Признаюсь я...

Олег Аникиенко
     Каковы условия популярности эстрадного исполнителя? Почему она благосклонна к кому-то, а  другого обходит стороной?  Порой даже наличие высокой музыкальной культуры, образования, таланта и прекрасный голос не дают гарантий большого успеха.      
     В 1984 году в Советском Союзе разошлась большим тиражом  виниловая граммпластинка  «Песни о любви» композитора А. Мажукова. В те времена эстрада еще была «высокой» по своему уровню музыки и поэзии. А советские люди не только слушали, но и сами напевали хорошие песни в компаниях друзей, или для себя, для души…
     Алексей  Мажуков – известный маэстро советской песни. Композитор высокого уровня, каких было немало тогда. Вспомним:  Д. Тухманов, Р. Паулс, А. Рыбников, Э. Артемьев, А. Журбин, Г. Гладков, М. Таривердиев (который, кстати, тоже обращался в своем творчестве к сонетам Шекспира)…
    А. Мажуков закончил две консерватории (Саратовскую и Московскую), работал дирижером, композитором в эстрадных оркестрах.  Много сочинял и в области эстрадного романса, и в жанре джазовой музыки. Автор симфонии, инструментальных концертов и пьес для эстрадно – симфонических оркестров.  Им написано много песен и для советских кинофильмов. На эстраде песни А. Мажукова пели  К. Шульженко, Н. Бродская, Э. Хиль, А. Пугачева, И. Кобзон, М. Магомаев, И. Понаровская, Л. Долина, С. Ротару, К. Георгиади, О. Ухналев и другие известные исполнители.
      Песенная музыка А. Мажукова отличалась тонким лиризмом, «умной», красивой  мелодией. Песни композитора пели из-за их качества, а не потому что были кем-то проплачены (как это происходит сейчас). А сам Мажуков был человеком скромным. Умер почти незаметно для общества в 2012 году в возрасте 75 лет. Но песни его остались.  Их слушают и хвалят теперь уже пользователи интернета. Потому что нынешняя сцена занята попсовым шлаком…
     Музыкант и исполнитель, о котором пробую рассказать,  тоже обладал высоким музыкальным талантом и прекрасным голосом. Но известным не стал…
       Так вот, сборник музыкальных композиций  на пластинке А. Мажукова  начинала песня  «Признаюсь я» в исполнении  неизвестного широкой публике  Владимира Бельченко. Помню,  меня поразила  эта работа.  До сих пор эта песня для меня на вершине лирики, где гениально сплелись стихи, музыка и голос исполнителя.
      Много лет прошло, напомню  текст:
      
      Признаюсь я, что двое мы с тобой,
      Хотя в любви мы существо одно.
      Я не хочу, чтоб мой порой любой
      На честь твою ложился как пятно.
      Как осужденный, права я лишен
      Тебя при всех открыто узнавать.
      И ты принять не можешь мой поклон,
      Чтоб не легла на честь твою печать.

      Ну что ж, пускай я так тебя люблю,
      Что весь я твой и честь твою делю.
      В томительном чередованье дней, -
      То я богаче всех, то всех бедней.
      
       Пусть нас в любви одна связует нить,
       Но жизни горечь разная у нас.
       Она любовь не может изменить,
       Но у любви крадет за часом час.
       Как осужденный права я лишен
       Тебя при всех открыто узнавать.
       И ты принять не можешь мой поклон,
       Чтоб не легла на честь твою печать.
   
        Данный текст является незначительной переделкой сонета 36 (переставлены строки, введены повторы). А красивые строки «в томительном чередованье дней, - то я богаче всех, то всех бедней» взяты из сонета 75. Получился не совсем «чистый» Шекспир. Но это тот случай,  когда торжествует вкус. Песня удалась, затронула сердца многих. И тысячи советских слушателей  обратились к творчеству У. Шекспира, к его стихам и пьесам, что, конечно, обогатило внутренний мир людей…
      О чем эта песня? О богатстве, тайне, печали  человеческой души. О грусти, даже горечи  мужчины, влюбленного в знатную даму, к которой он не может приблизиться, чтобы не бросить тень на ее честь. И какое точное попадание в характер эпохи средневековья!  В. Бельченко спел  проникновенно, нежно и мужественно, высоким чистым голом, доносящим трагедию  не сирого, а  достойного любви сильного мужчины. Какой точный образ  одновременно  счастливой и несчастной любви! Шекспир бы остался доволен…
       Беда в том, что мутное время вседозволенности позволяет изгадить и эту  песню. Многочисленные перепевки и переделки, дешевые, не попадающую в суть клипы… Тут и Заур Тутов с его интерпретацией, где он старается надавить на чувства, жалостными трелями ослабевшего от безысходности влюбленного юноши. Тут и Леонсия  Эрденко (песня то мужская!) плачет -завывает цыганскими интонациями… Да не ресторанная это песня, господа!  Об остальных  самодельных исполнителях и говорить не хочется.

      К сожалению, о самом Владимире Бельченко в интернете нет информации. Какие-то крохи, упоминания… Начинал как гитарист и вокалист в «Червоной руте» под руководством Анатолия Гольдинского. Затем,  80-х годах выступал как музыкант в группе «Экипаж», потом в группе «Модус»  того же Гольдинского. Коллективы эти не стали популярными, ибо не стремились к исполнению шлягеров. Сам В. Бельченко, помимо прекрасного вокала, играл и джаз, то есть был  музыкантом «продвинутым».   Пожалуй,  с А. Гольдинским их связывало нечто большее. Оба выросли в городке Бендеры и там же остались на всю оставшуюся жизнь. Наверно, со своим музыкальным образование и талантом, со своим уникальным голосом, В. Бельченко мог бы уехать  на поиски популярности в Москву, в Ленинград. Не захотел. А тут и трагические события в Приднестровье начались.
      Начало 90-х годов, распад Советского Союза… Националисты  всех бывших республик СССР подняли головы. В бывшей Молдавской ССР начались волнения. Часть населения начала борьбу за выдавливание русского языка и за присоединение к Румынии. Русскоязычное население Молдовы образовало свое движение… Начались вооруженные конфликты.
     Русскоязычный городок Бендеры оказался в эпицентре восставшего Приднестровья. В 1992 году Бендеры, как и Дубоссары,  подвергся нападению националистов. Начались кровопролитные бои.  Погибли и многие защитники города, и мирные жители. Жертв насчитали несколько сотен человек.  О какой эстрадной музыке  тут можно было думать?
    Российское правительство заняло в этом вопросе  двусмысленную позицию, поддерживая и восставших, и официальные власти Молдовы. Позже враждующие стороны разделили российские миротворцы. Но окончательно политический вопрос так и не решен. Приднестровье не признано Российской Федерацией до сих пор.
     Можно представить обиду русскоязычных жителей бывшей молдавской республики.  А. Гольдинский, принимавший участие в боях за Бендеры, отошел от музыки и занялся политической деятельностью. Он – депутат городского Совета.  О Владимире Бельченко известно, что он и его жена     стали учить петь и танцевать  детей своего города.
     В интернете можно прочитать Распоряжение Президента Приднестровской Молдавской Республики от 20 мая 2011 г. «Наградить Грамотой - Бельченко Владимира Викторовича – руководителя вокального ансамбля «Добрынюшка», члена ОО «Русская община г. Бендеры «Добрыня». Бельченко Ольгу Васильевну – хореографа вокального ансамбля «Добрынюшка».
     Что же, достойное занятие для профессионалов. Остаться в родном городе и нести культуру людям…

      И все же  услышать, как поет Владимир Бельченко,  в интернете можно. Нужно набрать в поиске: песня А. Мажукова «Признаюсь я» в исполнении В. Бельченко. 
        Есть еще видеоролик, вероятно последний.  Здесь,  располневший и седой В. Бельченко поет песню «Бендеры – это память моя». Постаревший артист  не утратил голос.   С достоинством идет педагог по улицам родного  города и грустно,  проникновенно,  поет ему  слова любви и благодарности. Вероятно, только память о своем городе подвигла  вновь запеть. До этого – молчал. Да и что петь? Советская эстрада превратилась в безвкусное шоу, где музыку заказывают деньги. Поют Киркоров, Лепс,  слащавый Басков…
     К тому же, обида за свой город, боль за погибших горожан  не отпускает. В этом смысле показательны слова последней песни Владимира Бельченко.
      Этот город подарил мне детство,
      Этот город подарил любовь.
      Он остался навек в моем сердце
      И запела душа моя вновь…
      Грустно  поет Владимир своим чистым голосом. Без улыбки, с печалью в глазах. Чувствуется, как много значит для него родной город…
      …Дни бегут, подрастают дети
          Жизни здесь не порвется нить…
Город мой, твоих улиц дыханье
Никогда не смогу разлюбить…
Бендеры – это память моя.
Здесь жили и живут мои друзья.
Тут часть себя оставил я,
Людей теплом согрет был я…
Бендеры – это память моя.

     К сожалению, мне не удалось связаться с Владимиром Бельченко… Аккаунта у него нет, можно лишь оставить свой комментарий   под его роликом с песней о Бендерах. Да еще раз прослушать аудиозапись  прекрасной песни о любви «Признаюсь я», с которой и зародился мой интерес к этому человеку.