М. М. Кириллов Самоотверженность и самосохранение

Михаил Кириллов
М.М.КИРИЛЛОВ

САМООТВЕРЖЕННОСТЬ И САМОСОХРАНЕНИЕ

Очерк-размышления

      Эти состояния человека хорошо известны, но по-разному проявляются в жизни людей. Самосохранение нам присуще постоянно и совершенно естественно, как земное притяжение. Проявления самоотверженности или даже просто зачёркивания, ущемления, самого себя возможны и случаются нередко. Сущность этих состояний парадоксальна и сложна, они могут менять, дополнять и препятствовать другу друга («душевная борьба» и «душевное равновесие») при смене обстоятельств или даже смысла жизни человека.
     Самоотверженность чаще возникает сознательно, в результате выбора и даже борьбы с самим собой, иногда вынужденно. Часто требует решимости и усилия воли.
    Звучат все эти определения, сами по себе, конечно, не очень понятно, требуют раздумья, но лучше могут быть понятыми на конкретных примерах.
     Давно известен факт, ставший в своё время резонансным, когда, оказавшись в море при кораблекрушении, уже пожилой профессор-акушёр-гинеколог, спас плывшую с ним рядом, незнакомую ему,  пострадавшую молодую беременную женщину, пассажирку корабля, отдав ей свой спасательный круг, одев его на ослабевшую и испуганную несчастную женщину и сказав ей, что пусть уж лучше выживут двое, чем он один. Через какое-то время он утонул, а её, к счастью, позже спасли подплывшие на лодке спасатели с неблизкого берега.
    Это был известный в СССР учёный, по книгам которого учились тысячи студентов… Я тогда узнал об этом случайно (спасённая рассказала о спасшем её профессоре журналистам, и это стало широко известным). Фамилия этого прекрасного человека - Жордания. Он оказался верен своей святой профессии. Он так решил, предпочтя самоотверженность и возможное спасение другого человека его собственному  самосохранению.
     То же самое мы видим на массовом примере, во время ведения военных кампаний. Историй таких много. Я – военный человек, но не историк и не специалист в этом вопросе. Но я убеждён, что война - это всегда, прежде всего, история жертв, а не побед, Самосохранение здесь становится в принципе невозможным, сменяясь неизбежной самоотверженностью народа. Проходит время, жертвы войны (в сущности, её средства) быстро забываются, а победы (результат войны) помнятся долго…
    В этом отношении обе наши Великие Отечественные войны (1812 и 1941-1945 гг.), при всём их колоссальном различии, объединяет жертвенность, истощавшая врага, как основное условие великой и выстраданной Победы. Правильный расчёт сил в достижении Победы, каким бы кровавым оно ни было, и, прежде всего, самоотверженность народа, являются основными условиями сохранения целостности страны и её населения. Вынужденно пожертвовав частью, спасли всё. В этом состоял и военно-политический гений и М.И.Кутузова, оставившего сожжённую Москву, но сохранившего боеспособность армии, и И.В.Сталина, потерявшего несравнимо больше, несмотря на всё различие эпох, в которые развёртывались эти Великие Отечественные войны.
      Иначе говоря, иногда только жертвуя, можно сохранить самого себя. Иначе – возможна утрата всего. При всей условности и упрощённости этого сопоставления, очевидно, что избежать такого вывода невозможно.
     Самоотверженность до самопожертвования наших известных героев войны (Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, лётчики, шедшие на таран) как частный пример героизма народа лишь подтверждает эту истину. Их объединяет то, что сами они не увидели общей победы, впрочем, как и те, кто погиб в окопах.
    Тема эта бесконечна. Самоотречение для общего блага, многолетняя жертва своей жизни ради безнадёжно больного, но родного, человека, тем более собственного ребёнка, или ради смягчения чужой боли и чужой трудной судьбы, зачёркивание себя в спасении беспомощного, ради искупления даже не своего греха или возвращения долга, всякого рода терпение, как сознательное или вынужденное самоограничение…
      Некоторые испытывают страдания из-за их несправедливой недооценки, Всё это бьёт по их самолюбию и, в конечном счёте, уменьшает возможности их самосохранения, а иногда и убивает. Посмотрите статистику самоубийств.
    И напротив, Вы помните образ Сони из романа Льва Николаевича Толстого  «Война и мир»? Она уступила своего любимого человека другому, потому, что поняла, что с той он будет счастливее. Самопожертвование ради сохранения чужого счастья. Какой духовной силой должна была обладать эта девушка! С этим не сравнится даже материнская любовь! Добровольно зачеркнуть себя и радоваться чужому счастью! Это впечатляет. Это классика.
     А бывает самосохранение радии самосохранения. Сколько угодно. Да и ладно было бы, если бы не любой ценой и не за счёт других. А то ведь, как бы чего не вышло! Боязнь риска, соглашательство, уступки, боязнь самого себя, до полной утраты этого самого себя. Обезличивание ради самосохранения. Сохранение более безопасной формы за счёт умерщвления опасной сущности. Почитайте хотя бы рассказ А.П.Чехова «Человек в футляре».
     Это характерно не только для многих обывателей, но и для некоторых наших партий, утративших свою прежнюю классовую, революционную, сущность, то есть самих себя, и став безликими партиями пустоты.
    Самосохранение как средство – да, а как цель – нет. Форма этих партий сохранилась, а сущность - нет. Не сохранили они прежнюю традицию самоотверженности, которую некоторые иногда путают с популистскими пузырями псевдореволюционности и политической незрелости. Самоотверженность, по возможности, должна быть взвешенной, продуманной и своевременной, сохраняющей людей.
      Самоотверженность всегда борьба, в личном плане, как минимум, душевное беспокойство и стремление к творчеству. А самосохранение – чаще заслуженный или незаработанный покой и, как максимум, временное душевное облегчение. Так или иначе, самоотверженность всегда враг обывательскому самосохранению. Правда, в сегодняшней нашей гибридной трясине о серьёзной борьбе чаще не может быть и речи. Для многих проще отсидеться в кустах, если не в СИЗО…
    Когда Карла Маркса спросили, что главное в его жизни, он ответил: борьба. Ему можно верить. Но не каждый же может быть Марксом.
    Тема эта лишь затронута в этой работе, она очень диалектична и сложна, не правда ли? А для Вас?
Май 2021 г.