24. Научная картина мира

Лариса Болотова
                Из книги  «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:
 
(стр. 79) «Научная картина мира – это целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов.

В процессе развития всех отраслей знания научные картины мира изменяются и имеют относительный характер.

 Философская картина мира представляет собой систему наиболее общих философских понятий (категорий), принципов, концепций, дающих на определённом историческом этапе представление о мире в целом.

Естественнонаучная картина мира обязательно связана с теми или иными философскими представлениями, свойственными той или иной эпохе.

История науки – это периодическая смена картин мира, смена парадигм.

Парадигма – определённая совокупность общепринятых в научном сообществе на данном историческом этапе идей, понятий, теорий, а также методов научного исследования. Научные революции приводили к полной смене парадигм. Научная революция – это переломные этапы в развитии научного знания, решающие этапы в прогрессивном развитии знаний, радикально меняющие прежнее видение мира».

                С чем  связана смена картин мира? С изменением сознания человека или с техническим развитием цивилизации людей? Как же изменялась картина мира?

«В истории выделяют четыре глобальные научные революции.

Первая произошла в XV-XVI вв., в эпоху перехода от Средневековья к Новому времени. Она привела к смене космологической картины мира (переход от аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системы мира: «Земля – центр мироздания» к геоцентрическому учению Коперника: «Земля – одна из планет, движущихся вокруг  Солнца по своей орбите). Религиозная картина мира, опирающаяся на птолемеевскую теорию, была подорвана. Копернику удалось доказать, что движение – естественное свойство небесных и земных тел, подчинённых некоторым общим закономерностям единой механики. По его мнению, чувственное познание ограничено, оно не способно отличать то, что нам представляется, от того, что в реальной жизни имеет место.

Вторая научная революция произошла в XVII вв. Она связана с началом развития современной науки, нового механического естествознания, у истоков которого стояли Галилей, Кеплер, Ньютон. Ими были заложены основы физики. Открыты законы движения тел. Галилей установил, что Солнце вращается вокруг своей оси, а планеты – и вокруг своей оси и вокруг Солнца. Именно после второй научной революции открыты законы движения, которые легли в основу механики как науки: закон инерции,  закон ускорения тела, закон равенства действия и противодействия, закон всемирного тяготения».

                Предполагаю, что основной закон – это закон притяжения, остальные производные.

«Третья научная революция продолжалась с конца XVII вв.  до конца XIX вв. Именно в эту эпоху Лаплас утверждает об эволюции органического мира под влиянием изменений условий окружающей среды, появилась теория Дарвина о законах естественного отбора и эволюции животного мира, происхождения человека, открыт закон сохранения  и превращения энергии».

                Мы не видим переходных форм от растения к животным, от одного животного к другому и многое другое, поэтому пытаемся понять это через устанавливаемые нами же законами. Все эти  законы справедливы для физического мира. Например,  закон сохранения и превращения энергии. Спрашивается, откуда взялась сама начальная энергия?

«Д. Менделеев своим открытием периодического закона утверждает, что свойства химических элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов».

                Опять же, почему мы считаем, что  окружающая материя имеет атомическую структуру, а атом в свою очередь состоит из элементарных частиц? Нам так проще воспринять окружающий мир. Мы воспринимаем всё в конечных формах, а в реальности ничего конечного нет.

«Четвёртая научная революция охватила XX вв. и характеризуется формированием кванто-релятивистских представлений о мире. Открытие Резерфордом и Бором квантовой теории строения атомов и создание А. Эйнштейном теории относительности перевернули старые парадигмы. Кроме этих великих открытий установлена взаимосвязь закона сохранения массы с законом сохранения энергии, двойственность элементарных частиц, расшифрованы молекулы ДНК и другое. Безусловно, ведущую роль в развитии цивилизации человечества сыграла и продолжает играть наука. От науки многие ожидают ответы на все коренные проблемы мира и человеческого бытия».

                Особенностью мира, в котором мы находимся, является то, что в нём необходимо трудиться, выполнять определённые действия, иначе человек не выживет. Поэтому человек стал заботиться о своём физическом теле больше, чем о своей душе. В результате  возникала цивилизация с техногенным путём развития, а, следовательно, и наука, и научная картина мира. Можно ли выжить, не создавая техногенную цивилизацию? В принципе Природа даёт человеку всё для его существования. Человек же своими действиями нарушает гармонию Природы. Возникает вопрос: «Для чего нужен человек, как органическая жизнь, для самой Земли, нужен ли ей вообще технический прогресс человечества?»