Большая любовь видна и в малом

Лидия Вакина
Весна, сезон посадок на дачных участках. И разговоры, соответственно, вращаются вокруг этой темы.
- Люблю выращивать  томаты черри, - говорит напарница.  А Вы как к ним относитесь?
- Да хорошо отношусь!
 
Вот тут и одна история  в связи с этим вспомнилась. Если воочию довелось бы увидеть былинного богатыря Добрыню Никитыча, то наверно он должен именно так и выглядеть, как наш о.Василий. Он словно сошел с картины В.Васнецова «Три богатыря».  Двухметрового роста, могучего телосложения, славянский тип лица, русые волнистые волосы. По характеру - добродушный  и решительный  одновременно. Встретились в трапезной. На столе грибное меню - урожайный на грибы  год выдался.
- Где только они и растут?- спрашивает о.Василий.
Батюшка приезжий, лет пять, как служит на нашем приходе.
- Да под любым кустом, только отъехать от города, – со знанием дела отвечаю я, любитель грибной охоты.
- Поедем, познакомлю с грибными приметами.
- Хорошо! Договорились!

Позже батюшка перезванивает и просящим тоном говорит: - Лидия Павловна, а можно вместо меня за Вами матушка Инна с детьми заедет?
- Да с удовольствием!
Семья многодетная, шесть человек малышей. Двое старшеньких, а еще четверо мальчишек почти все погодки. Малому еще и годика нет. Подышать воздухом осенней березовой рощи будет полезно всем, и матушке в радость.
Утро следующего дня началось с приготовления перекуса в лесу на большую молодежную компанию. Намыла яблок и сразу их очистила от сердцевинок, порезав на дольки - так проще малышам справиться, сухарики подсушила в духовке – в лесу все вкусно. Что-то еще нашлось на скорую руку. Едем, компания симпатичная, шумная, веселая. Младшенький Серафимушка безмятежно спит, пристегнутый в детском кресле. К шуму он привык с рождения, для него он как колыбельная, очередь принимать участие в проказах еще не настала, подрасти надо.

За городом чудесные осенние пейзажи. Все деревья стоят в золотой  листве, окрашенной припозднившимся осенним солнцем. Начинаю деткам рассказывать об этом маршруте, о березовой роще, куда лежит наш путь, о воинском мемориале, которыми печально богата ржевская земля. Мальчишки затихли, внимательно слушают, что всегда вдохновляет рассказчика.

Лес нас не разочаровал. По опушке рощи накатана проселочная дорога, матушка достает из багажника коляску для Серафима. Остальную честную компанию я беру на себя. Лес оглашается радостными возгласами от любой найденной поганки, потому что это все равно гриб!

Всякое, даже самое увлекательное занятие, малышей утомляет. Четырехлетний Паисий, ровесник моей младшей внучечки, и напоминающий мне ее, с возмущением говорит:
- У меня даже глазки устали грибы искать!
- Мальчишки, а вы знаете, что в лесу можно кричать?
- А что кричать?
-Да все равно что, главное - погромче!

Ох, что это было! Такой переполох устроили, даже листва с деревьев, кажется, стала интенсивнее опадать. Матушку же напугаем, она не в курсе нашей затеи.
- Друзья мои, все, хватит кричать! Послушайте, я вам расскажу о маленькой тайне. В этом лесу живет моя знакомая лиса. Она оставила для нашей компании нехитрый подарочек, что бы нам подкрепиться. Но я попросила ее отнести подарок к машине, что бы нам руки освободить для собирания грибов. Смотрят на меня недоверчиво, но в глазах любопытство. Идем к машине, заодно матушку успокоим, что это была просто разрядка. Про лису не прокатило. Мы в нашем детстве были доверчивее. Кусочек черного хлеба в папиной котомке, оставшийся после работы, и преподнесенный им, как подарок от зайчика, был вкуснее пирожного.

Собираемся домой. Представляю матушку, у которой был короткий отдых, снова погрузившуюся в домашние заботы, и хочется как-то подставить плечо для помощи.
- А давайте поедем все к нам, время обеденное, сейчас быстренько что-то приготовлю, пока вы свою команду разденете, умоете. У нас еще и арбуз большой на балконе лежит, поможете справиться.
Матушка соглашается, но робко спрашивает: - Можно я отцу Василию позвоню, что бы он после храма к нам присоединился?
- Да конечно!

Все раздеты, умыты, нашли занятие для малышей. Матушка оглядывает пространство нашей столовой и видит за занавеской на подоконнике ящик с растущими помидорами черри и несколькими желтыми поспевшими плодами. Сорт «Синичка». Я пересадила из теплицы, закончилась их пора. Может, еще дома порастут какое-то время.
- И что, их есть можно?
-  Да на здоровье! Срывайте сами, так  интереснее. Малышам желтоплодные сорта тоже не повредят.
- А можно я их оставлю для отца Василия?
- Делайте, как считаете нужным – бодро говорю я, и сама себе думаю, что я будь на месте матушки, отдала бы эти помидорки детям. Но ведь права-то в этом малом поступке матушка Инна. Отец – глава семьи, и первая тарелка должна стоять перед отцом.

Наблюдать за их отношениями, молодыми, влюбленными друг в друга людьми, очень отрадно и радостно. Иметь шестерых детей, которые требуют к себе постоянного внимания, и сохранить влюбленность – это не каждому по плечу. Вспомнился еще случай, который снова случился в трапезной. Время обеда, к батюшке за столом обратилась сотрудница с вопросом о дочери, у которой семейные проблемы - охлаждение отношений с мужем и даже речь идет о возможном расставании. Меня разговор не касается, и я стараюсь не вслушиваться в беседу. А вот ответ о. Василия заставил меня даже забыть о ложке в руке.

- Многие супружеские семьи претерпевают кризис в отношениях. Был он и у нас. Инна очень уставала с маленькими детьми, я возвращался после службы тоже сильно утомленным. В ответ на ее усталые упреки я спрашивал:
- Инночка, что мне сделать для тебя, что бы тебе было хорошо? А позже она стала об этом же спрашивать и у меня. Так, учась отдавать друг другу тепло, внимание и участие  в нас укреплялось чувство любви и родства.

Я этому свидетель. А несколько маленьких помидорок черри тому практическое подтверждение.

Батюшка уже три года, как служит в другой епархии, и в семье растет седьмым ребенком еще один сынок.

                Май 2021 г.