Господь, не оставь... Босх сквозь время

Олег Аникиенко
     И. Босх – художник загадочный («сюрреалист 15 века»). Писал сложными символами, понять которые трудно. К концу жизни кисть его прояснилась. Одна из последних его работ – картина «Путник» («Бродяга», «Пилигрим», «Блудный сын»…)
     На небольшом полотне бедно одетый, худой мужчина, в странной позе «кузнечика», оглядываясь, проходит мимо «дома удовлетворения, удовольствий» (таверна, кабак). За его спиной протекает обычная, греховно - матерьяльная  жизнь современников. Сорваны ставни, дырявая крыша, свиньи у порога…Пьяная парочка тискается в дверном проеме, мужик за углом справляет нужду. Собачка злобная вот -  вот вцепится  в прохожего. Ведь он не такой, как все…
   Что выражает эта картина? Можно ли в ней увидеть другое время, например, наше?  И какое странное выражение лица у путника… Среди искусствоведов нет единого мнения, о чем  думает герой картины. Куда он смотрит?  Куда идет?
     Нерешительные поза и лицо путника наводят на мысль о его внутренней борьбе. Возможно, он испытывает соблазн зайти в грешный дом. И тут  выдвигаю  свое понимание картины. Путник оставил за своей спиной – себя! Себя прежнего, несовершенного, опутанного искушениями плоти. Себя в толпе людей, таких же,  как бывший он. Но дух его зовет выше. Теперь он на тропе духовной работы. На тропе одиночества… Он не презирает свое прошлое и людей в нем. Но он - уже другой...
     Вот почему в его взгляде и сочувствие к людям, и жалость к себе, и неуверенность – сможет ли он удержаться. Сможет ли перешагнуть через себя на новую ступень развития. Ведь так легко было позади… Поймут ли его или причислят к изгоям, умникам и «христам»? Может вернуться?
    На картине обобщенное для всех времен выражение лица человека, вступившего на путь самоулучшения. И правда здесь в том, что он  не робот – терминатор. А – живая личность, которая и боится идти выше, и не может иначе… Пусть ему поможет Творец!