Я гуляю по элладе. Цикл стихов

Алексей Николаевич Клыков
Я ГУЛЯЮ ПО ЭЛЛАДЕ

Прекрасен град древний Микены,
Другого такого и нет.
Красавица есть там Алкмена,
Прохожие смотрят ей вслед.
И я ею был  заворожен,
Увидев красотку средь лоз.
Судьбе поклониться я должен,
Что встретить Алкмену пришлось.

*****

От чуда рожденья до бездны,
Людская вновь тянется жизнь.
Приди, прорицатель Тирезий,
Про завтрашний день расскажи.
Секреты всего мирозданья,
Сюрпризы судьбы, суть миров,
Пусть будут по-прежнему тайной,
Не нужно срывать с них покров.
И сколько прожить нам осталось,
Будь добр, от людей утаи,
Века или самую малость,
В печали, а может в любви.
Об этом молчи. Про другое
Поведай, мы просим тебя,
Надолго ли лето такое,
Когда нет ветров и дождя?
И сколько потом мы малины
В лесу соберём и грибов?
Как долго мы будем едины,
Тревожных не ведая снов.


*****

И в город, и в сказочный лес
Спуститься с известьем готов
Любимый сын Зевса, Гермес,
Стремительный вестник богов.
Коль нужно домчаться куда-то,
Не будет он ждать и сидеть.
В сандалиях может крылатых
Гермес быстро мир облететь.
В забытом, публичном ли месте,-
И нет в этом вовсе чудес,-
Объявит он людям известье –
Решенье всесильных небес.
А дни и года всё несутся,
Сменяя закат на зарю.
Сандалии если порвутся,
Гермесу мопед подарю.



4
21

*****

Услышал я средь ночи трель
Из чащи и тумана.
И понял, - это же свирель
Лесного бога – Пана.
Ах, как звучала, боже мой,
Как гимн самой природе!
Заворожён я был игрой
До самого восхода.
Потом я только пару слов
Сказал, простившись с ночью:
- Вот молодец же, бог лесов,
Берёт все ноты точно.

***** 

Белеет небо, ветер сух
С утра у Пелиона.
Вновь гонит коз своих пастух,
В рассветный час по склону.
Опять на жизнь его смотрю,
Взгрустнув при том немножко.
Встречаю вместе с ним зарю,
Ем пресную лепёшку.
Мы гоним коз пастись с утра,
Воды напившись чистой.
А Пелион, из гор гора,
Взмывает к тучам быстрым.

*****

В небеса взлетают птицы,
От жаровен дым и гарь.
Едет, едет колесница,
В ней сам Пелий, старый царь.
Некрасивый и горбатый,
Полон самых чёрных дум.
Мрачно смотрит вдаль куда-то,
Городской ругая шум.
Подозренья, словно жажда,
Сушат горло, Пелий зол.
Видит в юноше он в каждом
Претендента на престол.
Царь опасен и коварен,
Это шепчут все подряд.
То врагов он в масле сварит,
То друзьям подсыплет яд.
Не хочу я с ним общаться,
Мало пользы от того.
Лучше сразу убираться
Мне из города его.


*****

И по морю, и по суше
Слухи бродят про поход,
Будоража юным душу,
А купцам суля доход.
Мастер с белыми висками,
Плотник крепкий, полный сил,
И строитель с моряками,
И певец, что ликом мил -
Все походу очень рады,
Мир без моря слишком тих.
Говорят не без бравады:
Дело это лишь для них.
Ну, и я не хуже многих,
Тоже странствия люблю.
Без раздумий очень долгих
На корабль я поступлю.
Буду юнгою отважным,
Ведь меня не запугать.
Я средь моря ветрам влажным
Буду оды посвящать.

*****

ЭОС
Давно так в мире повелось,
То,  правда, что ни говори.
Приносит новый день Эос –
Богиня утренней зари.
Она летает над волной
И дарит солнце, дарит свет,
Вновь пробуждая мир земной,
Неся надежду и рассвет.
Эос меня разбудит тоже,
И ночь внезапно пропадёт.
И верю я, что день погожий
Мне вновь удачу принесёт.


*****
ГЕРАКЛ
Бегут угля чернее тучи,
Исчезла с неба синева.
Ушёл Геракл наш в лес дремучий,
И нет его и час, и два.
Сомненья ветер колкий носит,
И их прогнать нельзя никак.
Друзья ворчат: - Похоже, бросил
В тяжёлый час нас друг Геракл.
Как все к нему несправедливы,
Виня, коря сейчас во всём.
Слова заносчивы, спесивы,
Опасны, словно с градом гром.
А я Гераклу не бросаю
Укоров тяжких, злобных слов.
Его удел я новый знаю,
В том воля неба и богов.
Пусть совершает он геройства,
Раз так отныне решено.
Друзья, прошу вас, успокойтесь,
Нам столько сделать суждено!

*****
НЕМЕЙСКИЙ ЛЕВ
Познав суть странствий в полной мере,
Ценя дела, а не слова,
Я сбавил шаг, найдя пещеру
Немейского большого льва.
О нём рассказы повторяют,
Живет мол, скрывшись далеко.
Зубами сразу разгрызает
Булыжник твёрдый он легко.
Нельзя сразить его стрелою
И не убить его копьём,
И даже пробовать не стоит
Идти на льва с одним мечом.
Что ж, бой устраивать не нужно
Себе и зверю на беду.
Милее драк всегда мне дружба,
Я  от пещеры прочь уйду.

*****

Проснусь очень рано я завтра,
Весь  мир будет в сонных тисках.
Пройдусь и увижу кентавра,
Который пасётся в лугах.
Он будет бродить в разнотравье,
Боками цветы задевать.
Не думая в миг тот о славе,
Начнёт вдруг по-детски зевать.
Его окликать я не стану,
Чтоб тихий покой не украсть,
К тому же, пока  слишком рано,
Мне  можно вздремнуть ещё всласть.

*****

КИРЕНЕЙСКАЯ ЛАНЬ
Весна снова в мире настала,
Как зелень прекрасна, ты глянь!
Опять по полям  и по скалам
Бежит быстроногая лань.
От сети не раз убегала –
Попробуй, красотку достань.
Летит по полям и по скалам
От плена прекрасная лань.
Волшебного в мире немало,
За то платим небу мы дань.
Беги по полям и по скалам
Вперёд, киренейская лань.

*****

КАВКАЗ
Заманить пытались мели
Нас в большом пути не раз.
Но теперь-то мы у цели,
Вот Колхида, вот Кавказ.
Может, я имею право
И на власть, и на почёт.
Но скучна такая слава,
Не к тому меня влечёт.
Я вожу лукаво глазом,
Ведь теряться не привык.
Погуляю по Кавказу
И на ужин съем шашлык.


26

*****
ДВОРЕЦ АФРОДИТЫ
Колонны розами увиты,
Их цвет то ал, то снежно бел.
Дворец прекрасен Афродиты,
Давно я в нём побыть хотел.
Повсюду голуби порхают,
Как будто это чудный сад.
И вновь они перелетают
С окна на пол, к окну назад.
Резвится солнца луч, без спроса         
В огромный зал пробрался он,
Где, как ручьи, богини косы
На золотой пролились трон.
Лучу, богиня лишь кивает,
Ей по душе весёлый день.
И снова в косы опускает
Она волшебный свой гребень.
А рядом с юным Ганимедом
Играет сын её, Эрот.
Играет с ночи до обеда,
И в кости вновь божку везёт.
Сыграть у трона с ними в кости
Я для себя за честь почту.
А захотят, могу я после
Их научить играть в лапту.

*****
НЕФЕЛА
Коль трудно, богиня Нефела
На помощь к героям придёт.
Туманом окутает белым,
От стрел и от копий спасёт
Туман той богине подвластен
И стаи смешных облаков.
К тому же, давно уже ясен,
Ей замысел прочих богов:
Кто справиться должен с Эетом
И взять золотое руно,
Тому от меча и навета
Погибнуть, пока не дано.
 И вот потому-то туманом
Укрыла сейчас смельчаков,
Отсрочив и смерти и раны,
Богиня смешных облаков.

*****
АРГОНАВТЫ
В чём в жизни прав, а в чём не прав ты,
На то ответ не просто дать.
Вот потому-то аргонавты
Сидят печальные опять.
Пред ними чаши ныне полны
Вином хмельным уже на треть,
Но что-то  шепчут грозно волны,
Им, не давая захмелеть.
Как хмуры брови Мелеагра,
Присел, колени обхватив.
Сегодня так, иначе завтра,
Жизнь – лабиринт для тех, кто жив.
Идя по длинным коридорам,
Удачи каждый ищет лик.
Да только видит очень скоро
Перед  собою лишь тупик.
На небеса с тоской взирает
И гладит бороду Ланкей.
Он слов напрасных не бросает,
Как все, в трудах уж много дней.
Глядят свирепо бореады
И от Язона ждут приказ.
На край земли лететь, коль надо,
Готовы братья в сотый раз.
Я все сомненья принимаю,
Смывает море хмель и спесь.
И всё ж одно я точно знаю,
Из лабиринтов выход есть!

 ***** 
ДРАКОН
Щетиной землю разрывая
И разнося повсюду звон,
Встаёт, как будто вырастая
Из-под земли, большой дракон.
Чернеют головы драконьи,
У них в глазах одно – убить.
Они не ведают законов,
Им не дано других любить.
Дракон с людьми сперва играет,
То тих, то плюнет вдруг огнём.
И, видно, чудище мечтает
Покончить с миром этим днём.
А за драконом ровным строем
Отряды страшные встают.
Они громадным диким роем
На род людской войной идут.
Дракон и вы, солдаты ада,
Противна ваша мне игра.
Таких гостей нам здесь не надо,
Вам восвояси всем пора.

   
ОРФЕЙ

Коль паруса от ветра рвались,
Он пел про рощи и поля.
И сразу волны унимались,
Услышав песню с корабля.
А в сновиденьях жить бездонных,
Сколь ни желай, нельзя никак.
И разбудил друзей он сонных,
Предупредив, что близок враг.
Все пробудились, и не даром,
Пошла, пошла, повсюду сечь.
Орфей убрал свою кифару
И в руки взял блестящий меч.
Как часто ангельские песни
Вдруг переходят  в грозный клич.
Теперь и мне про то известно,
Я это ныне смог постичь.

*****
ГЕКАТА
За всё есть на свете расплата,
Закон этот в мире не нов.
То знает всех лучше Геката –
Богиня подземных миров.
И ведомо точно Гекате,
Чей дом пеплом стать обречён,
Кто будет убит на закате,
А кто на рассвете сражён.
Возможно, я тоже намечен,
Как жертва ножа и штормов,
И скоро отправлюсь на встречу
С богиней подземных миров.

*****
КИРКА
Коль в схватке кровавой и дикой
Случится кого-то убить,
Одна лишь волшебница Кирка
Поможет тот  грех отмолить.
Путь к острову Кирки опасный,
Ветра любят злиться и выть,
И смертному долго неясно,
Дано ли до суши доплыть.
Корабль на волне понесётся,
Вокруг только всплески и звон.
И если то судно спасётся,
То будет и грешник спасён.
Ведь Кирка убийце поможет,
Но нужно условье принять:
До смерти и после он должен
Про жертву свою вспоминать.
Я много прошёл и увидел,
О чём никогда не забыть,
А если кого-то обидел,
Прошу этот грех мне простить.

*****
К ВЕРШИНЕ
Скорей в дорогу собирайся,
Забыв про шумные балы!
Тропой крутою поднимайся
К вершинам каменной скалы.
Ногой, почувствовав вершину
На перекрёстке всех ветров,
Поймёшь всех горестей причину
И цену горестей, и слов.
И бросив взгляд сквозь расстоянья,
Огонь салютов, рёв пальбы,
Ты на дороге мирозданья
Заметишь след своей судьбы.
Когда придёт весь мир к закату,
И будет близок тьмы полог,
Внесёшь ты подлинную плату
За всё, что взято было в долг.
И я за выступы цепляюсь,
Меня ветрам уже не сбить.
К вершине главной поднимаюсь,
Долги, готовясь оплатить.

31
*****
СИРЕНЫ
Тучи спускаются ниже,
В том есть несчастий предвестье.
Слышится ближе и ближе
Песня певиц неизвестных.
Манят к себе голосами
Мудрых и юных гребцов,
Полными страсти словами,
Скрывшись в туманный покров.
Я, слыша в воздухе пенном
Сладкий дурман нежных слов.
Знаю, что это сирены –
Смерть и проклятье судов.
Сотни матросов к ним в гости
Плыли, про всё позабыв.
 Ныне от них только кости
Белые бьются о риф.
Нет,  не пойдём на погибель
Ради фальшивых страстей.
Злобных сестёр пусть обитель
Новых не видит костей.


*****
СКИЛЛА И ХАРИБДА
Затрещат на судне снасти,
Смертный, жизнь свою спасай!
Слева чудищ страшных пасти,
Справа бездны чёрный край.
Это Скилла и Харибда,
Две скалы, всей тьмы оплот.
Может, мстят здесь за обиду,
Всех губя который год.
Я их тайну не узнаю,
Да и пользы мало в ней.
Лишь на вёсла налегаю,
Чтоб от скал уплыть быстрей.

*****
НЕНАСТЬЕ
Вдали родные очертанья
Лачуг знакомых и дворцов.
В моря уводят нас мечтанья,
А жизнь ведёт к домам отцов,
Где ждут зимой и рады летом,
И у огня приятна ночь.
Но вдруг завоет  сильный ветер
И понесёт корабль наш прочь.
Прощайте, милые просторы,
Вокруг ненастий кутерьма.
Повсюду снова только море,
И далеки отцов дома.
Наверно, это неба кара
Не так живущим на земле.
И гаснет солнце, как огарок
Свечи последней на столе.
Раздумий долгих час настанет,
Когда, промчавшись по волне,
Корабль уставший наш застрянет
В покрытом илом чёрном дне.

*****   
ТЯЖЁЛЫЙ ПУТЬ
Не видно ни птичьего клина,
Ни мест, где бы был хоть росток.
И слева, и справа пустыня,
Повсюду один лишь песок.
Скрипит он опять под ногами,
И быстро идти не даёт.
Взмывает от ветра волнами,
Нам путь, преграждая вперёд.
Но знает и чувствует каждый,
Сдаваться и киснуть нельзя.
Хоть мучат и голод, и жажда,
А влагой была б и слеза.
Да только рыдать нету права,
И времени нет ведь у нас.
Пускай миражом стала слава,
Но жизни пробил нашей час.
Идём по дороге скрипучей,
Пути позади только треть.
Я верю, что станет нам лучше,
Но нужно ещё потерпеть.


*****
ОЗЕРО ТРИТОНА
Прозрачно оно и бездонно,
Подобных на свете немного,
Ведь озеро это - Тритона,
Великого сильного бога.
Зашепчутся волны как  листья:
Надежды на море  все - ложь.
Промчавшись по озеру быстро,
Ты выход, увы, не найдёшь.
Всех озеро только покружит
И к прежнему месту вернёт.
Совет морякам добрый нужен,
Лишь он мореходов спасёт.
Вдруг слышно: чтоб выйти из плена
И после по морю уйти,
Убить нужно в море оленя
И богу как дар принести.
Я мог бы пойти на охоту,
И в цель свои стрелы послать.
Но нету желания что-то
Оленя зазря убивать.
Скажу я Тритону спокойно:
Зачем тебе жертвы, о, бог!
Простимся, давай же, достойно!
И вмиг затрубил звонкий рог!
Со мною Тритон согласился,
Оставил оленя он жить.
А берег на миг расступился,
Позволив мне в море уплыть.
Не веря учениям ложным,
Одно можно точно сказать:
Богов убедить тоже можно,
Слова нужно лишь подобрать.

*****
ТАЛОС
Питья в бочонках очень мало,
И нужно хоть ручей сыскать.
Но нам не рад огромный Талос,
Воды гостям не хочет дать.
Прочь уплывают в страхе рыбы,
Уж больно шумным мир здесь стал.
Смеясь, бросает Талос глыбы,
Те, что оторваны от скал.
Гигант безумно веселится,
Бывало так десятки раз.
Любой, пожалуй, побоится
Ему перечить в этот час.
Опасен Талос, знает каждый ,
Опасен с ним для многих спор.
Но ведь для нас теперь и жажда
Как будто смертный приговор.
И выбор был у нас едва ли,
Гигант своё упрямо гнул.
Вина мы великану дали,
И, выпив, крепко он заснул.
Иначе нам с гигантом вздорным
Никак сейчас не совладать,
И только с порошком снотворным
Победу можно одержать.
Причалив к берегу, набрали
В бочонки быстро мы воды 
И прочь ушли, и ждать не стали
Ещё какой-нибудь беды.
Доволен я, смогли мы ловко
Гиганта быстро обмануть.
Нужны всем хитрость и сноровка,
Без них идти  не стоит в путь.


*****
ПРИЗРАЧНЫЕ ЗАМКИ
С восхода и до ночи
Волна несётся быстро.
А брось земли комочек,
Он в остров превратится.
Всё больше, больше будет,
Как замок из мечты.
И вот повсюду люди,
Деревья и кусты.
И в небо смотрят здания,
И улицы шумны.
И кончено создание
Неведомой страны.
А я в ней повелитель,
Хоть им не думал стать,
Судеб людских вершитель,
Надолго ли, как знать?




36
*****
ЯЗОН
Познав опасности в дороге
И смысл туманный бытия,
Язон спросил себя в итоге:
«Чего добился в жизни я?
Порой бывал, богам в угоду,
То вдруг лукав, то, слишком смел.
Но не желанен стал народу,
Хоть счастье дать ему хотел.
И вот с несчастною любимой,
Ведёт тропа в далёкий край.
Проходит радость быстро мимо,
И зря её не окликай.
Вся жизнь была как понарошку,
И толку нет давно от слов.
А на душе скребутся кошки,
И близко слышен вой волков».
Язон так думал, убегая,
Медею увозя с собой.
Мечтал войти он в кущи рая,
А удалялся в край чужой.

*****
АТЭ
И дружбу, и веру предав в суете,
Мы мудрые гоним раздумья.
А делаем это с подсказки Атэ  –
Недоброй богини безумья.
Она, незаметно вселяясь в людей,
Готовит за подлостью подлость.
И делает умных намного глупей,
А в добрых вселяет жестокость.
Всё это забавы богини Атэ,
Ей в радость поступки дурные.
Но мне ведь дороже деянья не те,
Милее дела мне иные,
Такие чтоб стало на сердце светлей,
Чтоб не был ни зол, ни угрюм я.
Из жизни людской ты уйди поскорей,
Богиня вражды и безумья.


*****
КРИТСКИЙ БЫК
И откуда он возник,
Этот грозный Критский бык?
Полный злобного огня,
Взор вонзается в меня.
А потом, помилуй бог,
Бык направит острый рог.
На меня пойдёт войной,
Как же быть, о, боже мой!
Нападенья глупо ждать,
Но к лицу ли мне бежать?
Я скажу быку: куда ты?
Недоволен чем, рогатый?
Пусть всё будет честь по чести,
Разойтись нам хватит места.
Хватит солнца нам и славы,
Ты налево, я направо.
Бык в ответ лишь зафырчал,
Но меня бодать не стал.
Разошлись мы, кончив дело,
Он направо, я налево.

-
ФИНАЛ
День солнечный. Волны чуть слышно
Шуршат, затихая в свой срок.
По берегу мчатся мальчишки,
Хламиды бросая в песок.
Сейчас будет встреча с волнами,
И сладкая с морем борьба.
Мальчишки не ведают сами,
Что выбрала их вдруг судьба.
Из тех, кто и здесь и далече,
Живущих в селеньях простых,
Отобраны дети для встречи
С героем походов былых.
Вернувшись из мест очень дальних,
И смерти предчувствуя сон,
Открыть тот герой хочет тайну,
Которую знает лишь он.
Весь пляж, словно маленький остров,
Над ним только солнца покров.
От судна оставшийся остов
Песками накрыт до бортов.
За старой спиною лишь море
И вечных небес синева.
И должен сказать очень скоро
Он нужные людям слова.
Но к небу он руки вздымает,
И смотрят глаза в никуда.
Забытый герой засыпает,
Как видно,  уже навсегда.
Прощаний не будет с ним пышных,
Не выстроят воинов в ряд.
Шуршат только волны чуть слышно,
И дети в молчанье стоят.
С героем прощусь очень просто,
От  берега я отплыву,
Но помнить и берег, и остов,
Я буду, покуда живу.

КОНЕЦ