23. Эмпирический и теоретический уровни познания

Лариса Болотова
                Из книги «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:

(стр. 78) «Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и констатирующие качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются с помощью эмпирических законов, часто имеющий вероятностный характер».

                Если окружающий мир является голограммой, то эту голограмму кто-то создал. Тогда получается, что мы изучаем структуру уже созданного, а не открываем что-то новое.

«На эмпирическом уровне научного познания преобладает живое созерцание. Исследуемый объект отражается, преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная деятельность по фиксации информации – характерные признаки эмпирического познания. Такое исследование непосредственно направлено на свой объект. Оно изучает его с помощью таких приёмов и средств, как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция».

                Можно ли с помощью эмпирических наблюдений установить точную картину окружающего мира? Например, что вокруг чего вращается?

«Однако ни один эксперимент не бывает стихийным, он планируется, конструируется теорией, а факты должны быть теоретически обоснованы. При этом теория господствует над экспериментальной работой от её первоначального плана и до её последнего момента».

                А если теория неверная?

«Теоретический уровень научного знания предполагает открытие законов, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, то есть познание сущности явлений, причём теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов. Живое созерцание и здесь не устраняется, только становится подчинённым аспектом познавательного аспекта.

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Такая обработка осуществляется с помощью системы абстракций: понятий, умозаключений, законов, принципов, категорий. Мысленное объединение исследуемого объекта происходит на основе эмпирических данных. Основная задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей её конкретности и полноте содержания. Особенно широко используются такие познавательные приёмы и средства, как абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному и другие. Наличие идеализации в познавании является показателем развитости теоретического знания как набора определённых идеальных моделей».

                Но эти внутренние связи, например, в веществе, мы не видим глазами, следовательно, можем только строить предположения. Объяснять одно и то же с помощью разных предположений.

«Особенностью теоретического познания является его направленность на себя – внутринаучная рефлексия, то есть исследование самого процесса познания, его форм, приёмов, методов, понятийного аппарата. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

Теоретический и эмпирический уровни научного познания тесно взаимосвязаны. Формирование теоретического уровня научного познания приводит к качественному изменению эмпирического уровня. В свою очередь эмпирическое исследование, выявляя новые данные, стимулирует теоретического познание, ставит новые, более сложные задачи».

                Какое из них возникло раньше? Напрашивается ответ, эмпирическое.  Человек пытается теоретически обосновать то, что видит и ощущает. А видит и ощущает он только малый диапазон всего существующего.