я верила воспитателям и дома часто проводила с Сашей разборки. Как- то раз тётя услышала, как Саша оправдывается за очередную проделку, и спросила меня: « А почему ты воспитателям веришь, а сыну – нет?» Я озадачилась, и с тех пор стала больше доверять своему ребенку.  Тетя Оля всегда  вела себя очень независимо, у неё на всё было своё мнение, и мне это было по душе!  Я думаю, что ей легче было находить общий язык с мужчинами, чем с женщинами, поэтому она и работала с мужчинами, но это моё мнение. А теперь перехожу к биографии тёти Оли.
       Самой младшей в семье Бергов была Ольга Исааковна. Ольгу родила уже другая наша бабушка, Мария. Это была вторая жена нашего дедушки Исаака. Она родилась в ноябре 1940 года, а её отца арестовали в сентябре 1940 года по ложному доносу. Так что он никогда не видел свою младшую дочь. Ей не было ещё и года, когда началась война. Когда семью везли в теплушке в Сибирь, всей семьей берегли маленькую  девочку Олю. Маму её арестовали в 1944 году, так в четыре года она осталась круглой сиротой. Всю жизнь эта боль жила в её сердце. Сёстры и братья берегли и жалели маленькую сестрёнку, оставляя ей последний кусочек хлеба и другую еду, но ей так не хватало родительской любви! Моя мама в годы войны работала учётчицей в правлении колхоза. Иногда она распарывала мешочки с семенами пшеницы, отсыпала несколько зёрен в спичечный коробок и приносила домой, как лакомство для Оли.  И просила её никому не показывать, и не рассказывать об этом. Могли же донести и посадить . Но Оля была маленьким ребёнком и, когда кто-то приходил к ним домой, она всегда хвасталась : « А знаешь, что у меня есть ?» и показывала пшеницу. Чудо, что никто не донёс! Я помню, как мама рассказывала, как она обнаружила, что в амбаре доска отошла и через щель сыплется пшеница. Каждый вечер потихоньку она набирала там горсть,  несла  домой варить похлёбку своим братьям и сёстрам. Ей было 18 лет, и она одна в семье работала. На руках у неё было четверо несовершеннолетних детей. Никто не умер, не погиб. Все дружно трудились, любили и поддерживали друг друга. Но однажды сторож увидел, как мама набирает пшеницу и сказал ей : « Надя, (русские не признавали её немецкого имени) я знаю, что у тебя дети, поэтому не скажу никому, но ты больше не бери пшеницу, а то нас обоих арестуют.» Я часто думаю про этого мужчину и мысленно благодарю его за этот поступок. Он был русским, а русские в то время ненавидели немцев из-за войны. Они даже не знали, что в СССР живут немцы. Они думали, что их пригнали из Германии. Их презирали, плевали им вслед. Это мне рассказывала моя мама.  Значит, этот сторож был настоящим человеком! Видел и понимал, как трудно было немцам на чужбине.
         Война закончилась, Берги переехали в Дегтярку. Это село находилось в Алтайском крае. До этого они жили в селе Угловое. Самое интересное, что тётя Оля и дядя Вася познакомились в день переезда Бергов  в Дегтярку. Дяди Васин брат должен был перевозить их на лошади. И Вася напросился тоже ехать. Его мама переживала. «Ты, - говорит там веди себя хорошо , много не матерись, а то люди чужие. Что они о тебе подумают?» Кстати, я не слышала, чтобы дядя Вася матерился. Повзрослел и перевоспитался. А может, тёть Оля его перевоспитала. Или рождение детей. Кто его знает… Жили Берги с семьёй Дик неподалёку друг т друга. Тёть Оле было пять лет, а дядь Васе семь. Часто вместе играли. Во дворе у Дик стоял ларь из под муки, сушился. Они туда залазили и закрывали друг друга, да ещё и кирпичами сверху заваливали. Когда в этом ящике сидел старший брат Васи, он Ольге кричал: «Неси быстрее кирпичи!» но Ольга только головой мотала, не хотела. Но, когда там оказывался Вася, она с радостью его кирпичиками заваливала. А Вася ей грозил оттуда: «Ну ты у меня получишь!».  Старший брат успокаивал Ольгу «Не бойся, я заступлюсь». Вот такие нехитрые забавы.    В Дегтярке мама работала уже бухгалтером. Ваня учился на тракториста.  В 1947 году вернулась домой  тётя Катя из трудармии. В 1948 году моя мама и тётя Зузанна вышли замуж. За старшую осталась тётя Катя. Она привезла из трудармии немного денег, на эти деньги купили дом и там жили. На её попечении оставались : Иван, Яша и Оля. Оля училась в школе. По выходным бегала с подружками в кино. Остальные дни тоже были заполнены делами: уроки, помощь по дому, уборка, весной и летом огород. Забот хватало всем. В той же школе учился  и Василий , будущий муж Ольги. Мальчик своенравный, характерный. Часто ему приходилось драться. Он немного заикался. Была очень холодная зима, развелось много волков. По деревне ходили. Как-то раз Василий пришёл домой вечером, а брат не открывал ему дверь и кричал, что сейчас тебя волк съест. Вася от испуга потерял сознание , потом несколько месяцев не разговаривал, потом заговорил, но стал заикаться. Его пытались дразнить, но своенравный характер не мог такого позволить. Дрался часто, а однажды даже ударил девочку, дочку директора школы. Эта девочка начала передразнивать его заикание:  «Д д д д д, фашист!». Не сдержавшись, Василий так ударил её кулаком, что она перелетела с одной стороны класса на другую. Вся разбилась. Все лицо в крови, всё тело в синяках, но руки, ноги целы. Директор хотел отправить Васю в детскую колонию, но в школу пошёл старший брат. Он сказал директору: «Как Вы воспитываете своих детей? Они называют немцев фашистами!» И пригрозил, что, если на Васю заведут дело, он подаст в суд на директора. Директор струсил, делу ход не дал. Директор русский, и, если его дочь так обзывает немцев, то ясное дело откуда ветер дует. Значит в семье к людям такое отношение. И это у директора школа. Вот кого надо было наказать!  Вот такой жених завёлся у нашей тёти Оли! Кстати, ни разу в жизни не поднял руку на жену. Любимец женщин и детей!  Вся наша  родня полюбила его! Если Ольгины братья были спокойные, то Вася совсем другой .  Он был веселый, задиристый и спуску никому не давал! Как рассказывала нам тётя Оля, брат Яша сам не задирался, но , если тронут, то сдачи давал всегда. Ваня рос очень спокойным. Даже если его ударит кто, он просто уходил. Он не был трусом , а был очень добрым человеком и не мог ударить другого человека. Ольгин жених дружил с её братьями, больше с Яшей. Яша весёлый, удалой парень, у него всегда много друзей. Знал кучу анекдотов! Мог поговорить с любым человеком. А это не каждому удаётся. Ваня женился в 1951 году, а Яша уехал в Карасук Новосибирской области и поступил учиться на ветеринарного врача.
Ольга, между тем , закончила школу и работала в колхозе разнорабочей, потом на почте.   Они уже давно дружили, а жених всё не делал ей предложения. Как-то раз они поругались и Ольга уехала в Башкирию к своей снохе (жене брата). Там она год или два работала штукатуром-маляром. В городе было весело! Подружки, танцы. На стройке вокруг красивой девушки, всегда вертелись молодые люди, которые были не прочь встречаться с такой красавицей.  её осталось в Дегтярке. Всё же любила она дядю Васю. Через два года поехала в отпуск. Дядя Вася тоже был парень не промах! Девчонки ой как на него заглядывались, но он, хотя и шутил с ними, но Ольгу забыть не мог. Как он обрадовался, когда она приехала в село! Тут уж он не стал долго раздумывать, а сразу сделал предложение. Не откладывая в долгий ящик, они расписались и Ольга поехала увольняться. Жили у родителей дяди Васи. В семье было  много детей,  очень шумно! Свекровь придиралась по всяким мелочам. Так было принято в те годы, но наша тётя Оля не привыкла к такому обращению В их семье берегли друг друга, да и характер  у неё непростой. Не давала себя в обиду. Свекровь тоже была с характером. И семья дяди Васи уехала искать лучшей доли.

          В 1961 году  уехали жить в Бердск. Недолго там прожили и переехали в Яровое. Дядя Вася работал в Славгороде. Там родился их первый сын – Василий. У немцев раньше всех старших сыновей называли по имени отца. Такая была традиция. Прошло немного времени и семья поехала жить в Орлово. Там у них родился второй сын, Владимир в 1966 году. Летом 1966 года семья Дик переехала в Казахстан Павлодарской области, село Жанажол. Почему так часто переезжали? Да потому что у тёти Оли была бронхиальная астма. Она постоянно кашляла и задыхалась. Я помню, что у нее всегда был флакон с аэрозолью с собой.   В 1968 году они переехали в город Экибастуз и здесь уже задержались до 1992 года, пока не уехали в Германию на ПМЖ.
       В Экибастузе они сначала жили во времянке. А надо сказать о том, что Экибастуз был условно разделён на две части: Соцгород и Воргорд! Соцгород – это обычные типовые новостройки, в основном  пятиэтажки. Потом уже и девятиэтажки начали строить, а Воргород – это частные дома, которые строились из подручных  материалов, часто украденных на стройках. Отсюда и название пошло. Дядя Вася тоже начал строить дом в Северном городке, по улице Девятый Северный, дом № 64. Я хорошо помню этот дом, потому что, когда училась в педучилище, я жила у них, в этом доме. Дядя Вася работал водителем, тоже возил домой стройматериалы. Дом затевался большой и, как водится, иногда помогали родственники. Приезжали и дядь Васины братья, и тёть Олины. Дядя Вася недавно вспоминал, что приезжал Ольгин брат Яков с женой Еленой и Петька Облог. А Петька Облог – это мой отец. Он был знатный матершинник. Без мата у него ни одна работа не шла! Что-то они там делали на крыше и дядя Яша предложил свой вариант. А Петька ему ответил: «Она здесь, как до п…ы задвижка». Это услышала тётя Лена . Очень смеялась , потому что никогда таких матов не слышала. Ну мой отец их мнооого знал. Мы с детства наслушались!  В Экибастузе родилась их младшая дочь, Екатерина в 1970 году. Она очень плакала после роддома и Вова, брат сказал: «Отнесите её обратно и заберите те конфеты, которые вы за неё отдали!». Вася, старший брат ответил : «Ты что ? Она же вырастет и потом будет полы мыть и посуду». Видимо, ему уже порядком надоело это делать! Однажды дядю Васю отправили на Джасыбай, работать в пионерский лагерь. Там шикарная природа: горы, лес, озеро. Работая там, дядя Вася познакомился с заведующей базой ОРСа. Звали её Ольга. Шустрая женщина была, боевая! Предыдущий водитель много пил и часто не мог ехать, а им нужно было возить продукты и прочие нужные вещи. Она и позвала нашего дядю работать вместо того водителя. Хорошо сработались и, по возвращении в город, Ольга устроила дядю Васю работать на хлебовозку. Так он и работал на ней до самого отъезда в Германию. Проработав несколько лет, стал бригадиром. В его подчинении было около двадцати водителей. Был трудолюбивый и надёжный, поэтому пошёл на повышение. Тётя Оля работала в Военизированной охране на железной дороге. Эта очень трудная работа! Она была начальником смены, и в её подчинении были мужчины. Нужно было сопровождать товарные поезда до определённой станции (охранять груз), причем охранник находился на открытой платформе вагона. А зима? А мороз? Не каждая женщина выдерживала, а тётя Оля смогла!!!!!!!!!!!!!!!!!
              Я помню семью Дик где-то после третьего класса. Мы жили в Леньках, когда они приехали к нам. Васе было  лет семь-восемь, а Вове около двух. Катя ещё и не намечалась. Вова был очень спокойный, говорить не мог, но так обаятельно улыбался, что мы все хотели его няньчить. Я его сразу полюбила! Таскала  везде за собой. С девчонками играли, и он с нами. Тётю Олю я уже знала, а дядю Васю увидела впервые. Почему-то он мне не понравился. Я его боялась. Чёрный такой, как грач! Но потом, оказалось, что это добрейшей души человек! Потом мы жили на разъезде в Кильтах. Это в четырнадцати километрах от Кулунды. Сюда тётя Оля приезжала к нам летом с детьми, уже Катя была у них маленькая. Это был 1971 год. В их семье всегда был транспорт. Мотоцикл, кажется ИЖ. Как они умудрялись впятером на нём ездить, уму непостижимо! Но ездили: На водоканал , на ГРЕС. Потом купили «Запорожец». Начали ещё больше ездить: на Алтай, к родственникам, там у дядь Васи жили родители и братья. Привозили оттуда гусей, мёд флягами, варенье. Хотя и дома был огород, а потом и дача. Дети росли…  На Жасыбай ездили к своим друзьям. Те работали там сторожами. А там : горы, лес, озеро. Шикарно отдыхали! В Жанажоле часто бывали. И там у них были друзья! А дети как раз нашим сверсники. Вова и Олег по хозяйству управлялись. Катя с Наташей помоют посуду, в доме уберутся и свобода! В Жанажоле была речка, они и ездили купаться на мотоцикле.
       Когда ещё жили по улице 9 Северный, 64, там всё было, как в деревне. Многие держали хозяйство . И у наших была корова  Апрелька. Очень вредная! Когда мальчишек посылали встретить её из стада, она всегда убегала! Оглядываясь, определяля куда они завернут, и тут же исчезала в другом переулке. Могла забежать и в чужой двор. Однажды забежала  к чужим людям, а там стояли мешки с хлебом. Видимо хозяин работал на хлебовозке, и неликвид забирал домой, кормить скотину. Ест она себе, ест, а тут хозяин выходит во двор. Увидел это и испугался! Корова могла обожраться и получить заворот кишок. Мужчина потихоньку вывел корову со двора и закрыл ворота. Когда нагуляется Апрелька шла домой.Через несколько дней он увидел, как дядь Вася провожает Апрельку в стадо и спрсил : «Это ваша корова?»
                - Наша-
Мужик рассказал ему обо всём. Дядь Вася ответил, что этой корове ничего не будет, она часто обжирается. А вот когда  тёть Оля или дядь Вася встречали стадо, Апрелька спокойно шла домой. Так надоело им мучиться с ней, и её продали. Держали по многу свиней, продавали мясо. От этого хозяйства было много вони и шума, но соседи – казахи, кстати, никогда не возмущались. Умели мои родственники жить с соседями дружно: то хлеб свежий дадут, то в гости пригласят. А в гостях салом угостят. Казахи всегда любили сало. Главное, чтобы старики не узнали.

             В 1976 году я приехала в Экибастуз и поступила учиться в педучилище. Жила у тёти Оли с дядей Васей. Как же у них было хорошо! Дружная семья. Если тётя Оля иногда ворчала, то дядя Вася в ответ всегда шутил. У них была шикарная баня, и по выходным всегда приходили гости. Часто оставались ночевать. Держали свиней, мясо продавали, гостей угощали. Стол всегда горой. Тётя Оля очень вкусно готовила! Когда они переехали в Германию, моя подруга много лет вспоминала её пироги с ревенем! У меня сейчас слюньки потекли! Это же невозможная вкуснотища!  Как сейчас помню: достаёт лист из духовки, а они лежат горячие, вкусным соком истекают. Кто хоть раз попробовал – не забудет никогда! Так же тёть Оля пекла вкусные пряники. До сих пор сватья вспоминают, как она напекла целую гору и привезла в Павлодар, на свадьбу Васи с   Галей. Так всем понравились! Так и жили: трудились, детей растили , и отдыхать хорошо умели! А сколько у них было друзей! Многие оставались ночевать и  места всем хватало! Всегда в этой семье царила атмосфера любви и уважения! Вася с детских лет помогал родителям: уборка дома, в сарае, баню истопить. Он даже гладил бельё и белил потолки. Помню за потолки ему тётя Оля обещала две бутылки шампанского , но дала только одну. Васе тогда уже лет шестнадцать было. Однажды  дядя Вася взял в руки ремень, Васю, старшего сына, похлестал. Не помню, что там Вася натворил в училище, но педагоги нажаловались. И ещё: постригли Васю налысо. Такое было наказание! И это был единственный раз. Как же нам всем было плохо в те дни, и Васю жалко…  Вова беспроблемный был, спокойный, добрый. И сейчас таким остался! Катя, повзрослев, стала хозяйкой в доме! Уборка, готовка, это было на ней. Дядя Вася очень гордился дочкой! Я, как будущий педагог, старалась уделить внимание детям. Вася был мне просто друг и поверенный в моих сердечных делах, а с Вовой я делала уроки, немного подтянула его в учебе. Он – смышленый мальчик был, и обладал долговременной памятью. То, что выучит, то уже не забудет. Мне было легко с ним общаться. В дальнейшем мы с ним стали тоже друзьями. До сих пор чувствую его младшим братишкой. Отношусь к нему нежно и тепло. Сложнее было мне с самой младшей сестрёнкой, Катей. Ей было в то время 5-6 лет. Самый дошкольный возраст. А училась-то я, как раз на воспитателя. Но эта девочка обладала неиссякаемым чувством юмора, что сбивало меня с толку. Я не знала порой, как реагировать на её шутки. Объясняла я ей разницу между  «домашними» и «дикими» животными. Умненькая девочка, всё прекрасно поняла. Потом спрашивает у меня : «А почему ты сняла красивое платье и одела вот это?». Отвечаю: « Потому что это домашнее платье.»
-Ааа, так это ты приручила его?
 Почему-то я терялась и не знала, как реагировать. Короче донимала она меня хорошо! А хитрая какая была! Приходит и спрашивает: «Таня, ты хочешь конфет?»  Говорю ей : « Хочу.» Она бежит к маме : « Мама, а Таня хочет конфет.» Когда Катя повзрослела, она стала самой близкой моей подругой. Она – умница, рассудительная, с трезвым взглядом на жизнь.  Я была в молодости слишком романтичная. Катя и советы мне иногда очень дельные давала. Вот так и жили мы.  В этой семье я чувствовала себя, как дома. В семье была любовь и дружба. И царил культ животных и детей! Если кошка сидела на кресле или диване её нельзя было ни прогнать, ни подвинуть – Катя нам не разрешала. Она очень любила животных.  И сейчас любит. Если начинался мультфильм, дети бросали всю работу и садились смотреть. Потом доделывали дела.
            В новом доме прожили недолго. Шпалы, из которых построили дом были в краезоте и от них исходил запах, который тёть Оля не могла переносить. Задыхалась… Дом пришлось продать. Они купили дом поменьше, на улице 7 северный, 40 . Этот дом расширяли, ремонтировали. Здесь стоит вспомнить соседа дядю Женю. Он так любил моих родственников, во всем помогал им. Катя рассказывала, что, когда она дома делала ремонт и ей нужна была мужская помощь, она всегда звала его. Дядю Васю снабжал инструментами. Когда жарили шашлыки или пирожки, их с тётей Лидой всегда звали в гости. Жили, как одна семья. Дружно и весело!
               После покупки дома, освободилась некая сумма денег. Дядь Вася решил продать Запорожец и купить машину побольше. Труднее всех расставался с машиной наш Вова. Он так сильно плакал, никакие уговоры, что другая машина будет лучше, не помогали. Решили ехать в Москву, за Москвичем. Ехать вдвоём было опасно. Деньги возили наличкой и в поездах провинциалов часто грабили. Но у дядь Васи были настоящие друзья. Позвал он с собой дядь Юру из Жанажола. Выкупили одно купе полностью и предупредили проводницу, чтобы она к ним никого не подсаживала. Но на какой-то станции к ним подселили мужчину интеллигентного вида. У него был коньяк, выпили понемногу и легли спать. Тёть Оле не спалось… Деньги же! Вдруг этот мужчина встал, вытащил из  дядь Васиного пиджака деньги, тёть Оля зашевелилась. Мужчина быстро лёг и закрыл глаза. Тёть Оля разбудила мужа и по немецки обрисовала ситуацию. Разбудили дядь Юру, подняли мужика, забрали деньги. На шум прибежала проводница. Проводница сказала, что сейчас вызовет милицию и высадит всех для составления протокола. Дядь Вася ответил, что выходить никто не будет, а, если она не пересадит мужика, то мужик вылетит в окно! Его пересадили в соседнее купе, в котором ехали офицеры. Он там  им нажаловался, и офицеры стали стучать в купе к моим родственникам. Им не открыли, а утром оказалось, что мужик обчистил своих соседей и благополучно вышел на какой-то станции. Вот такая история. Натерпелись страху! Добрались до Москвы, купили  Москвич, подарки детям и поехали обратно своим ходом. Это примерно 2-4 дня. По дороге заехали к родителям дядь Юры, попроведывали и домой. Дети оставались дома под присмотром знакомой бабушки. Всё было хорошо.  Катя вспоминает, как родители приехали поздним осенним вечером. Как понравилась машина! И Вове тоже. А особенно им понравился конструктор. Никогда прежде не видели. Очень долго играли и сами, и друзья.

       Вася после училища ушёл в армию, а после армии у него случилась любовь с первого взгляда! В армии подружился он с парнем из Павлодара. Возвращались вместе, заехали в Павлодар. А у друга оказалась незамужняя сестра. Вася и влюбился! Приехал домой и сказал, что будет жениться. Поехали родители  сватать Галю. Сначала жили в Павлодаре . Родилась у них дочь Ольга. Живут по сей день в любви и радости! Вырастили  дочь, которая подарила им необыкновенного, талантливого внука, которого все любят.
Вова тоже отслужил в армии, но жениться не спешил. Телевизор смотрел дома , на диване. Все спрашивали  у него, почему он  не женится? Но, как говорится – от судьбы не уйдёшь! Познакомился Вова в Павлодаре с родственницей жены брата, Любашей. И Вове свадьбу сыграли. До Германии жили в Экибастузе. Тоже живут хорошо. Две дочки, внучок уже родился.
            Но вернёмся в Экибастуз… Она нагрянула внезапно. ПЕ -РЕСТ-РОЙ -КА! Да! Мы не забудем её никогда! Исчезло все! И продукты, и товары. Было очень нелегко. Хорошо, что дядь Вася работал на хлебовозке. И у него был БЛАТ! Великое слово! И многое можно было достать по блату. Дядя Вася и доставал. И нас не забывал, тоже подкидывал то сметану, то колбасу и прочее. С тех пор в семье Дик почти никто не ходил в магазин. А что там было делать. Дядь Вася снабжал семью.
            Все их дети закончили первую школу. Вася закончил училище и школу ДОСААФ. Выучился на водителя. Вова закончил железно-дорожное училище, выучился на помощника машиниста.  А Катя – энергетическое училище и четыре года работала лаборантом в Аэропорту.
             В 1992 вся семья решила переехать в Германию. Не так просто далось это решение… У них были очень хорошие проводы! Всем соседям так жалко было расставаться с прекрасными людьми, с которыми они жили душа в душу. Они плакали,  помогали, чем смогли. Наняли автобус, чтобы отвезти на вокзал. Уезжали ночью. Очень плакала и я. Мне было так тяжело расставаться  со своими родными и любимыми. Это я всё помню…
             В Германии попали на Север, девять человек, три семьи. Начались языковые курсы, поиски работы, жилья. Чужая страна. Чужой язык. Непросто было. Но они справились! Сейчас уже это родная страна! Все построили себе двухэтажные дома. Катя живёт с родителями в одном доме, только разные ходы. Братья с семьями живут в пригороде Гамбурга. Теперь у тёть Оли и дядь Васи уже пятеро внуков и два правнука! Жизнь продолжается! Тёть Оля и дядь Вася в Германии официально проработали ещё один сезон на острове Зюйд , на Северном море. А такая работа считается за год стажа, и ушли на преждевременную пенсию. Потом подрабатывали, помогали детям . Очень дядь Вася переживал, когда не мог им уже ничем помочь. Так он привык опекать и оберегать всю свою семью! Ну что делать Всё когда-то заканчивается… На пенсии наши старики купили кемпинг на море. И все любили приезжать к ним, отдыхать: и внуки, и родня. Много ездили по Германии, путешествовали  по другим странам. Были в Парагвае, у родственников, на Майорке. Дважды приезжали в Казахстан. Потом кемпинг продали, купили дачу недалеко от дома, выращивали там овощи, зелень, отдыхали. Уже третий год, как дачу продали, а зелень до сих пор в морозилке есть. Сейчас отдыхают на пенсии, уже силы не те.  А мы любим их по прежнему за доброту, трудолюбие. Эти люди всегда были честными, справедливыми и добрыми. Я вас очень люблю тётя Оля и дядя Вася!  Живите долго. Я ещё приеду к вам обязательно!