Тридцать лет спустя. Явление Жириновского

Александр Москвитин 1
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ.
ЯВЛЕНИЕ ЖИРИНОВСКОГО СОВЕТСКОМУ НАРОДУ

Тридцать лет назад одна из советских республик готовилась к первым в своей истории всенародным выборам главы государства. Президентские выборы в РСФСР были назначены на 12 июня. В мае началось выдвижение кандидатов. Двадцатого мая 1991 года было зарегистрировано шесть кандидатов на пост президента России:

1. Ельцин Б.Н. – председатель Верховного Совета РСФСР;
2. Бакатин В.В. – бывший министр МВД СССР;
3. Рыжков Н.И. – бывший председатель Совета Министров СССР;
4. Макашов А.М. - командующий войсками Приволжско-Уральского военного округа;
5. Жириновский В.В. – председатель Либерально-Демократической партии Советского Союза;
6. Тулеев А.М. - председатель Кемеровского областного совета народных депутатов.

21 мая во время работы 4 Съезда народных депутатов РСФСР россияне (и весь советский народ) смогли познакомиться поближе с одним из кандидатов в президенты независимой России: с трибуны этого высокого собрания толкнул речь председатель ЛДПСС. Он не набрал 100 тысяч подписей и поэтому его кандидатство в президенты должен был зарегистрировать 1/5 частью голосов Съезд народных депутатов.
В то время Владимир Вольфович был известен только в очень узких кругах. Эта речь явилась его всенародной самопрезентацией. Она удалась на славу. С тех пор за Жириновским закрепился имидж русского националиста, великодержавного шовиниста и скандалиста.

Среди всего прочего Жириновский сказал:
«Цели моей программы – возрождение России и Советского Союза. Разрушены все виды экономической деятельности. Нужно прекратить травлю КПСС, ибо в стране – самый настоящий антикоммунизм. Демократия предполагает не только разрешение новых газет, журналов, передач, партий, но и их запрет и закрытие. Я юрист, мой дед – юрист, отец – юрист, сын учится на юриста. Я имею два гуманитарных образования. Я 25 лет занимался политической деятельностью. Я побывал во многих странах Азии, Европы. Я знаю языки восточных стран, французский, немецкий, английский. Я могу беседовать один на один с лидерами разных стран. Я уже беседовал с Геншером один на один. Я знаю языки многих тюркских народов. Сейчас я скажу несколько слов этим народам на их языке.
Считаю, что СССР не должен развалиться. Республики, желающие жить вне СССР, пусть живут, но потом они обратно приползут к нам за помощью.
Грузия была защищена Россией в царские времена, а теперь они хотят уйти. Пусть уходят. Но они не проживут без России и нескольких месяцев. Они утонут в крови, они погибнут. И пусть гибель Грузии и Армении послужит уроком для других республик.
Мне 42 года и я принадлежу к средним слоям общества, как и большинство наших граждан: я не из правящей верхушки, но и не из тюрем, грязи и низов».

Отвечая на вопрос одного из депутатов об отношении кандидата к КГБ, Жириновский ответил:
«Я уважаю КГБ. В КГБ работают честные, чистые и умные люди. Это самая сильная и дисциплинированная организация в СССР. В КГБ нет выходцев из тюрем, диссидентов, оппозиции. Это чистая морально и физически организация».

Другой депутат потребовал извиниться перед народами Грузии и Армении за оскорбления, но Жириновский извиняться не стал.
Владимир Вольфович так же заявил, что он уважает закон и поэтому, согласно закону России, выйдет из ЛДПСС, если станет президентом.
В ответ председательствующий Руслан Хасбулатов заметил ехидно, что, мол, В.В.Жириновский может не беспокоиться – из партии ему выходить не придётся. На это Жириновский ответил так: «Вот это демократ! Ещё не голосовали, а результат уже известен!».

Жириновский отметил, что за двадцать дней даже в варварской стране не выбирают президента и предложил перенести выборы на сентябрь-октябрь. Тогда, мол, вы увидите – я стану президентом!
Затем состоялось голосование и более половины депутатов поддержали кандидатуру Жириновского.

Хасбулатов пытался шутить: «Уважаемые депутаты, отнеситесь к этому как к разрядке обстановки, как к юмору».

Но юмором здесь и не пахло: на российской (тогда ещё советской) политической сцене появился новый игрок. Который оказался на редкость живучим политическим деятелем. По национальности – юрист, по убеждениям – фашист, с имиджем либерал-демократа.

После победного выступления на Съезде Жириновский стал любимцем демократической прессы: им пугали обывателей умирающего СССР, отупевших от политических баталий. Жириновским можно было припугнуть и Запад – мол, смотрите, что вас ожидает, если вы не дадите бабла на продвижение Ельцина и других демократов.

В мае 1991 года Жириновский мечтал о тандеме КПСС-ЛДПСС; об аресте всех лидеров парламентов России, Литвы, Грузии; о комендантском часе в шахтёрских регионах с целью недопущения забастовок. Он проталкивал идею выхода России к Индийскому океану и Средиземному морю. Он хотел, чтобы «Россия стала жандармом Азии и Ближнего Востока». Жириновский считал «правильным наш поход в Афганистан» и желал «зажечь молодёжь новой идеей – расширением южных границ России».
На самом деле Жириновский лишь эпатировал доверчивую публику. Все его воинственные проимперские заявления были и остаются всего лишь словоблудием. Но таковы были правила игры в выборы президента России образца 1991 года. Жириновский отлично справился с ролью имперского пугала: воевать не хотел никто. Все хотели мира и «колбасных дождей».
Потому и выбрали Ельцина.

Фрагмент выступления ВВЖ 21 мая 1991 года на 4 Съезде народных депутатов РСФСР:
https://www.youtube.com/watch?v=sOqWT98aFak