Голос счастья. Часть 7. Удовольствие

Братислав Либертус Новинки
ГОЛОС СЧАСТЬЯ
ЧАСТЬ 7: УДОВОЛЬСТВИЕ

   Читатель может подумать, что часть "Удовольствие" будет идти о том же самом, что и часть "Довольство". И очень ошибается, хотя - действительно, что со счастьем оба соседствуют близко.

   Итак, начнем с Библейской цитаты: "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным." (1-е Тимофею 6:6)

   Опираясь на нее, многие заявляют: "Человек никогда не будет счастлив, если не научится довольствоваться малым", "Привычка жаловаться на жизнь не зависит от уровня жизни», "Счастлив не тот, у кого все есть, а кто нуждается в малом", и ещё одна цитата из Библии: «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (К Филиппийцам 4:11-13)

   Люди путают. Опять на те же грабли: путают между собой понятия "довольство", "удовольствие", и "счастье". Если эти понятия соседствуют, значит, они одно и то же. Глупость коллективная. Потому что даже понятия "довольство" и "удовольствие" далеки друг от друга, а "счастье" и вовсе из другой оперы.

   Итак, если в части "Довольство" мы говорили о материальном достатке, то часть статьи "Удовольствие" - сугубо о моральном аспекте.

   Удовольствие и чувство удовлетворения - равны как бы понятию "ничего не хотеть", и это в народе называется "счастьем". И народ очень сильно ошибается. Потому что между этими понятиями огромная пропасть.

   Ничего не хотеть - это, дорогие мои, огромное несчастье. Ты несчастлив на самом деле, если ничего не хочешь. Правда.

    Многим известна цитата из интервью Олега Скрипки:
«Мы привыкли жаловаться на жизнь, потому что думаем, что живем в плохой стране, а где-то есть лучшие страны...
Я семь лет жил во Франции. И удивился, что французы жалуются на жизнь еще больше, чем мы. Они сидят вечером в ресторане, едят устриц и жалуются на жизнь. Тогда я понял, что привычка жаловаться на жизнь не зависит от уровня жизни».

   Оно-то так. Но. Привычка никогда ни на что не жаловаться - это только видимость удовлетворением жизни. Да, автор знает по себе, что это такое: быть счастливым, и никогда не жаловаться. На самом деле, не жаловаться - это плохо. Это губительно влияет на психику. Уметь жаловаться нужно. Благодаря тому, что французы постоянно находят повод быть чем-то недовольными - их страна в числе первых по уровню экономики. А "всем довольная Россия" - пасет задних. За нею - только Африка: вот уж, где число благочестивых жителей должно зашкаливать.

   Вам кажется, что я все время говорю о материальном. Нет. Это было лишь предисловие. Потому что теперь мы подошли к тому, к чему я вел: к смыслу жизни. Да, дорогие мои, часть "Удовольствие" - о смысле жизни.

   Человек так устроен: ему необходим смысл жизни. То, что будет мотивировать его жить. А теперь взгляните ещё раз на библейскую цитату: "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным". О чем она? О том, что человек ничего не хочет. А значит, у него нет мотивации жить. И где здесь счастье?... Это не счастье, это - тупик, конец жизни, смерть. Если Вы стремитесь к этому - то Вам туда.

   А я же говорю, что счастье - в том, чтобы быть недовольным, чего-то хотеть, и стремиться это получить. Это мотивирует жить. Получать желаемое, и снова быть чем-то недовольным. Пока мы получаем, мы подпитываемся силами снова чего-то хотеть, но если ничего не получаем - то силы истощаются. Человек создан для борьбы с препятствиями, в этом его смысл жизни. А препятствий в мире столько, что выбирай любое, всей жизни не хватит, чтобы его преодолеть хотя бы на 10-ю часть, но если ты этого делать не будешь - то жизнь целых поколений превратится в унылое топтание на месте.

   Благодаря недовольству по поводу отсутствия связи, сначала появились почтовые голуби, затем Укрпочта, радио, и наконец, интернет. Если бы наши предки были довольны голубями, то мы бы сейчас не знали, что такое интернет. Человек живёт ради прогресса, ради того, чтобы стать его участником. А не сидеть сложа руки в вакууме, ничего не делать, и быть всем довольным. Апостол Павел, написавший послание Тимофею, этой цитатой склонил Тимофея к лентяйству. Мы не знаем, кем на самом деле был Тимофей, но, что имел в виду Павел - известно только ему, и это вовсе не факт, что Павел, ища пути к сердцу Тимофея, не ошибался. Он был всего лишь человеком, миллионы точно таких живут и сейчас, и пытаются, посредством посланий, типа серии частей статьи (или уже книги?) "Голос счастья" - сделать других людей счастливыми. Научить быть счастливыми. Поделиться своим пониманием счастья с другими людьми. Которые, прочтя сие евангелие от Братислава Либертуса, задумавшись в попытке понять, что же Братислав Либертус хотел сказать - покопаться в собственной душе, и найти ключик к пониманию собственного счастья. Все души разные, для каждой - свой неповторимый ключик. Разве может один ключ одинаково подойти ко всем душам? Нет. Потому что это бы означало, что между душами нет особой разницы, все устроены одинаково. Но ведь это же неправда. Вот так и с посланием Павла к Тимофею: быть может, Тимофею этот ключик и подошёл, но - ему одному, больше никому. Потому что душам других людей этот самый ключик принесет только вред. И этот ключик, созданный исключительно для одного Тимофея, поцарапал и искорежил немало душ, - лишив их смысла жизни. Склонив к ничегонеделанию и ничегонехотению. В попытке найти в безделье и в апатии счастье. Свое, личное. Быть может, конкретно Тимофея этот ключик и спас, и исцелил. Но всех других - искалечил, породив немалое число поколений, блуждающих в поисках счастья там, где его для них нет и не было.

   Потому что подлинное счастье для человека - знать свое предназначение на земле, свою миссию, свой смысл жизни: ради чего жить, ради чего двигаться, ради чего бороться за выживание, и к чему стремиться. Валяться в гамаке под пальмами - оно, конечно, полезно, если человек устал. Но если человек с рождения ничем не занимался, и валяется в гамаке, уставший от бесконечного безделья - то он там, в этом гамаке, и умрет. Потому что у него нет мотивации жить и бороться. Но другой, валяющийся в гамаке, в чьем сердце есть Мечта, а в голове созревают планы - он будет там валяться лишь то время, которое ему необходимо, чтобы собраться с силами и с мыслями. И никакая сила не удержит его там, ждать своей смерти.

   Понимаете? В своих гамаках лежали двое: один несчастливый, другой счастливый. Голос второго всегда бодр, в то время как голос первого всегда уставший.

   Удовольствие жить - дано не каждому. А лишь тому, у кого есть Мечта. Владеющий Мечтой, владеет птицей счастья.

   И вот теперь - я сказал все, что хотел. Дальше думайте сами: что же такое счастье на самом деле. Конкретно для вас.

08:50, 20.05.2021
Братислав Либертус Публицист