Подлые дети

Ольга Гаинут
Опыт научил меня, что, если люди делают что-то против тебя, в конечном счёте это пойдёт тебе на пользу. (Индира Ганди)

Летом мы с мужем пригласили в гости мою школьную подругу Елену с двумя детьми. Её дети сразу побежали играть с нашими, потому что у нас - собственный дом, хозяйство, сад, раздолье. В квартире, конечно, столько не побегаешь. Свёкор Елены привозит иногда что-нибудь из урожая или, наоборот, загружает их машину овощами, орехами, когда приезжают всей семьёй навестить родителей в село километров за тридцать от нашего города.
 
Елена руководила большим детским танцевальным коллективом. Я работала методистом в министерстве образования, муж - директором школы с математическим уклоном. Поэтому общей и даже больной темой была педагогика. Я сразу отметила, что подруга будто выше ростом стала, взгляд серых глаз не мечтательный, как раньше, а твёрдый и сосредоточенный. Поняла, что в ней произошла важная перемена, и что хочет Елена поделиться с нами чем-то наболевшим. И не ошиблась. Не глядя на угощение, раскрасневшаяся, Елена начала рассказывать.

В начале зимы пришла ко мне в гости знакомая Людмила - помощник в хранилище костюмов нашего танцевального ансамбля. Хорошо посидели, душевно поговорили. Людмила в тридцать пять лет не замужем, с трудом крутится на свою маленькую зарплату, чтобы и одеваться прилично и в квартире создать уют. И потому откровенно сказала мне:
- Вот смотри, всего два рубля в кошельке, а до получки пять дней.

Нам за неделю до этого пригнали заказанную в Южной Корее машину. Там, чтобы заполнить пустоты в упаковке, закладывали их качественной туалетной бумагой в рулонах. У нас до такого уровня ещё не доросли.

Я насыпала ей грецких орехов с любимого дерева свекрови, дала два рулона той бумаги. Попрощались на приятной ноте.

Этажом ниже нашего живёт некровная родственница, Светка, с мужем и двумя сыновьями. Всеми днями я на работе, как белка в колесе, сами знаете. Хочется, чтобы была подруга, чтобы зайти вечерком, отдохнуть душой и телом за приятным общением. Светка, вообще-то, недалекая особа, нигде не училась, так и моет полы в школе. К тому же растолстела, не обхватить одному. Но ведь это не главное. Душевность, открытость – куда важнее. Однако со временем стала я замечать какой-то холодок в её отношениях ко мне.
Случайно, когда спустилась к ним и обнаружила дверь приоткрытой, услышала перепалку Светки с мужем.
- Да, и возьми с неё пример, - кричал муж, - ты знаешь, мне не нравятся толстухи.
- Ну давай, может переметнёшься туда. Будет тебя ублажать Елена Прекрасная.
- Ты не груби мне, я не потерплю. Останешься одна, тогда другую песню запоёшь.
Ответом были всхлипывания Светки. Заходить к ним я раздумала.

Мне навстречу выскочил Вовка, их младший восьмилетний сын, и так зыркнул, что у меня мурашки по спине побежали. Во взгляде была неприкрытая ненависть.

Но всё-таки мы со Светкой дружили.
Перед ней я и поплакалась, проводив Людмилу на автобус. От жалости, от несправедливости:
- Такая молодец, но вот трудно у неё с деньгами. Бедняжка.

Вовка сидел на диване, сложив согнутые в коленях ноги, словно султан. Загадочная улыбка блуждала на лице мальчишки. Но я увидела в ней угрозу. У меня же шестое чувство ещё то, помните?

Светка водила его на танцы в наш ансамбль.
 
Через день я на работе шла по коридору и встретилась с Людмилой, которая вдруг отвернулась от меня и даже не поздоровалась. Что бы это значило? Я потёрла загоревшиеся щёки, приостановилась, утихомирила сердце.

Удар был ниже пояса, но я знала, что время всё расставит на свои места. Главное, успокаивала себя, что моя совесть чиста, а остальное разрешится и устаканится. К слову, и две подруги Людмилы, с которыми у неё были доверительные отношения в коллективе, тоже стали холодны со мной. Вот уж поистине, без вины виноватая.

А ларчик просто открывался. Вовка на следующий же день перед началом разминки на танцах громко при всех детях заявил Людмиле, принёсшей костюмы для примерки:
- А  Елена Сергеевна сказала, что вы совсем бедная, что у вас нет даже рубля денег.

Конечно, приятного мало услышать такое в присутствии тридцати детей.
Отсюда и обида. Да к тому же женщина наверняка подумала, что я узнала про её бедственное материальное положение и посмеялась над ней за спиной самым мерзким образом. Очень уж совпали все события.

Но каков мальчик! Ему зачем это было надо?! Это выходит за рамки понимания. Счастлив тот, кому не выпало в жизни встретить и узнать таких детей. Мне не повезло.

Теперь-то я понимаю, что он мстил мне за ссоры в семье, за то, что отец может бросить их. Своим умишком ещё не доходил, что я никоим образом не причастна к тому, что его мать превратилась в толстуху. Но моё имя прозвучало, этого ребёнку было достаточно. И  он решил сделать всё, чтобы я выглядела монстром, тогда отец не посмотрит в мою сторону. Так, видимо, сложилось в Вовкиной голове. Другой причины подставлять меня не вижу.
 
- А как ты узнала, что именно Вовка перед детьми опозорил Людмилу и назвал твоё имя?
 
- Она «отошла» к окончанию учебного года, сама заговорила со мной и рассказала, что произошло. А я рассказала о событиях с моей стороны. Покраснела моя Людмила, приобняла меня, всхлипнула: «На первых порах такая обида душила, не могла с собой совладать. И да, думала, что ты меня осмеяла».

Я не удержалась: «А ты не могла сразу объясниться со мной? Расставить все точки над I? Я же терялась в догадках, переживала, что ты подумала обо мне плохо, будто я способна на гадость. Больше того, ты сама не знала всех нюансов, а подруг убедила в моей вине. Мне каково было видеть, как вы трое отворачиваетесь от меня?». В общем, приняла я её извинения. На том и решили забыть эту мутную историю. Но Людмилу близко к сердцу больше не допускала.

Кстати, подруги Людмилы явно принялись лебезить передо мной, я же не могла уже, как прежде, душевно общаться с ними, считала их двуликими, потому отношения стали только такими, как у руководителя с подчинёнными. Не надо мне в близкое окружение людей, которые в любую минуту могут посчитать за правду самые нелепые наговоры на меня.

Мы с мужем хотели было вступить в диалог, но Елена жестом руки остановила. Ей, видимо, хотелось высказаться до конца.

До финала ещё далеко. Через неделю после недоразумения с Людмилой возвращалась домой крепким зимним днём и встретила на улице знакомую, которая рассказала, как факт, не подлежащий сомнению, что мой сосед по подъезду, имея жену и троих детей, регулярно посещает одну даму, приносит ей продукты и проводит у неё почти все вечера.

Я была потрясена. Да не может такого быть. Я всех считаю хорошими и хочу пребывать в таком убеждении всегда.
- Ты наверняка ошиблась. Он похож на хорошего отца, — возразила. –  Не могу представить его изменником.
- Наивная ты, Елена. И жизни не знаешь. Живёшь в выдуманном мире, - услышала в ответ.

В состоянии пришибленности нехорошей новостью зашла к Светке и поделилась с ней потрясшим меня известием:
- Не могу поверить. Как же он может?
Думала, к подруге зашла. А того не знала тогда, что надо бежать от них со всех ног.
Тут под столом что-то зашевелилось, и показалась голова Вовки. «Ты что там делал?» - ойкнула и отшатнулась назад, не веря своим глазам.
- Не удивляйся, - грудь Светки заколыхалась от смеха, - ему нравится сидеть там на перекладине. В сыщика играет. А сам ушами так и шевелит, словно на плёнку записывает все разговоры. И не зря, потом в дело пустит, моя порода, - Светка явно гордилась сыном, давая понять, какой предприимчивый у неё ребёнок.
 
Никто никогда не мог бы подумать, что ребёнка надо опасаться. Но пожалела я о своём визите чуть позже, когда узнала, что этот маленький «предприниматель» не замедлил после моего ухода прийти к тому мужчине домой, как будто поиграть с его сыном, а сам жене заявил:
- А Елена Сергеевна сказала, что ваш муж…
Такое поведение для маленького ребёнка – абсолютная аномалия. Жена не подозревала ничего, была, естественно, неприятно удивлена, накинулась на мужа. Сцена ревности. Скандал. Разоблачение.

- К предательству таинственная страсть, - рассуждала я. – Да уж, мои представления о жизни сегодня расширились.  Я с таким никогда не встречалась, к счастью.

Елена продолжила: «Я этого не знала. И Светка, подруга называлась, ни словом не заикнулась, хотя ежедневно с женой изменника общалась. Похоже, поняла, что сынок уж слишком продвинулся в своих подлых делах. Может, даже испугалась?
Видите, Вовка мстил мне всеми возможными способами».

- Весьма изощрёнными, надо признать. Не каждый взрослый догадается до подобных приёмов, чтобы и нагадить, и остаться чистым, - оценил мой муж.

- Именно чистым, - Елена опустила голову. – Месяца через два меня в магазине случайно встретил сосед-гулёна и обвинил в том, что жена узнала правду. Я стояла столбом, не могла вникнуть в то, что он говорит. Наконец, ситуация прояснилась для меня. Я судорожно вспоминала. Нас было трое: я, Светка и Вовка. Может, сама Светка преподнесла «сюрприз»? Но потом изменник проговорился, что в поведении Вовки не усмотрел ничего, что выходило бы за рамки. С его точки зрения.  Как говорится: «А судьи кто?».
 Тут меня как прорвало. Сама не ожидала от себя такого. Наступала на мужика грудью, смотрела прямо в глаза: «Ты гуляешь, а виновата я, порядочная мать семейства. Неплохо устроился, одна стирает на тебя, варит, троих детей тащит, затурканная, плохо одетая, ещё и словесной лапшой увешанная, другой уходят продукты и подарки. И на одном стуле удобно, и другой манит. А провалиться не боишься? А-а-а, вижу, боишься. Ну как же, потерять два тёплых местечка. Да ты, мерзавец, подойти ко мне не имеешь права. Глазки свои бегающие не смеешь поднять в моём присутствии. И ты мне права качаешь?».
Мужик пятился, отползал и наконец затесался в толпе.

А во мне всё перевернулось. И Светка предстала в истинном свете, и Вовка. Да и Людмилу увидела беспринципной, способной в нужной ей ситуации сказать на слиток золота с пробой, что это булыжник из мостовой. Вот тогда я поняла, что мир не такой лучезарный, как всегда думала, и что надо уметь защищать себя, чтобы не затоптали первобытные самцы, подлые дети или их не менее подлые мамаши.

Елена сверкала глазами. Заряжала решимостью. Перед нами сидела совершенно другая женщина, которую мы только что узнали. И, чего уж скрывать, порадовались за неё.
 
«Вижу, - сказала подруга, выдохнула, обмякла в кресле, плавным мягким движением поправила волосы, - вы понимаете. Муж тоже смотрит теперь на меня с удивлением и восхищением.
У Вовки, знаете, есть старший брат, Иван, но Светка любит младшего. А младшему хорошо удаются только подлости, в школе он еле-еле тянет программу. Так мать заставляет Ивана, который хорошо учится, специально не получать высокие оценки, чтобы этим не травмировать младшего.
Младший сын - любимец матери. А Ивана не любит за то, что не пошёл в её породу. Будто младенец способен выбирать, на кого быть похожим".

- Вот даже как! – почти разом воскликнули мы с мужем.

Я гладила подругу по руке, любовалась блеском глаз.

- Елена, твоё поведение абсолютно нормальное, люди устроены так, что в них заложена потребность делиться узнанной информацией, - сказал муж, - а вот ребенок - с явными склонностями к подлым поступкам, он умеет хитрить, принимать нужную ему личину, высчитывать выгоды. Если бы он рассказал другу или соседу по парте, что владеет такой информацией, это было бы более-менее понятно: похвастался, горд, что вот другие не знают, а он знает. Но таким из ряда вон выходящим образом поступить и не раз – абсолютная патология. И что хуже всего, это поддержка матери.

- Знаете, - Елена задумалась, - в Библии написано: «Не бывает гнилого дерева, которое приносило бы хорошие плоды. Каждое дерево узнают по его плодам». Модель поведения дети срисовывают с родителей. 

Мы помолчали. Вдруг Елена встряхнула плечами, приосанилась и улыбнулась.
- Главное, что я теперь другая, - сказала уверенно. – То плохое, что сделал мне Вовка, послужило только на пользу. Я и правда жила, как в сказочном мире. А сейчас спустилась на грешную землю. Со Светкой порвала всякие отношения. Мать и сын – одного поля ягоды. Дружить с такими людьми – себя не уважать. Я даже благодарна в некотором роде Вовке, что во мне произошла переоценка ценностей. Новая, я и своим детям помогу, чтобы им не пришлось наступить на мои грабли.
 
Вечером мы проводили Елену, дети уснули, а у меня не выходили из головы неприятные случаи, которые пришлось пережить подруге из-за хитрого ребёнка.  Ставила себя на её место. Как бы я поступила?

А мальчик? Как будет жить он, став взрослым, если способен умышленно делать больно невиновным людям? Разве не поймёт, что за всё рано или поздно надо платить?