Молния

Алексей Чугунов 2
   


          МОЛНИЯ

   1963 год. Я и мои товарищи, выпускники академии, продолжаем службу молодых офицеров в стенах предприятия ВПК Опытного конструкторского бюро (ОКБ1) и Опытного завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ) под руководством главного конструктора Сергея Павловича Королева. Директором завода в ту пору был Турков Роман Анисимович. Мы с большим интересом осваивали свои новые обязанности. Повторюсь, что в октябре 1963 года мы активно участвовали в приемке операций и уже приносили некоторую пользу группе военпредов главной сборки.
Мы уже владели необходимыми знаниями о конструкции изделий, о документации конструкторской и технологической, имели опыт по операционному контролю и с интересом осуществляли операционный контроль.
Нам интересно было знать о всех звеньях этого цехового механизма, который на основании требований чертежа и технологии, получая загадочным пока еще для нас путем комплектующие приборы, кабели, клапаны, трубы, узлы двигателей, рамы, металлические оболочки и т.д., обеспечивает сборку агрегатов, которые, соединяясь, образуют живой организм товарного изделия. В результате произведенные в ходе работы завода и КБ изделия становятся способными обеспечивать исследования, задуманные Главным конструктором.
 
   Конечно, собрать изделие недостаточно. Нужно и важно провести электрические испытания, подтверждающие исправность и работоспособность всех систем изделия.
Цех главной сборки (цех №444) – цех сборки космических аппаратов. Начальником этого цеха был опытный инженер Зудинов Владимир Иванович. В скором будущем он стал главным контролером завода. Начальником ОТК был Романов Анатолий Иванович. Начальником технологического бюро был Гальперин Владимир Ефимович (позже он был назначен главным технологом завода). Одним из заместителей Зудинова В.И. был Лыгин Юрий Иванович, который стал директором филиала ЗЭМ в Байконуре.
Среди руководителей участков особая роль принадлежит руководителю участка №1 мастеру своего дела Горбатенко Константину Георгиевичу, герою Социалистического труда. Видная роль принадлежит руководителю участка №2 мастеру своего дела Кожухову Вячеславу Ивановичу, который потом стал заместителем Лыгина Ю.И. на полигоне Байконур.

   В цехе 444 было 5 производственных участков:   
№1 – участок сборки КА «Восток», мастер участка Горбатенко К.Г.
№2 – участок сборки ПО КА «Восток», мастер Кожухов В.И.
№3 – участок сборки изделия 11Ф67, мастер Павлов Р.В.
№4 – участок сборки «Электрон» и 3МВ, мастер Иванов И.И.
№5 – участок ВИС и сварки, мастер Силаев Ю.Д.
Работу производственных участков тогда обеспечивал целый ряд вспомогательных служб. И среди них заметную функцию выполняли:
-технологическое бюро, нач. Гальперин В.Е.
-цеховая служба ОТК, нач. Романов А.И.
-участок комплектации, рук. Мироненко Н.Н.
-технический архив для документов с грифом
-архив для хранения ЧТД и поддержания ее в рабочем состоянии
-многие другие: электрики, техники, уборщицы и т.д.
В памяти всплывают многие лица, которые своими руками, своим легендарным трудом делали историю страны. Спасибо всем рабочим, инженерам, конструкторам за корабль ЗКА «Восток» и ракету Р-7. Здесь следует сказать, что ракета Р-7 тоже детище С. П. Королева. Ракету Р-7 изготавливал также этот опытный завод ЗЭМ, только в другом цехе главной сборки, в цехе 439 на территории 1го производства, по другой стороне от Ж/Д, в том самом крупном производственном здании, которое построено пленными немцами.
В памяти остались лишь некоторые имена 30- тысячного коллектива ОКБ- 1 и ЗЭМ, составившие будущую славу космической отрасли СССР и России.

   Теперь, на исходе первых 3-х месяцев, мы уже многому научились, многое успели понять. Но и сейчас многие вопросы нуждаются в ответах.
Вспоминается цех, где осуществлялось изготовление космических кораблей серии «Восток», кораблей «Молнии-1», кораблей ЗМВ, кораблей «Электрон». На исходе 1963 г. мы, молодые люди, делаем первые шаги в космической отрасли, а этот производственный коллектив уже одержал целый ряд побед и написал свою страницу золотыми буквами в историю страны.

   Ещё в 1960 году С.П.Королев утвердил основные положения по созданию первого пилотируемого космического корабля, что в течение года конструкторами ОКБ1 и рабочими завода было выполнено. И это стало возможным благодаря усилиям и ресурсам страны, мобилизованным руководством СССР и КПСС.
Находясь здесь, в цехе 444, нам хотелось соответствовать истории этих стен и славе конструкторов и рабочих.
В этом цехе были изготовлены:
-первый спутник ПС-1, запущенный в космос 4 октября 1957 года и открывший эру космоса;
-первый КА «Восток», пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным, запущен 12 апреля 1961 года;
-второй КА «Восток», пилотируемый Германом Степановичем Титовым, запущен 6 августа 1961 года;
-третий КА «Восток», пилотируемый Андрианом Григорьевичем Николаевым, запущен 11 августа 1963 года;
-четвертый КА «Восток», пилотируемый Павлом Романовичем Поповичем, 12 августа 1963;
-пятый КА «Восток», пилотируемый Валерием Федоровичем Быковским, июнь 1964
-шестой КА «Восток», пилотируемый Валентиной Владимировной Терешковой, июнь 1964
И теперь на участке №1 и №2 продолжается изготовление следующих космических кораблей серии «Восток».

   В ту пору С.П.Королев проявлял острый интерес к пуску космических кораблей в сторону Луны. Поэтому в цехе 444 интенсивно велась работа по сборке космических аппаратов – «лунников». В освоении Луны в СССР, как оказалось, была конкуренция двух главных конструкторов С.П.Королева и В.Н.Чаломея. Они конкурировали в разработке кораблей, а в разработке сверхмощных носителей были представлены даже 3 варианта: ОКБ-1 Королева С.П., КБ Чаломея В.Н. и КБ Янгеля М.К.
Незавершенность проектов привела к объединению проектов под общим руководством С.П.Королева. Но облетевшие весь мир якобы полеты американцев на Луну затормозили наши устремления, а потом были закрыты работы по проекту Н1-Л3 после нескольких попыток неудачных пусков.

   В нашем изложении завершается 1963 г., а для нас, выпускников академии, пошел 3-ий месяц освоения новой профессии в стенах мощного предприятия ВПК в лице ОКБ-1 и завода экспериментального машиностроения. Кстати ОКБ-1 обозначалось как п/я В2572, а завод ЗЭМ, как п/я В8711.
Теперь мы активно включились в процесс контроля качества закрепленных за нами изделий. Самостоятельно принимаем операции и совершенствуем свои навыки в выполнении своих функциональных обязанностей и знаний производства. Вот какова примерная методика контроля операций.
Во-первых, операции принимают представители заказчика, офицеры и служащие. Офицеры - представители заказчика – кроме операционного контроля обязаны своевременно выдавать заключения о готовности отдельных агрегатов, сборок и допуске их в дальнейшую сборку. Для этого офицер ПЗ должен проверить выполнение и оформление всех операций, соответствие всех установленных приборов по формулярам и заключениям завода-изготовителя, проверку выполнения всех извещений по данной сборке и выдать письменное заключение о ее допуске в состав изделия.
Представители заказчика находятся на производственном участке в готовности к приемке предъявляемых операций. Вникают в организацию работы, наблюдают за ходом работы исполнителя и контролера ОТК.
Представитель заказчика не имел права мешать работе исполнителя и ОТК. ПЗ приступает к контролю после выполнения операции и завершения контроля со стороны ОТК, о чем свидетельствует подпись ОТК в технологическом паспорте.
Наши опытные мастера – инженеры ПЗ- готовы быстро принять операцию, т.к. период ожидания используют для изучения документации.
Все мои товарищи на первых порах с большим удовольствием принимали операции на своих изделиях. На 1 и 2 участках, где производилась сборка кораблей «Восток» контроль операций производили обычно более опытные представители заказчика.
На 3-ем участке, где производилась сборка изделий «Молния-1», работы велись достаточно интенсивно. Уже тогда нам было известно, что корабль «Молния-1» №2 при первом пуске не вышла на орбиту из-за отказа второй ступени носителя. В этих условиях ГК и заводу хотелось ускорить готовность отгрузки на полигон следующего КА «Молния».

   «Молния-1» имеет индекс 11Ф67. Это спутник связи, активный ретранслятор, который будет, заглядывая вперед, запущен 23.04.65 на эллиптическую орбиту с апогеем 40000 км и перигеем 548 км, с периодом обращения вокруг Земли 12 часов. Конструктивно спутник «Молния-1» состоит из герметичного корпуса с установленной в нем аппаратурой снаружи и внутри. Корпус цилиндрической формы с двумя коническими днищами. Снаружи корпуса располагались:
-корректирующая двигательная установка-КДУ;
-система ориентации и коррекции;
-солнечные батареи;
-антенны ретранслятора;
-радиатор системы терморегулирования.
На борту внутри КА размещались:
-ретранслятор мощностью 40 Вт для ретрансляции телевизионных передач или 2х сторонней многоканальной телефонии;
-буферная батарея;
-маховик-гироскоп.
Вес спутника – 1600 кг, длина – 4 м, размах солнечных батарей 14 м. Следует сказать, что С.П. Королев заказал заводу ЗЭМ изготовить опытную партию в 7 изделий 11Ф67. Эти изделия были изготовлены заводом в цехе 444 в течение 4 лет в период 1962-1966 гг.
Каков итог запусков ретрансляторов «Молния-1»? Два спутника не вышли на орбиту. Пять спутников «Молния-1» были выведены на орбиту, причем четыре из них выполнили задачу ретранслятора в полном объеме.
Особый разговор будет о втором запуске Молнии с ретранслятором 11Ф67 №1, выведенным на орбиту, но не обеспечившим работу ретранслятора из-за нераскрытия 2х антенн ретранслятора.

   Изделие это, 11967 №1 «Молния», изготовлено цехом главной сборки в первом полугодии 1964 года с непосредственным моим участием. В мае-июне прошли заводские электрические испытания и 20 июня отправлено грузовым самолетом АН-12 на полигон Байконур на 2ую площадку. Уже сложилась традиция, что следом за изделием на полигон отправляется бригада представителей КБ завода и военпреды. В этот раз я впервые летел на полигон. От военпредов в бригаде летели: электрик капитан Щукин Вячеслав Борисович и капитан Чугунов А.И., в качестве ответственного за механическую сборку изделия. Всем членам бригады представителей было предложено к 8.00 утра 21.06 явиться к пожарной части 1го производства на автобус, следующий в аэропорт Внуково-3. На Внуково-3 осуществлялось обслуживание доставки на полигон изделий и людей нашего завода и конструкторского бюро. Да и не только нашего предприятия, но и работников других смежных предприятий.

   В ту пору мы еще проживали семьей на Софийской набережной. Поэтому добираться пришлось в метро, потом с Ярославского вокзала электричкой до ст. Подлипки- Дачные, автобус- и мы уже у пожарной части завода. Далее – большой автобус типа Икарус. Опаздывающих не оказалось, и в 8.05 мы двинулись в путь. Ярославское шоссе, МКАД, Киевское шоссе, Внуково-3. Погода хорошая. В 10.15 мы на месте во Внуково-3. Внуково-3 - это спецплощадка. Перед нами целый ряд самолетов Ил-18. Рабочая обстановка. Технический состав выполняет свою работу. Я и Щукин В.Б. были одеты по форме. Мы сидели и делились впечатлениями от увиденного, а вокруг нас- знакомые лица рабочих, конструкторов. Там же увидели старшего от КБ ведущего конструктора Дмитрия Алексеевича Слесарева. Это очень авторитетный конструктор, с богатым жизненным опытом, участник ВОВ.

   Я бывал уже на полигоне Байконур на академической практике в 1963 году. Теперь же передо мной стояла задача освоения технологии подготовки КА «Молния-1» на полигоне в в/ч 11284, обеспечить качественный контроль работ, проводимых заводом. Это очень важная задача и достаточно трудная, особенно для первой командировки. На полигоне при подготовке изделий основными исполнителями работ являются: расчеты от воинской части, бригады завода изготовителя и КБ.

   Исполнители работ с изделием:
1. Механосборочные работы выполнялись заводом по технологии и технологическим паспортам.
2. Электрические испытания изделия выполнялись войсковой частью по инструкциям. За испытательным пультом при этом находятся представители управления в/ч, представители КБ и представитель заказчика.
3. Испытания изделия на герметичность осуществлялось работниками КБ и представителем заказчика с отражением в бортжурнале.

   Перечень работ с изделием:
-электрические испытания систем КА;
-механосборочные операции;
-заправка азотом системы ориентации;
-зарядка буферной батареи системы единого энергопитания;
-заправка КДУ горючим и окислителем;
-проверка работы механизмов раскрытия солнечных батарей и системы ретранслятора;
-укладка и зачековка СБ и антенн в полетное положение;
-подготовка КА к стыковке с ГО и стыковка с ГО.

   И вот мы уже в самолете. Наш путь на восток через матушку Волгу и Аральское море в Казахстан на берега реки Сыр-Дарьи.
Многие в самолете уже не раз бывали в этих местах, поэтому нам уже было известно, что летим мы на полигон на 10 площадку, которая теперь носит имя Ленинск.
В самолете ИЛ-18 я долго наслаждался картинами нашего полета. Наконец, устав,  задремал, а встрепенувшись ото сна, не сразу осознал- что это за снега за бортом самолета в разгаре- то лета. Это были облака. И подумалось ещё, как сложна и тонка природа, обеспечивающая необходимые условия жизни на Земле.

   В салон вышла бортпроводница, а по громкой объявлено: «Идем на посадку. Пристегните ремни». Аэропорт «Крайний». Тепло +35. Позагораем, подумал я. Но загорать-то было некогда. График подготовки к пуску Молнии-1 прежде всего.

   На днях по телевизору видел передачу «Время первых», посвященную полету КК «Восход-2» 18 марта 1965 г с экипажем- Беляев П.И. и Леонов А.А., обеспечившим первый выход в открытый Космос. Активно комментировал передачу А.А. Леонов. Незабываемое событие. Лично мне пришлось много раз видеть его и других космонавтов на послеполетных встречах с рабочими и конструкторами КБ. Такие встречи космонавтов с рабочими и конструкторами – создателями уникальной космической техники – незабываемы и неизгладимы в памяти.
Не так давно к моему старшему правнуку Алеше в школу приходил космонавт Андрей Борисенко. Алеша спросил у него, выходил ли он в открытый космос. Космонавт ответил, что полет был без выхода в открытый космос. Кстати сказать, я вспоминаю, что директором завода ЗЭМ в мое время был Борисенко Алексей Андреевич. Думаю, что космонавт – сын директора завода ЗЭМ Борисенко А.А.

  Ещё подлетая к аэродрому «Крайний» мы увидели сверху Аральское море и русло реки Сыр-Дарьи. Наблюдая в иллюминатор, ощутили касание бетонной дорожки аэродрома, подрулили на место стоянки, по трапу спустились вниз. Ожидаем свой багаж. Получили свои чемоданы. Нас разместили в 3-х автобусах, которые доставили нас на 10ую площадку полигона к бюро пропусков. Два часа шло оформление пропусков. Получив пропуска, мы улучили минут 30 для посещения местного универмага. Затем по команде «по машинам» мы двинулись в путь. Путь был для нас известен. Между 10 площадкой и 2ой площадкой около 30 км пути. С учетом режима и контроля пропусков на КПП, через час-полтора пути мы были уже на площадке №2. Площадка №2 ждала нашего прибытия. Нас всех разместили в гостиницах в 17.00 местного времени, а в 18.00 мы могли посетить столовые и поужинать. Нам было объявлено, что завтра в 9.00 начало работы в МИКе. На 2ой площадке или проще – на Двойке размещались три гостиницы и знаменитые домики С.П. Королева и Ю.А. Гагарина. Гостиницы №1 и №3 для работников КБ и гостиница №2 для заводчан и военпредов завода. На Двойке всеми бытовыми вопросами ведала группа сотрудников нашего предприятия (завода и КБ), так называемая экспедиция во главе с руководителем экспедиции т. Бондаренко Н.Д. Экспедиция располагала транспортом, зданиями для размещения командированных лиц и отвечала за обеспечение питанием через пищеблоки, водоснабжение, канализацию, электроснабжение и другие вопросы быта. На площадке было 2 хозяина: начальник экспедиции Н.Д. Бондаренко и герой социалистического труда ген./л-т А.С. Кирилов, возглавлявший 2 управление полигона на 2 площадке. Он получил звезду героя за службу и осуществление запуска первого космонавта Ю.А. Гагарина.

   Экспедиции подчинялись все прибывшие в командировку лица. Управлению подчинялась в/ч стартовиков (полк). Командир полка – полковник Блинов В.К. Все офицеры полка жили на 10 площадке и прибывали на службу на мотовозе или автотранспортом. Рядовой состав полка проживал на 2ой площадке в казармах. Площадка №2 состояла из жилого городка, в котором размещались гостиницы, столовые, казармы, здание эксплуатации, гараж, а также технической части площадки в составе монтажно-испытательного корпуса, железной дороги, автомобильных дорог, стартовой позиции, измерительного комплекса. И вот уже 21 или 22 июня мы находимся в зале заседаний в МИКе. Нам сообщают, что с часу на час в МИК прибудет КА Молния-1 и все заинтересованные лица должны быть на местах. Это и бригада заводчан, и бригада от КБ, а значит и военпреды тоже. И действительно в 10.00 прибыл к МИКу автомобиль с КА Молния-1. (В нашем случае КА прилетел на полигон позже, у нас из-за погоды была вынужденная посадка в Куйбышеве.) Огромные ворота МИКа раскрылись и 2ой по счету КА Молния-1 оказался на полигоне, и началась предстартовая подготовка согласно техплану.
 
   Техпланом было предусмотрено следующее:
1. Разгрузка КА, установка в испытательный стапель и подключение наземного оборудования.
2. Завершение механосборочных работ, вызванных транспортировкой.
3. Проведение заправки КДУ окислителем и горючим.
4. Зарядка буферной батареи.
5. Зарядка азотом шар-баллонов системы исполнительных органов.
6. Проверка раскрытия и зачековка в полет параболических антенн.
7. Проверка механизма раскрытия и зачековка в полет солнечных батарей.
8. Проверка герметичности КА в барокамере.
9. Подготовка КА к накатке головного обтекателя со снятием т.н. съемных принадлежностей.

   На третий день после прибытия КА на полигон начались электрические испытания. Все работы с КА проводились строго по техплану. Каждый рабочий день начинается в 9.00 с ежедневной оперативки с постановкой задачи и подведения итогов работы за прошедшие сутки.
Все работы с КА с этого момента проводятся по плану-графику, разработанному управлением площадки и утвержденным управлением и руководством завода и КБ. Согласно плану-графику на 22 июня планировалась разгрузка КА и установка на рабочее место в МИКе, а на 23 июня – завершение заводских механо-сборочных работ. 24 июня – подключение наземно-испытательного оборудования и подготовка к электрическим испытаниям. И вот, наконец, все готово.

   Исходное состояние:
-изделие полностью в собранном виде находится в стенде и подключено к наземному испытательному оборудованию;
-завершена подготовка к электрическим испытаниям с отражением в бортжурнале от завода, конструкторского бюро, от управления в/ч.;
-заводчане и конструктора находятся у КА в готовности поддержать испытания изделия, а расчет испытателей, представителей завода и КБ, офицеры испытатели управления и военпреды завода – в пультовой за комплексным испытательным пультом.
В этом изложении мы уже слегка касались назначения КА как спутника связи и ретранслятора. При электрических комплексных испытаниях действия оператора обеспечивают контроль работы всех систем КА.
 
   Итак представим себе наш ретранслятор на орбите. Солнечные батареи раскрылись. Антенны раскрылись в рабочее положение. Оптические датчики, стоящие на антенне, удерживаются за край земного диска Земли, чем обеспечивают точный посыл сигнала в нужном направлении с зеркала параболической антенны ретранслятора. В наземных условиях раскрытие и СБ и антенны ретранслятора должно проводиться с имитацией невесомости с помощью вывешивания узлов раскрытия системой канатной подвески.
Орбита эллиптическая с апогеем 36000 км и перигеем 500 км с наклонением 65 градусов. Ретранслятор принимает сигнал, усиливает и передает на наземные приемо-передающие станции, расходуя энергию бортовой буферной батареи, которая подзаряжается с помощью солнечных батарей. Солнечные батареи на кремниевой основе обеспечивают расход энергии. При этом, обязательным условием является ориентация солнечных батарей на Солнце. Но вследствие гравитации или возможного  потока солнечного ветра, могут быть отклонения. Предотвращается это работой гироскопа и периодическим включением системы газовых микросопел, обеспечивающих необходимый разворот вокруг любой из осей X, Y, Z.  Полет продолжается, а в случае необходимости изменения траектории орбиты, применяется включение корректирующей двигательной установки (КДУ). Условия полета КА в космосе создают на поверхности аппарата в тени жесткие температурные режимы. Температура может достигать 200 градусов, поэтому для выравнивания температуры на поверхности КА и внутри имеется на борту система терморегулирования.

   Подготовка КА Молния-1 проходила не просто. Из-за отказа одного из приборов потребовалась его замена, с разборкой корпуса изделия и повторением определенного цикла электрических испытаний.
А при заправке азотом шар-баллонов системы микродвигателей была повреждена уплотняющая поверхность в заправочном клапане, что могло вызвать замену клапана методом сварки. Строго говоря, допуск в полет заправочного клапана с поврежденной уплотняющей поверхностью был определенным риском. Об этом риске был жесткий разговор между мной и ведущим конструктором Слесаревым Д.А. Мне пришлось поддержать мнение ведущего конструктора. Такое решение мне далось не без труда. Но это допущение не подкачало.

   Но самым трудным при подготовке КА были работы, связанные с раскрытием антенн и солнечных батарей в наземных условиях с имитацией невесомости.
Заканчивался июль месяц и к завершению шли электрические испытания. И, наконец, 5 августа электрические испытания были завершены. КА Молния-1 была отключена от наземного оборудования. В МИК начали поступать ж/д вагоны с ракетными блоками ракеты-носителя Молния. Ракета-носитель Молния – это четырехступенчатая ракета, предназначенная для запуска на высокоапогейную околоземную орбиту спутника Молния-1 и на межпланетные траектории космические аппараты «Венера», «Марс» и «Луна».
Как потом нам стало известно цикл подготовки ракетоносителя в МИКе гораздо короче цикла подготовки КА.

   Итак, по КА «Молния-1» предстояло выполнить ряд заключительных работ.
К разряду таких работ относятся укладка и зачековка антенн и солнечных батарей, заправка газом СИО, заправка горючим и окислителем КДУ, проверка герметичности корпуса КА. Завершающей работой с КА является подготовка космического аппарата к стыковке с головным обтекателем ракеты-носителя.
Работы, выполняемые по инструкциям с отражением в бортжурнале, выполняет л/с управления с участием завода и КБ. Работы, выполняемые заводом по чертежам, отражаются в технологическом паспорте. К последним относится укладка в полет и зачековка антенны и СБ, а также подготовка КА к стыковке с головным обтекателем носителя. На этом этапе оставалось провести осмотр изделия и снять так называемые съемные принадлежности. Съемные принадлежности – вспомогательное оборудование, предназначенное для защиты конструкции изделия от загрязнения и повреждения. На первых порах эти  съемные принадлежности растаскивали на сувениры. Каждая принадлежность должна была быть снята и храниться в в/ч. Съемная принадлежность оснащалась красным флажком и металлическим жетоном. На жетоне выбит индекс принадлежности, индекс и номер изделия.
Позднее в этом вопросе был наведен порядок и строгость с учетом и отчетностью за съемные принадлежности.

   Личный состав войсковой части и управления завершал работы с КА и одновременно с этим завершалась сборка и испытания ракеты-носителя Молния. Итак. Съемные принадлежности сняты. В бортжурнале получено заключение завода, КБ, управления в/ч и военпредов о готовности к стыковке КА Молния-1 №1 с головным обтекателем РН. Операция стыковки ГО с КА называется «накатка». Исходное состояние: ГО находится на ж/д тележках в горизонте. Следом за ГО размещается КА, консольно висящий и готовый занять свое место в ГО. Ракета-носитель находится на установщике в горизонте и в ожидании пристыковки головного блока в составе ГО и КА.
И вот уже головной блок состыкован с центральным блоком ракеты-носителя. Техническое руководство во главе с заместителем Главного конструктора Чертоком Борисом Евсеевичем подводит итоги работ на техническом комплексе и принимает решение о вывозе на старт космического комплекса Молния и подготовке к пуску. Вывоз космического комплекса Молния был выполнен 20.08.64. Впереди три стартовых дня.
Первый день отводится для установки ракетного комплекса на стартовый стол для размещения стартового оборудования и подключения наземной кабельной сети и оборудования для заправки горючим и окислителем.
Второй и третий дни отводятся для проведения электрических испытаний ракетного комплекса и заправки ракеты.
(Для справки следует сказать, что все работающие на старте строго учтены и каждый знает свое место.) Стартовики- офицеры и солдаты – у ракеты, а испытатели (гражданские и военные от завода и КБ), а также военпреды – в бункере.

   На стартовой позиции, как и на техническом комплексе в МИКе, повторно проводятся необходимые электрические испытания КА и РН. И сразу после установки РН на стартовый стол выполняется большой объем работ со стартовым оборудованием:
-устанавливается ферма обслуживания и лифты;
-подключается наземное оборудование электрическое и заправочное.
Сухой вес ракеты 27 тонн, а начальный вес ракеты 306 тонн. Значит, 279 тонн весит заправка горючего и окислителя четырех ступеней носителя. Поэтому главной и очень ответственной работой на старте является заправка ступеней носителя компонентами топлива. А по носителю работы, связанные с заправкой и подключением заправочного оборудования, выполняет расчет стартовиков вручную. Отключение средств заправки проводится автоматически.
Расчетом стартовиков выполняются еще работы по наведению ракеты. И вот уже в зените солнце 22 августа 1964 года. Ракетный комплекс Молния готов к пуску. Стреляющим в ту пору был начальник управления второй площадки генерал-лейтенант Кирилов Анатолий Семенович.

   Многие участники подготовки ракеты Молния к пуску находились, как и я, на ИП1 в 600 м от старта и наблюдали отвод ферм обслуживания. Я и многие мои товарищи, наблюдая за завершением предстартовых работ, мысленно желали успешного полета ракете-носителю и космическому кораблю Молния-1.
Наконец, мы слышим по громкой и видим отвод заправочной мачты и кабель-мачты. Ещё уйдут 2-3 минуты на операции по переходу на бортовое питание, переход компонентов топлива в камеру сгорания, на включение зажигательного устройства, на выход двигателя на режим.

   И после вспышки начинается подъем ракеты из белого облака дыма. Мы видим, как ракета расстается со стартом и уходит ввысь. Ответственный момент!
Все наблюдающие, затаив дыхание, молча следят за работой первой ступени носителя. Только когда происходит отделение 4х боковых блоков, всех охватывает восторг, и слышится «Ура!!!» и поздравления. Мы ликовали, а центральный блок продолжал движение в назначенную точку на околоземную опорную орбиту, где будет дан старт двигателям последней 4ой ступени носителя для выхода на рабочую эллиптическую орбиту.

   Мы мысленно летим, взбираемся на высокоэллиптическую орбиту с апогеем 40000 км. И нам это удается. Спасибо ракете-носителю Молния. Но этого мало. Мало выйти на орбиту. Нужно после разделения с носителем раскрыться всем механизмам антенн и солнечных батарей, произвести ориентацию СБ по солнцу, произвести раскрутку гироскопа, направить антенны ретранслятора на радиопередающую наземную станцию с помощью оптического датчика. При этом отклонения в пространстве должны быть погашены исполнительными органами системы ориентации, включающей газовые микродвигатели, представляющие собой микросопла с тягой до 10 г.  Ориентация по Земле осуществляется оптическим датчиком, который формирует команду на включение системы ориентации и газовых микросопел.

   После запуска РН и ощущения некоторого удовлетворения техническое руководство, и гражданское и военное, сосредоточились в районе кабинета начальника управления второй площадки полигона (в/ч 11284). В кабинете начальника размещались средства связи, способные получать информацию с ИПов полигона и даже с ИПов, размещенных на океанских кораблях о результатах пуска ракеты и телеметрию о работоспособности ретранслятора и всех систем КА.
Теперь, если учесть, что спутник эллиптическую орбиту проходит за 12 часов, то первую тревожную информацию о работе ретранслятора мы получили в 24.00 22 августа 1964 года.