Озеро Таватуй. Воспоминания

Анастасия Алгиз Фёдорова
Посвящается памяти моего отца Федорова Сергея Петровича.

Озеро Таватуй расположено в Свердловской области в 50-ти километрах от города Екатеринбурга. Раньше мы с родителями часто ездили отдыхать на это озеро, что дарило массу хорошего настроения и летний уральский загар.

Вспоминаю нашу первую совместную поездку. Это был жаркий летний день. Родители начали собираться с утра, а я бегала вокруг и спрашивала, куда мы поедем? Неужели мы отправимся в деревню, хотя никто об этом не говорил. Оказалось, они запланировали поездку на озеро. Я тогда еще ходила в дет.сад, т.е была совсем маленькой.

Вот все вещи собраны, сумка продуктов для перекуса тоже, и мы втроем: мама, папа, и я отправились на советской «копейке» ВАЗ до училища, в котором учился мой брат. У него как раз должны были окончиться пары. Остановились прямо у входа. Саша вышел, и увидел нас. Телефонов в то время не было, и оставалось догадываться, о поездке было ему известно или нет. Саша подошел к машине и спросил куда это мы, папа ответил, что на озеро купаться, пока стоит жара. Брат быстро запрыгнул в автомобиль, и мы помчались.

В поездках меня всегда укачивало, и я старалась смотреть в окно, чтобы не заснуть. Но сна избежать не удалось. Разбудили меня горки. По дороге на озеро Таватуй, есть участок дороги, на котором очень много спусков и подъемов. Когда я была маленькой, ощущение было такое, как будто мы взлетаем на самолете или садимся. Мне нравились эти горки. Папа все время шутил: «Взлетаем! Полет нормальный! А сейчас садимся». Машин на трассе было очень мало, поэтому доехали спокойно и быстро.

Когда сворачиваешь с трассы и едешь по грунтовке, в нос ударяет запах нагретого солнцем леса. Пахнет хвоя деревьев, пахнет хвоя под ногами, источают запах даже травинки, прозрачные от солнечных лучей. До озера мы еще не доехали, но все вышли из машины.

- Сейчас соберем землянику и поедем дальше, - скомандовал папа.
- А как же ее искать? Я не вижу – это я удивилась.

Отец протянул мне целую горсть ягод, которые уже успел собрать и научил, что нужно присесть и заглянуть под листик, потому что ягода прячется. Я так и сделала. К восторгу обнаружила, множество земляничин, которые сразу же начала собирать и есть.

Наевшись, мы вновь сели в нашу «копейку» и отправились дальше.

На горизонте озеро сливалось с небом, размытая граница воды плавно переходила за горизонт, и непонятно было, где кончается озеро, и начинается небо. Увиденное вызвало у меня еще больший восторг и ощущение волшебства.

Папа с братом установили палатку, ту самую советскую, зеленого цвета без вентиляции. Внутри расположили вещи. Папа достал из машины столик и стулья. Ракетки и волан.

Папа любил рыбачить и ловить раков. У него даже был свой водолазный костюм. Для меня в моменты, когда он его надевал, он походил на космонавта! Я спрашивала, зачем ему костюм, а он отвечал, потому что на глубине холодно.

В столь малом возрасте я еще не умела плавать, любые попытки научить меня оканчивались неудачей. Ребенку сложно было объяснить, что на поверхности должна оставаться только голова, а все тело обычно уходит под воду. Поэтому я плавала в надувном круге, чему нисколько не огорчалась. Плескаться, не затрачивая усилий, всегда было весело.

Папа надев, свой водолазный костюм, пошел на ловлю раков. Его долго не было, только через какое- то время можно было увидеть трубку от маски, которая показывалась на поверхности, чтобы он мог  сделать глоток воздуха, перевести дыхание. Я всегда переживала если он долго не возвращался.

Наконец-то отец вернулся с полным ведром зеленых раков, которые копошились и пытались укусить за палец. После каждой ловли папа с гордостью рассказывал как поймал самого большого, который засел под камнем. Говорил как у него застряла рука и он ее мог выбраться. Эти истории всегда меня впечатляли и наводили ужас. Во всяком случае желание нырять они отбили полностью. Этому мастерству так я и не научилась.

Людей на озере было немного, и почти все с детьми. Мы с малышней резвились на мелководье, в лягушатнике. Плавали в кругах, брызгались. А самым любимым увлечением у нас было искать бутылки с записками у берега. Бутылки мы находили, но вот записок внутри не было. Тогда мы решили сами написать записку и отправить ее на другой берег или даже в море. Тогда мы верили, что из озера по ручьям записка обязательно попадет далеко-далеко. Взрослые написали нам на листочке что-то вроде «Привет, как дела?».

Когда мы брали надувную лодку, то с удовольствием плавали на ней по озеру. Правда в лодку помещалось не более двух человек. Заплыв на середину озера с братом мы воображали, что плаваем далеко-далеко в синем море, а впереди остров, к которому мы сейчас причалим. Бывало, что папа с братом вдвоем отправлялись на лодке на ловлю раков. Когда они выходили на середину, то останавливались. Отец нырял с лодки, а брат ждал его.

Так лето за летом мы ездили на природу, загорали, купались, собирали ягоды, играли в бадминтон. Воланы для игры совершенно загадочным образом терялись в кустах, а мы фантазировали, что кто-то их найдет в следующие выходные.

Бывало, что лето было холодным, дождливым. В такие времена мы больше сидели дома, занимаясь домашними делами. Мама вязала мне платья, а папа играл в шахматы или читал.