И. Босх – художник загадочный («сюрреалист 15 века»). Писал сложными символами, понять которые трудно. К концу жизни кисть его прояснилась. Одна из последних его работ – картина «Путник» («Бродяга», «Пилигрим», «Блудный сын»…)
На небольшом полотне бедно одетый, худой мужчина, в странной позе «кузнечика», оглядываясь, проходит мимо «дома удовлетворения, удовольствий» (таверна, кабак). За его спиной протекает обычная, греховно - матерьяльная жизнь современников. Сорваны ставни, дырявая крыша, свиньи у порога…Пьяная парочка тискается в дверном проеме, мужик за углом справляет нужду. Собачка злобная вот - вот вцепится в прохожего. Ведь он не такой, как все…
Что выражает эта картина? Можно ли в ней увидеть другое время, например, наше? И какое странное выражение лица у путника… Среди искусствоведов нет единого мнения, о чем думает герой картины. Куда он смотрит? Куда идет?
Нерешительные поза и лицо путника наводят на мысль о его внутренней борьбе. Возможно, он испытывает соблазн зайти в грешный дом. И тут выдвигаю свое понимание картины. Путник оставил за своей спиной – себя! Себя прежнего, несовершенного, опутанного искушениями плоти. Себя в толпе людей, таких же, как бывший он. Но дух его зовет выше. Теперь он на тропе духовной работы. На тропе одиночества… Он не презирает свое прошлое и людей в нем. Но он - уже другой...
Вот почему в его взгляде и сочувствие к людям, и жалость к себе, и неуверенность – сможет ли он удержаться. Сможет ли перешагнуть через себя на новую ступень развития. Ведь так легко было позади… Поймут ли его или причислят к изгоям, умникам и «христам»? Может вернуться?
На картине обобщенное для всех времен выражение лица человека, вступившего на путь самоулучшения. И правда здесь в том, что он не робот – терминатор. А – живая личность, которая и боится идти выше, и не может иначе… Пусть ему поможет Творец!