Духовные уроки Микеланжело

Владислав Плеханов
              1. Давид

Свой главный духовный урок Микеланжело раскрывает в «Давиде».

В духовной жизни решающую роль играет внутренняя сосредоточенность на главном. Главное для Давида – это Бог, и с именем Его он выходит против Голиафа. Он   н е з р и м о   облачён в имя Божие и вооружён Им. Оно воплотилось в его праще и камне, лежащем в ней. При этом красота его обнажённого тела призвана выразить красоту Духа, не связанного и не обременённого ничем, отрешившегося от всего иного кроме Бога и служения Его славе.

Второе – это мужественная решительность, с которой Давид приступает к этому делу. Его решимость читается в повороте головы, выражении лица, положении рук и в спокойствии позы.

И третье – это твёрдая несомненная уверенность в помощи Божией, благодаря которой он словно составляет единое целое с Богом, так что в его сдвинутых бровях угадывается гнев Божий,  в правой руке, готовой к метанию, – мышца  Господня, во взгляде пророческое предвидение судеб Божиих, а в праще - их осуществление. Гигантские размеры скульптуры значительно усиливают это впечатление.


            2. Скульптура евангелиста Матфея

В cвоей неоконченной скульптуре евангелиста Матфея Микеланжело с потрясающей силой показывает как благодаря Святому Евангелию дух человека освобождается от сковывающей его материи, вырывается из неё, духовно рождаясь от Бога. Драматизм этого преображения становится понятным, если впомнить, что Матфей в прошлом был мытарём.

          3. Фреска Сикстинской капеллы "Сотврение Адама"

                1. Ангельское имя, воплотившееся на фреске

Начало имени Микеланжело в переводе с древнееврейского означает «Кто как Бог!» Это ангельское восклицание, в котором выражено восхищение перед величием Творца, во всём своём великолепии  раскрылось  на фреске «Сотворение Адама».

                2. Без помощи Божией мы ничто

На примере Адама гениальный живописец  показывает, что человек без помощи Божией не то что рукой, пальцем пошевелить не может.  Господь своим могущественным жестом дарит каждому из нас, как Адаму, Свою животворящую энергию, поскольку все «мы Им живём, движемся и существуем» (Деян.17:28).

                3. Полнота вечного бытия в Боге

Однако этого  мало.  Микеланжело  изображает Бога обладающим полнотой вечного бытия, вмещающим в себя  прошлое, настоящее и будущее. Поэтому в Его плаще, точнее мантии, раздувающейся в полёте как парус,  находятся не только созданные прежде ангелы, но и ожидающая своего появления Ева, которая держится за левую руку Господа и с любопытством смотрит на своего будущего мужа, а также ещё не родившийся Иисус-младенец, на которого тайно указывает перст левой руки Творца.

Итак, одной рукой Бог Микеланжело взывает к жизни Адама, а другой подготавливает его спасение, предвидя падение первых людей. Палец его десницы ещё не коснулся Адама, а перст Его левой руки уже лежит на плече и ключице младенца Христа. Обратите также внимание на то, что ноги Творца перекрещены под младенцем Иисусом. У божественного младенца отрешённый взгляд, как будто он  осознаёт своё предназначение. Среди исследователей бытует также предположение, что рядом с Евою непосредственно над  Иисусом в младенческом облике изображены Каин и Авель.

                4. Божественное творчество

Только на этой фреске Творец так открыт для зрителя. Он предстаёт перед нами лишь в бело-розовой тунике, с открытыми  руками и ногами.  Во всех других Его изображениях на потолке Сикстинской капеллы Он облачён в свою мантию. Это подчёркивает то, что ни в какоми другом акте своего творчества Он не открыл перед нами свою сокровенную природу так полно как в создании человека и спасении его.

Обратите  внимание, как творческий импульс волнообразно идёт по обнажённой руке Творца. Верхний контур его длани образует около двенадцати малых волн.  Взгляд Творца, сосредоточенный на  Адаме, многократно усилен этим  движением руки, несущей в себе творческую энергию. Благодаря этому мы видим как божественный замысел, выраженный во взгляде тут же превращается в действие.

Скинутая мантия,  как парус наполнившаяся Святым Духом, становится на фреске символическим лоном божественного творчества. Ещё она символизирует божественную защиту, о которой псалмопевец говорит: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится» (Пс. 90:1).

Наконец, Адам на этой фреске призван прежде всего показать красоту и величие творческого замысла. Ведь он  является самым совершенным отражением  Творца в Его творении. Поэтому Вазари восторженно описал Адама как фигуру, «чьи тело и поза, в которой оно находится, кажутся созданными самим Творцом, а не кистью простого смертного»**.   

                5. Духовная природа Божества

Бог Микеланжело на этой фреске создаёт, животворит и спасает. И всё это Он совершает в своём божественном полёте, символизирующем Его духовную природу. Потому что «Бог есть дух» (Ин.4:24)* Это подчёркивают также пряди Его волос и бороды развевающиеся как клубы фимиама. Кроме того плащ, раздувающийся как парус, также символизирует присутствие  Святого Духа. Ведь не обычным же ветром он наполнен!

                6. Святая  Троица таинственно явленная на фреске

Всё это говорит о том, что Микеланжело таинственно изобразил на своей фреске  Святую Троицу. Могучая фигура и лик седого старца являет нам Бога Отца. Сын Божий символически представлен десницей Отца Небесного, согласно словам  апостола «Да сбудется слово Исаии пророка: «Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?»  (Ин 12:38) «Здесь очевидно, что мышца Господня — это Сам Сын Божий» (блаж. Августин). Левая рука Творца указывает на воплощение Сына Божия в богомладенца. А Дух Святой символически явлен в полёте Творца, волосах и прядях Его бороды, развевающихся как клубы фимиама, а так же  в благодати, наполнившей Его мантию, как ветер наполняет парус.

------------------

* В ангеле снизу поддерживающем снизу этот полёт угадывается архангел Михаил, святой покровитель Микеланжело.

** Физическая красота Адама является здесь выражением духовного совершенства первого человека, сотворённого "по образу Божьию".




                4. « Ночь»  Микеланжело

У Микеланжело  есть стихотворение и скульптурная композиция, которые гениально дополняют друг друга.  Стихотворение это знакомо русскому читателю по переводу  Ф.И. Тютчева:

       Отрадно спать - отрадней камнем быть.
       О, в этот век - преступный и постыдный -
       Не жить, не чувствовать - удел завидный...
       Прошу: молчи - не смей меня будить.*
            (1855)

Читая эти строчки и созерцая фигуры «Ночи» и  «Дня», лежащие на скатах крышки саркофага в капеле Медичи**, мы становимся свидетелями того,  как стихи на наших глазах начинают воплощатся в мрамор. Это какое-то чудо!

Желание спать, не просыпаясь, раскрывается во всей своей полноте в образе «Ночи», а желание быть камнем - в  фигуре «Дня»,  который готов  отвернуться от  нас. При этом часть его лица уже начала «превращаться»*** в камень.  Кажется, что отвернувшись,  он  обратится в бесформенную глыбу мрамора. И это скульптурное воплощение только первого стиха!

Второй стих о неприятии «постоянного позора и ущерба» (в переводе   Ф.И. Тютчева, «века – преступного  и постыдного»), находит своё пластическое выражение позе «Ночи», спина которой изогнута дугой, голова бессильно склонилась на грудь,  а левая рука закинута за спину, так что плечевой сустав слегка вывернут. Её единственное убежище от этого неудобного положения, символизирующего «позор и ущерб»  – сон, который сковал её в этой позе.
 
Третья строка «Не видеть не чувствовать –для меня  радость», ( у Тютчева «Не жить, не чувствовать - удел завидный...»),  воплощается в в закрытых глазах Ночи  и умиротворённых чертах её лика.

Наконец,  последний стих: «Прошу: молчи - не смей меня будить» пластически выражен в правой руке Ночи,  которой она закрывается от внешнего мира.

Это потрясающая метаморфоза, в которой поэзия превращается в скульптуру, а скульптура - в  поэзию, - уникальное явление в мировом  искусстве.

В этом двойном шедевре Микеланжело выразил своё разочарование в земной жизни, полной трагических ошибок, стыда и утрат. (Работая над усыпальницей семьи  Медичи располагала к размышлениям о превратности и непостоянстве земного существования, тем более что Микеланжело было уже около  56 лет).
 
Четверостишие  гениального скульптора было ответом на восторженно-поэтическое  восприятие его «Ночи» поэтом Джованни ди Карло Строцци:

«Вот эта Ночь, что так спокойно спит
Перед тобою, – Ангела созданье.
Она из камня, но в ней есть дыханье:
Лишь разбуди, – она заговорит».
(перевод А.М. Эфроса)

Строцци увидел в «Ночи» Микеланжело  очередное гениальное творение, воспевающее красоту жизни. Ответ Микеланжело проникнут горечью разочарования в прежних идеалах, которые, пройдя через  горнило жизни, оказались иллюзорными. Очередным шагом в крушении радужных надежд ренессанса на земную гармонию стала фреска  «Страшный суд» Сикстинской капеллы.

--------------------------------------------
* «Caro m'e 'l sonno, e piu l'esser di sasso,
mentre che 'l danno e la vergogna dura;
non veder, non sentir m'e gran ventura;
pero non mi destar, deh, parla basso.»  (1531?)

** Их копии в натуральную величину есть и в Пушкинском музее.

*** Скульптуру  «День» Микеланжело не окончил, поэтому и возникает этот эффект.


 

                5. Бег времени над саркофагом

                " День с Ночью, размышляя, молвят так:
                Наш быстрый бег привел к кончине герцога Джулиано"
                (Микеланжело)

Микеланжело  в усыпальнице Медичи показывает "быстрый бег" времени на примере того как стремительно проходит день и ночь. Ночь изображена уже просыпающейся. Это видно по её движению справа налево навстречу зрителю.  А День изображён отходящим ко сну. Это видно по тому что он уже отворачивается от нас.

Микеланжело достигает этого эффекта благодаря скульптурному приёму  «Figurа serpentinata» то есть скручиванию корпуса, которое изображает движение вокруг оси фигуры навстречу к нам и от нас. В результате  над саркофагом намечно круговое движение по горизонтали, которое легко домысливается как движение суток по кругу против часовой стрелки.

Когда мы в воображении начинаем следовать логике этого движения, то с удивлением замечаем, что как только день отвернулся от нас, так тут же ночь проснулась. И как только ночь успела проснуться, так день уже готов уснуть. В результате день и ночь  мелькают перед нами как пара секунд: "День да ночь - сутки прочь. День да ночь - сутки прочь. День да ночь - сутки прочь."

Напротив Ночи и Дня также лежащими на саркофаге изображены Утро и Вечер. Утро символизирует молодость, а Вечер - старость. Тем самым Микеланжело проводит параллель между сутками и всей нашей жизнью, которая  пройдёт также быстро как смена дня и ночи. Юность и не успеет раскрыться как вступит в свои права старость.

Скульптуры, как уже было сказано, возлежат на покатых краях саркофагов. Их положение нестабильно. В любой момент они могут соскользнуть вниз.  Этим выражается   мысль что мы не знаем, когда нас застанет смерть. Ночью или днём, утром или вечером, во время сна, бодрствования, засыпания или пробуждения, в молодости или в старости, но это неумолимо произойдёт. "Memento mori!"


           6. Дух победы (Genio della Vittoria)

Дух победы (Genio della Vittoria) символизирует победу вечно юного духа над стареющей плотью. Возможно это так же скульптурная цитата из Святого Евангелия: "дух бодр, плоть же немощна" (Мф. 26:41).