Ах, Тома, Томочка. Глава 21

Галина Гостева
 
    « В вине тоска ищет облегчения,  малодушие –  храбрость,  нерешительность – 
      уверенность,  печаль  -  радость,  а находит лишь гибель».
       ( Джонсон Бен  - английский драматург, поэт и критик).

    Жизнь в Сызрани за 5 лет принесла Томочке не только счастливые мгновения, но и постоянную тревогу за Вячеслава. У него в родном городе оказались не только родственники, но и множество друзей детства. К ним добавились ещё и те, кто принимал участие в локальной войне в Чечне.

    Вячеслав категорически отказывался искать себе новую работу. У него появилось много времени для встреч со знакомыми. Практически, каждая такая встреча заканчивалась пьяным застольем. Если в трезвом виде Вячеслав был нежен, ласков, обходителен с  женой и пасынком, то выпив бутылку вина, он становился просто неуправляемым, бешеным, злобным человеком. Такими же были и его собутыльники. Почти каждое застолье заканчивалось драками.

    Оправдывая мужа перед соседями, Томочка  просила у них извинения за пьяные дебоши. Соседи понимающе судачили: « Вот что проклятая война в Чечне сотворила с молодёжью, повидавшей там нечеловеческие ужасы. Работать они не хотят. Пенсия всего две тысячи рублей. Вот и заливают душевные страдания и тоску вином и водкой. По-хорошему,  им бы всем пройти психологическую реабилитацию, но это стоит огромных денег».

     В сентябре 2002 года Томочка получила письмо от сестры Вали с плохим
известием. Оказалось, что 79-летняя мама Анна ночью, потеряв сознание, упала и сломала себе шейку бедра. Дочери забрали мать из больницы и сутками по очереди ухаживали за ней, отпрашиваясь с работы.  К тому же, у неё началось двустороннее воспаление лёгких

    Взяв  с собой только две сумки с самыми необходимыми  вещами, Томочка с сыном на поезде поехали в Абакан, чтобы оттуда на такси быстрее добраться до Кызыла.

    В четырёхместном купе вместе с ними ехали до Абакана и подросток-цыган лет 14  с очень красивой, изящной, нарядно одетой цыганкой с золотым монисто на шее и множеством дорогих колец на всех пальцах рук.

    За долгую дорогу мальчишки подружились и стали играть в карты на шолбаны. Цыганка, внимательно рассмотрев Томочку, вдруг рассмеялась, услышав ее имя.

    - А мне мама  Зара сегодня наказала купить билеты именно в это купе. Выходит, она точно знала, что я встречу тебя здесь.  Меня Радой зовут.Мы однажды уже встречались с тобой, красавица».

   -  Ничего не понимаю, Рада. Где и когда мы с тобой встречались?

    - В вашем Выселке Польском. Тебе было тогда года два всего. Вспомни цыганку с четырьмя дочками. Твоя мама Анна угощала нас тогда такой вкусной едой: молоком, сметаной, сдобами, варёными яйцами, свежими овощами и отварной картошкой. А потом мы играли в самодельные игрушки на вашей широкой деревянной кровати.

    -  Честно сказать, я плохо помню это. Но мама Анна всю жизнь добрым словом вспоминала твою маму Зару, которая предупредила её тогда о тяжёлой болезни. Я еду сейчас прощаться с нею. У неё перелом шейки бедра и началось воспаление лёгких, как это часто бывает у лежащих в гипсе больных.

   -   Так уж и прощаться. Она ещё года два-три, а то и больше проживёт вам всем на радость. Как приедешь, сделай ей состав из бутылки Кагора, из стакана мёда и стакана алоэ, перекрученного на мясорубке. Пить настой надо по столовой ложке 3 раза в день до еды. Это наилучшее лекарство от воспаления.

    -  Может, Рада, ты знаешь, как излечить перелом шейки бедра? Говорят, что он неизлечим. Человек становится инвалидом на всю жизнь.

    -  Если бы цыгане слушали всё это, то половина табора инвалидами бы стали.
Купи в аптеке 30 таблеток алтайского мумиё. Утром за 30 минут до еды окуни таблетку в мёд и пусть мать проглотит её, запив водой. Сначала пусть  курс в 10 дней пропьёт, 5 дней отдохнёт. Затем так же пропьёт мумиё  второй и третий курсы.

     - И  после этого она станет ходить.? Что-то мне не верится.

    - Кому не верится, тот пусть всё равно крестится. После первого курса ставьте её на костыли и заставляйте помаленьку ходить. После третьего курса ей и костыли уже не понадобятся. Это проверенный способ.

    За разговорами время пролетело незаметно. В Кызыле Тома с сёстрами сделали всё, как их научила Рада. Через 2 месяца Анна уже ходила сама на костылях, а ещё через два месяца и костыли были ей уже не нужны. Врачи потом удивлялись, что в таком возрасте Анне удалось начать ходить без всякой операции.

    После приезда Томы, Виктор несколько раз приходил к ней и сыну в гости, надеясь, что бывшая жена простит его и вернётся к нему. Но Томочка твёрдо заявила ему, что объедками она брезгует питаться.

    Про себя Тома решила не возвращаться в Сызрань. Возвращаться было некуда. В одну из ночей ей приснился сон, что муж сестры Вячеслава облил их дом бензином и поджёг со словами: « Зря ты, бабка, не захотела завещать дом своей внучке, а оставила его внуку. Вот, теперь, по справедливости, не достанется он Вячеславу с его женой-старухой и пасынком-прицепом. Пусть катятся из Сызрани куда подальше. Глаза бы мои на них не смотрели». Чтобы не расстраивать родных, Тома никому не рассказала про этот сон.

      Однажды вечером в дом неожиданно без стука  вошел Вячеслав. Он и поведал, что их дом в Сызрани сгорел дотла со всем имуществом. Так как Вячеслав вечером уехал к другу на автомобиле и остался там ночевать, то он сам остался в живых и уцелел их автомобиль. Полиция так и не смогла найти поджигателя. На своём автомобиле Вячеслав  и доехал до Кызыла к Томе.

     Не смотря на печальные размышления о произошедшем пожаре, Томочка старалась успокоить Вячеслава словами  Яна Райниса, известного латышского поэта: « Улыбнись над своими горестями -  горечь их исчезнет. Улыбнись над своим противником -  исчезнет его озлобление. Улыбнись над своим озлоблением – не станет и его»,  добавив и свои слова:
    - Слава Богу, что ты сам остался жив.  О сгоревшем имуществе не стоит и горевать. Руки, ноги целы, все живы и здоровы, на работу устроимся и начнём новую жизнь с нуля.

   Продолжение следует: http://proza.ru/2021/06/15/1370