степь ковыльная продолжение

Виктор Чаплыгин
А гражданская война продолжалась и если для Павла она кончилась уже, то Лев не скоро вернулся домой. Его носили боевые кони по полям сражений еще два годочка. Правда один раз он сумел побывать дома –отпустил его командир полка , когда были они недалеко от Бузулука. Сутки дал командир Льву на побывку и тот умчался рано утром в Алексеевку.
Они с женой стояли обнявшись и не разжимали объятий долго. Пока Феня не уткнулась в шинель отца. Лев поцеловал дочку – выросла то ты как! Уже совсем невеста. Марфа улыбнулась и сказала что уже есть ухажер- -соседский Митя. –Этот увалень что ли – да он же лентяй и баловень!- Лев укоризненно покачал головой. – Может подумаешь Фенечка да и другого найдешь?. Феня фыркнула и выбежала из горницы.  Лев снял шинель, портупею и шашку и сел на скамейку у стола. –Батюшки! Марфа всплеснула руками, - что же это я? Сейчас накрою стол, - да сапоги то сними- устали ведь ноги то. Женщина вышла в сени, а Лев снял сапоги и портянки, пошел босиком на крыльцо, по пути набрал черпак воды и сел мыть ноги. Холодная вода приятно обдавала прохладой действительно уставшие ноги , и ему стало спокойно и хорошо- он дома. Феня принесла полотенце и тряпичные тапки. –Спасибо дочка, ты не обижайся, мы же хотим чтоб все было у тебя правильно и удачно. А ежели Митька тебе люб, то пусть так и будет. Феня обняла отца и он расцвел в улыбке от такой нежности.
А потом было застолье, с гостями – Сагайдаками и Григорьевыми. Павел пришел с женой.  Он как и его Татьяна, заботился о семье Льва все это время  . Братья обнялись и сели рядом. Пришла и жена среднего брата Агафья. Лев узнал что средний брат- Илья воюет на Дальнем Востоке в рядах Красной Армии, и что обещал скоро быть дома. Марфа бегала с угощеньями и Татьяна ей помогала. Пели песни, вспоминали былое и радовались этим минутам встречи. А ночь- ночь была жаркая –потому Марфа проспала уход мужа утром. Тот ее поцеловал сонную, Феня дала ему с собой узелок с едой , перекрестила отца и тот ускакал на отдохнувшем и сытым коне  вдоль улицы на большак.
А что потом?   Да всяко бывало. Лев пришел с войны и был поставлен на партийную работу. В 1928 м родилась у них с Марфой вторя дочь- Розой назвали- моя мама.  Через пять лет Марфы не стало. А перед уходом позвала она свою младшую дочку к себе попросила принять ее подарок и разжав свой слабо сжатый кулак передала  Розочке драгоценную брошь.   Ту самую которая досталась ей от ее  бабушки- той самой грузинской княжны, что убежала из родного дома из за разлуки с любимым. Феня конечно завидовала и пытались у Розы эту брошь забрать, но маленькая девочка ее прятала и так никому и не отдала. Жаль потом в ее судьбе был мужчина, который брошь эту украл и продал.
Эпилог
Лев дружно жил с братьями. Илья вернулся раненый с войны и еще долго залечивал раненые голову и ногу. А Павел при новой власти пристроился, и, хотя, в душе не любил эти новые порядки, но виду не показывал. И только иногда на праздники, за столом, он мог братьям высказать свое отношение к происходящему. Но это была уже не злоба, а ворчание. Льва перевели на новое место работы  сначала в Борское, потом в Павловку. Но Алексеевку он не забывал и при случае навещал братьев и друзей.
Старшая дочка Льва – Феня вышла все таки за своего возлюбленного лентяя Митю  и родила, правда поздно,  мальчика Сережу и девочку Валю.
А были еще 1937 год, когда Льва по  подлому доносу посадили за решетку как врага народа, но через несколько месяцев разобрались и выпустили. А Роза в школе сразу получила звание- «дочь врага народа», а когда все прояснилось- те же кто ее обзывал как ни в чем не бывало начали с ней дружить и подлизываться. Но это дети- их можно простить. А еще потом была война. Еще более страшная, чем Гражданская. В разгар лета, когда все так было красиво и спокойно , эта смертельная весть пришла в село. И ушли на фронт сельчане. Лев тоже написал заявление, но его не взяли по возрасту и болезни. А вот детей Павла и Ильи и Митю призвали. Роза пошла учиться в ремесленное накануне войны и потом всю войну ремонтировала самолеты. Сын Павла погиб первым. Похоронка пришла через месяц с начала войны. Потом придет еще более 600 таких известий в село. Почти в каждом доме будут  оплакивать погибших за Отечество мужей, сынов и братьев. И не будет им памятников на старом казацком кладбище, где покоятся их предки, что также служили верой и правдой Родине. Их захоронят кого -где на полях этой Великой Отечественной. Не обошли страшные известия и семью Льва Алексеевича.  Митя пропал без вести под Москвой. Известие принесли вечером. Почтальон- тетя Катя молча отдала послание второй жене Льва- Ксении , а та читать не умела и отдала пришедшей в гости Фене. Та как прочитала, так и рухнула на пол коридора . _Господи! Кричала она – за что ты так меня? Митька! Митька! Как же так?.
Долгую жизнь прожила Фекла потом, да так и не узнала, что случилось с ее мужем. И только после ее смерти  нашел я его могилу на Преображенском кладбище в Москве.  Илья тоже получил первую похоронку в 1941 году.  А когда в конце войны в 1945 получил вторую на последнего сына, то зашел в Самарку с этим извещением и умер. Вот что натворила проклятая война с людьми. Вот что наделали эти нацисты. И нет им прощения, и не будет.
Спасибо маме, что сохранила в своей памяти многие моменты своего детства и юности и сумела мне передать многое. А многое я так и не узнал. Ушла она от нас тихо в преклонном возрасте. Хорошо что была рядом в последние 15 лет и внуки и правнуки смогли прочувствовать ее любовь к ним и заботу. Ушла гордая и одинокая женщина, потерявшая младшего сына, но не сломленная, в характере которой было что то от тех предков, которые прожили тоже славную и достойную жизнь. В 88 лет она попросила меня свозить ее на Родину в Россию. И мы совершили это путешествие. Она выдержала все трудности . Встретилась с теми подругами, которые остались еще живы. Ее приветствовали на Авто Вазе, где она проработала много лет. Завалили подарками. Пришли все родственники повидаться с ней. Видимо она чувствовала близость ухода, поэтому так настаивала на поездке. . Молодец Лена моя племянница- нас приютила и организовала все встречи. В последний свой год  мама настояла, чтобы я организовал ей голосование как гражданке России на выборах президента. И хотя времена то были уже на Украине антироссийские и выехать Генконсулу с консульства было не легко из за блокады нацистами, эти ребята прониклись и приехали к ней на квартиру. Привезли урну и мама проголосовала. Вот такой характер.
Итак я конечно многое изменил в повести, но основные воспоминания матери и документы любезно предоставленные мне жителем с. Богатое – Максимом Утенковым( большим патриотом родного села) и архивные документы с. Алексеевка плюс википедия, помогли сохранить какую то правду о тех исторических событиях, происходящих на этой замечательной земле – поволжских степях. А степь она все такая же – и ковыль стелется белым ковром и слава Богу кони резвятся в степи. А главное живут тут люди и родятся их дети, такие же как мы мальчишки и девчонки, которые узнают от родителей и бабушек и дедушек историю своего семейства и родных мест. А еще они любят свои родные места. Так будет всегда.