Дорога жизни

Нинэль Крымова
   Благодарение рожденью

          Мы были уже,
          Когда нас
          Ещё не было.

Я начиналась
Сладким приближеньем
Рук горячих,
Я начиналась
Как влеченье ртов
Друг к другу
Неодолимое.
Я начиналась
Как слово,
Найденное
В диалоге тел,
Сплетённых страстью.

И в мир придя,
Я вас люблю
И славлю -
Сближающиеся
Руки,
Стыдливые и робкие,
Рты жаждущие
И страсти,
Бурей подминающие
Нас.

       * * *

Мне путь отмечен был
Лозою виноградной,
Когда октябрь
Ковал листы
Из красной жёсткой
И звенящей меди,
И под руками бредил у него
От изобилья охмелевший ветер;
Когда садовый нож,
Усталостью затуплен,
Глядел вслед спинам:
В корзинах, снятое с ветвей,
Кипело, пенилось и ликовало солнце,
Готовое,
В одном обличии погибнув,
В другом вновь заблистать,
Сквозь грань стакана
Весело сощурясь.

Мне путь отмечен был
Лозою виноградной;
Какое ж мне
Предрешено преображенье?
    
   * * *

Меня
Прельщают,
Обольщают
Любовников ненайденных
Глаз ласками -
Просторов глубИны,
Эхом одним,
Как море
Лотом,
Меряемые.
Но меня
Похищают
Вагоны
Транспорта
Лишь городского,
В стен туннелях
Своих
Протаскивая
Шомполом
В дуле
Оружейном.
Меня поглощают
Не шлагбаумов
Открытых
Дорог непознанных
Пасти,
Разинутые
В зёве
Словно простодушном -
Мне объятья свои
Раскрывают,
Как люди,
Перекрёстки знакомые.
Но уж год
Который
На теле
Твоём существуя,
Столица,
Пуговицей,
Неловко пришитой,
Остановки
Жизни своей
Недолгой
Меряю
Почему-то
Не встреч,
Рассеянных
Огоньками редкими,
А разлук
Километрами
По свету расстеленными.


     * * *

Говорят,
Что жизнь была ко мне сурова.
Но ведь она как мать меня учила падать,
Чтоб я всегда сама вставать умела,
Она меня учила ударяться больно,
Чтобы я знала радость заживленья,
И одиночеством меня ковала,
Чтобы единственному другу -
Я цену знала.
               

    * * *

Ночь,
Швырнув меня
На колени,
Втаптывает в слепоту,
Солнце из-под век моих,
Как из-под ног табуретку
Вырвав.
Ночь,
Но каждое утро
Я встаю из неё
Как весной
Росток из земли,
И темень
С себя стряхнув
Одеждой истлевшей,
Я обливаюсь рассветом,
Им,
Как рубашкой
Ливня весеннего,
Себя
Облепив,
И над кипеньем волос
Подняв
Как праздничные флаги,
Руки,
Я небо
Перчаткой на пальцы натягиваю,
Чтобы потрогать
Завтрашние
Звёзды.
       
 
   * * *

Мы к ней
Вернёмся,
К правде
Нашей
Непонятой,
Как возвращаются
Под старость
К брошенному
Очагу.

Мы к нему
Вернёмся,
К неузнанному
Счастью нашему,
И на дне
Души
Теплящийся ещё
Отыщем
Уголёк.

      * * *

Не в поле ветром посеяна,
Не молнией - в солому
Дымить брошена,
И не за пояс сунута
Рукавицей  -
Я на зубах у судьбы
Хрустнула
Горечью молодой луковицы.


      * * *

Живу как бродяга -
Бездомность моя ладья,
Живу как овца,
Отбившаяся от стада,
Мордой глупой
Тычась по углам.
Но однажды
Душой
На крючок вдохновенья
Пойманная
Дышу как поэт
В лёгких воспалённых
Ворочая
Муки
Жернова.

      * * *

Прошла сквозь меня
Спираль урагана,
Зачем же
Точильный круг луны
Опять острит
Моих желаний жало звонов?
На дне,
Как в чашечке тюльпана,
Горчит обугленная ясность;
Но вновь лохматы и желты
Тычинок плюшевые пальцы.

   
       * * *

Резвые кони скачут в крови,
Красные кони
В ней гривы сплели.
Скоро ли
Чёрный табун постучится в висок,
Выбелит топот на лбу завиток;
Скоро ли время
Поводья рванёт из руки      
И унесётся,
Мелькая седлом…


    * * *

Я ранена…
Рельсы трамвайные
Как швы послеоперационные
Тянутся.
Как равная
Дралась на дуэли
И ранена
Не пулей,
И не в живот -
Душа как на нож
На подлость насажена.
Ну что же,
Будем считать,
Что всё правильно:
Одна - убита,
Другой - победитель.
Только смотрите,
Шея ваша
Как руками
Криком моим обвита.
Задушит -
Простите.
Над совестью вашей
Невластна.
 

      * * *

Разошлись, разбежались
Как листья, гонимые ветром,
Душу мою разорвав
На две
Окровавленные половинки.
Угли инфаркта
Выжгут
Немощное и больное,
И буду дальше
В рубцах и шрамах
Пробиваться наощупь
К свету.


     * * *

Я утратила
Чувствительность к боли,
Режут ли ножом,
Пилою ли пилят,
Жгут огнём
Иль льдом пытают.
Я потеряла причастность
К обидам,
Я забыла,
Что есть на свете вражда.
Ветер целую
В ледяные губы,
Чтоб завтра
Пришла, наконец,
Весна.
    
    * * *

Мой путь отмерен
Истёртостью подошв
И сердца болью,
Хватающего
Как рыба
Воздух ртом,
Глаз жадностью,
Из грив созвездий в небе,
Выщипывающих
Репейники,
Скул судорогой,
Издёрганных разлукой
И зовом,
Тонущего в горле моря
Берега.
Мой путь
На памяти изрезанной ладони
Уложится
Надежд топографическою картой,
Простроченной,
Той самой
Пулемётной очередью,
Которая в кармане на груди
Билет партийный
Не один пробила.
Мой путь
На усталостью
Обмётанном языке
Уместится песней
Как крошка хлеба
В голодном выворачиваемом
Рту.
Рубцом он отпечатается
На заспанной щеке
Полей осенних, -
И зерном проросшим взъерошит
Весны
Вспотевший висок.
Мой путь -
Океан
Волн бинтами
Разматывает
Под хирургией килей,
И зрачком телескопа
Рассматривает
Вселенной
Стынущий сосок.
Морщинами забот
У матери между бровей
Мой путь
Проложен.
   
  * * *

Бездомность -
Мой шатёр,
Бездонность -
Мой колодец.
Я пью росу
Из губ небес.
Рогатый месяц
Подаёт мне
Кубок,
И гребень светлый
В волосах
Рассвета.

      * * *

Ах, зелье зелёного винограда,
Насмешливый хохот ягод,
Чья завязь тугая
Язык превратит
В обмелевшее русло
И скулы кисло стянет
Паутиной оскомины.
Ах, зелье зелёного винограда,
Отрава на донце цветка
Для нетерпеливых оставлена,
А в чаше ласковых листьев -
Роса
Наливается солнцем,
Как спелая виноградина.

Дай мудрость
Избежать плодов незрелых,
Зубы полоская
В меду уже близкой осени.
               

        * * *

Когда
Я в первый раз
На зов твой не откликнусь,
Знай:
Стреноженная, я встрепенусь -
Вибрирующая струя копья
Заросшей раны память
Потревожит, -
Рванусь,
Застряв в коре осин
Беспомощностью
Тобой подпиленного рога
И вновь узнаю
Горечь жгучую
Удилами разодранного рта.
Я в первый раз
На зов твой откликнусь -
Нем ствол моих надежд
И глух топор
Его рассекший.
Я не откликнусь,
Но черноту
Затянутого в узел горла
Пересечёт
Боль о тебе,
Метнувшаяся
Испугом пойманного плавника,
И на обожженном срезе
Отчаявшейся ждать души
Как сгусток умершего крика
Осядет немота морщин,
Чтобы из ссадин
На фильтр прозрачного виска
Сквозь поры выцедился
Кристаллик воли -
Он мне не даст тебе ответить.


       * * *

Сквозь волчцы и тернии
Продираюсь
С рыданьями,
Утопая
В слезах и в ссадинах
Четвероногое,
Навьюченное смертью,
Мечтающее
Об уделе птиц.
Господи,
Дай мне
Руку,
Я протяну Тебе
В ответ
Крыло…

       * * *

Как я хотела бы
Однажды
К тебе вернуться,
Чтоб руки погрузив
В раздумий
Жёлтые пески
И боли лба разгладив,
Слушать,
Слушать,
Как сердце
Чувств грубеющими пальцами
Прядёт по-прежнему
Забытого счастья
Узловатую нить.

Как я хотела бы,
Не ожидая зова,
К тебе придти
Однажды,
Но дожди
Глаза дорогам
Завязали,
И памяти свеча
Кадит
Обидой незабытой.
             

       * * *

Уходит жизнь
Как кровь
Из перерезанного
Горла.
И продырявлен
Болью
Небосвод.
И капают
Как слёзы
Звёзды
Брызгами
На смятый воротник.


       * * *

Не зови,
Не жди меня -
Не надо,
Ведь я могу придти
Лишь как укор,
И тронув на ночной двери
Тревоги колокол,
Опять тебя
Некстати разбудить,
Чтобы войти
Обидою,
Угаром
Беды нежданной,
На порыжелых плечах тишины
Внеся
Только горький
Мучительный запах
Опалённых бровей
Вместе с отзвуком бури,
Потопившей
Мои корабли.

 
      * * *


СоснЫ свечой в закате догораю на берегу пустом,
Не зная,
Кого ласкала языком огня, кого вела
На поводке протягивающемся взгляда,
И кто во мраке тосковать по мне, погасшей, станет,
И кто потом себя свечой зажжёт.

 

       * * *

Да, я вернулась,
Я пришла,
Чтоб запоздало
Тебе вернуть
Тебя.
Возьми свои руки,
Ставшие
Изгибами моих плеч,
Свои губы,
Ко мне приросшие
Поцелуями,
Забери
Лаской влитые в кожу
Глаза.
Да, я вернулась,
Я пришла,
Чтоб себя
Отнять
У тебя.

Верни мне дороги твои,
Ожиданьем моим устеленные,
Возврати мне
Боли твои,
Глазницами моими пролитые
В травы,
В подушки,
В слова.
Мы сумеем расстаться
Лишь тогда.

      * * *

Нам голос дан природой
Для того,
Чтоб мерить шёпотом
Любовь двоих,
Из губ её переливая
Прямо в губы
И чтоб шептать
Как заклинанье,
Как страсть последнюю -
Бессильно
Слова
Последние
Шептать.

Нам голос дан природой
Для того,
Чтоб горлом полным
Мерить
Труда биенье,
Как сердца
Пульс,
И чтоб в удачах
Реять
Безоблачно и ощутимо
И в ненависти чтоб
Греметь
Железом.

Нам голос дан природой
Для того,
Чтоб ртом,
От счастья перекошенным
И почерневшим от болей выстраданных,
В крике,
Разрывающем
Перепонки и связки,
Как о победе,
О рождении живого -
Возвещать.

Нам голос дан природой
Для того,
Чтоб с ним
Рождаясь,
Мы уходили -
С ним.             

 
      * * *


Как зыбко море покоя -
Тишина на плече моём дремлет
Бабочкой с хрупкими крыльями.
Как зыбко море покоя;
В черноте океана тонет
Сна золотое яблоко:
До самого дна прорастают
Семечек крики,
Что сдавлены в горле.
Выброси вверх
Побегов жалящие стрелы,
Чьё нетерпенье напоено
Стоном тоскующих листьев:
Их робкими щеками
Я прильну
К реке
Пригубленного мной
Дыханья.

      * * *

От прошлого
Осталась только тень,
Похожая на крыло.
И одинокой птицей
Бьётся
Жизнь, угодившая
В силки:
Беду не в силах
Отвести, но разделить могу.   
      

     * * *

Мелкие звёздочки багульника
Сквозь занавески холодов,
Спасибо вам - лиловое чудо,
Качнувшееся на мизинце января,
Нечаянное безделье на трудах зимы,
Весна, рассыпавшая в доме звоны,
И радость лета обманувшаяся,
Случайно ускользнув из белых рук.

Пригоршня леса тёплого,
Безумья глоток на тоненьких ветках,
Я брошу в чайник заварной
Тень этих терпких ароматов
И буду терпеливо ждать
Игривость лепестков себе на щёки.

               
       * * *

Я знаю: смерти нет,
Есть только вечность превращений,
В которых
Нам лишь суждено однажды
Обресть
Мучительное сиянье человеческое


       * * *

Дорога
Пролегла извилисто
Сквозь мою ладонь,
Сквозь сердце
И сквозь морщины лба -
Дорога жизни.