Ранние портреты адмирала Крузенштерна - часть 3

Владимир Варнек
1. Варнек А.Г.(?). Портрет И.Ф. Крузенштерна. Х.м. 1802. (ордена дописаны Фридрихом Георгом Вейчем в 1806-1810 гг.(?). Местонахождение портрета: Центральная библиотека города Цюриха.
2. Варнек А.Г. (?). Эскиз к предыдущему портрету (?). Картон, масло. 48х39 см. 1802. Местонахождение портрета: Красноярский краевой краеведческий музей.

Завершив в предыдущих двух миниатюрах разговор о раннем живописном портрете первого русского кругосветного мореплавателя  И.Ф. Крузенштерна, переключимся на его портрет из собрания Красноярского краевого музея, поступивший в музей в 1920 году от жительницы Красноярска О.А. Образцовой, при этом художник обозначен не был.  С 1958 г. автором портрета стали считать В.Л. Боровиковского лишь на том основании, что он в  1810 году написал портрет Ю.Ф. Лисянского, соратника И.Ф. Крузенштерна. (Находится в собрании Центрального военно-морского музея. СПб).

Первая попытка разобраться, как соотносятся межу собой оба ранних портрета Крузенштерна с почти одинаковым изображением лица портретируемого была предпринята еще в 2014 году [1,2]. При этом было высказано предположение, что малоформатный «красноярский» портрет на картоне  был выполнен Александром Варнеком  в 1802 году в качестве эскиза при написании того самого портрета, который  Лисянский  увидел на выставке в Академии художеств и сообщил об этом в письме Крузенштерну (см. первую миниатюру).

Но так оказалось, что эскиз, после того как заказ Крузенштерна был выполнен, зажил своей жизнью и оказался  спустя 118 лет после его выполнения, в собрании Красноярского краевого художественного музея.  «Обнаружила»  его здесь в начале 1990-х  кандидат филологических наук Сурник Анна Петровна, автор Японского дневника в книге «Командор», в которой собраны многочисленные материалы из жизни Резанова Н.П. (1764 - 1807), регалии которого указаны в Примечаниях  [3].

О подробностях жизни этого человека писать в миниатюре не буду, т.к.  читатели могут ознакомиться с ними в интернете, либо в посвященных ему книгах [3,4]. Но здесь отмечу лишь то, что, по мнению А.П. Сурник, в Красноярске не только оборвалась жизнь командора, но и осталась часть экспонатов, которые собирал Н.П. Резанов для императорской кунсткамеры во время первой кругосветной экспедиции россиян [3, С. 634].

Именно эта гипотеза побудила ее обратиться в Красноярский государственный музей (так он назывался тогда), где, «как оказалось, находятся несколько портретов участников экспедиции, подаренных в тридцатые годы музею (в 1920-ом – авт.) некоей О.А. Образцовой. Под инвентарными номерами 730 и 731 значатся портреты Тилезиуса фон Тиленау, естествоиспытателя, прекрасного рисовальщика, который присоединился  к экспедиции в Дании. Под номером 732 – портрет его жены. Здесь же находится портрет Ивана Федоровича Крузенштерна. А вот под номером 733 находится портрет неизвестного мужчины. Кто же это? <…>». 

Как говорится в [3], для проведения предварительного исследования А.П. Сурник обратилась в экспертно-криминалистический  отдел УВД Красноярского края. При лазерном освещении эксперты смогли прочесть бумажную наклейку на подрамнике: «Портрет кругосветного путешественника (спутника Крузенштерна), дар Образцовой, г. Красноярск, ул. Лебедевой, 84».

Из дальнейшего текста можно понять, что А.П. Сурник предприняла попытку выяснить личность  О.А. Образцовой, подарившей  портреты музею. Но оказалось, что дом по улице Лебедевой в Красноярске, в котором она проживала, снесен,а на его месте находится универмаг N1, и дальнейшие поиски ничего не дали … Поэтому так и осталось неясным, кто такая О.А. Образцова и каким образом в ее собственности оказались названные выше портреты?

Приступая к разговору о «красноярском» портрете Крузенштерна, замечу, что разговор этот будет состоять из двух частей – вначале об истории бытования портрета со времени его исполнения (1802) до времени его поступления в музей (1920), а затем о самом портрете и его особенностях, в том числе и об ордене на шее портретируемого. 

Ознакомившись с информацией о портретах участников кругосветного плавания, приведенной в [3], выражу, прежде всего, свое несогласие с гипотезой, согласно которой названные выше портреты из собрания Красноярского краевого  краеведческого музея  входили в число экспонатов для императорской кунсткамеры и «вещей», доставленных  в Красноярск вместе с Резановым в караване,  прибывшем из Иркутска.

И доказать это совсем несложно. Так на одном из двух портретов  естествоиспытателя Тилезиуса фон Тиленау (1769 – 1857), воспроизведенном  в [3],  мы видим его в возрасте более 70 лет, тогда как на «Надежду» в Дании он «подсел» 34-летним.

Еще одно противоречие содержится на приложенном к миниатюре портрете Крузенштерна. С одной стороны, весьма сомнительно, что данный портрет, в принципе, мог бы оказаться в числе вещей Н.П. Резанова, находившихся  в багаже, доставленном в Красноярск с караваном, т.к. отношения его с И.Ф. Крузенштерном во время плавания были совершенно  испорчены.

С другой стороны, на портрете этом во время отправления экспедиции в кругосветное плавание  в 1803  году никаких  орденов еще не было, в том числе ордена  Св. Владимира 3 степени, который был пожалован Крузенштерну Александром I в 1806 году после завершения экспедиции.  Другими словами, если бы портрет этот и оказался каким-то образом на борту «Надежды», а затем и в багаже Резанова, то ни одного ордена  на данном портрете появиться никак не могло.

Выходит, что данный портрет, а также и другие портреты, подаренные О.А. Образцовой  Краеведческому музею, оказались в Красноярске не как экспонаты  для императорской кунсткамеры,  а   как экспонаты, имевшие совершенно другую предысторию своего бытования. 

И гипотезу о такой (другой) истории поступления портретов в Красноярск, я и хотел бы предложить ниже читателям прозы.ру.  Для этого расскажу вначале  немного об одном известном в истории Красноярска семействе  купца Ларионова Петра Федоровича (1760 – 1828), биографии  членов которого изучены  досконально историками  Новосибирского научного центра [5,6]. 

Должен сказать, что указанные первоисточники были подарены мне одной из сотрудников авторского коллектива, Комлевой Евгенией  Владиславной, которой я выражаю  искреннюю признательность.  И замечу, что цитируя указанные ниже первоисточники, буду говорить очень коротко о тех торговых «купеческих делах», о которых пишут в своих трудах специалисты-историки.  Кроме того, для полного описания  рода Ларионовых пришлось бы чертить большое генеалогическое древо, что нам в дальнейшем не потребуется. Ограничимся поэтому лишь одной родословной цепочкой, идущей от  П.Ф. Ларионова.

Родился он под Иркутском и состоял в родстве с семейством иркутского купца 3-й гильдии с такой же фамилией, а также имел трех братьев и одну сестру. В конце 1795 г. П.Ф. вошел в 3-ю гильдию красноярских купцов , объявив капитал в 2010 руб. Основным занятием П.Ф. была торговля разными товарами. Он также скупал в Красноярске «из разных рук» сало, масло и пеньку и отвозил это на продажу в Иркутск.
 
П.Ф. Ларионов  был единственным из красноярских купцов, кто вкладывал деньги в «Российско - Американскую компанию, одним из основателей которой был Н.П. Резанов. И тут могут крыться истоки того, что не только он сам, но и его дети и внуки хорошо знали имена как Резанова, так и Крузенштерна.   

Женой Петра Федоровича была Екатерина Михайловна (1771 – 1841), дочь красноярского отставного военного Михаила Елисеева.  В семье было пятеро детей – четверо мальчиков и одна девочка, причем проживала семья в большом доме, в котором насчитывалось «четыре покоя …, людская изба и сарай». В 1817 году по соседству появился еще один дом, в котором после смерти П.Ф. проживали вдова и его дети.

«Родословная цепочка», о которой будем говорить дальше, проходила через самого младшего сына П.Ф., Ларионова Александра Петровича (1810 – 1861), который в 1830 -   1850 -х был записан при одном капитале с братом Иваном.  Вместе с женой Анфисой Лаврентьевной (р. 1823) у Александра Петровича было четверо сыновей и одна дочь, и здесь мы должны назвать имена двух его детей.

1. Петр Александрович (р. 1845) с золотой медалью окончил Санкт-Петербургский университет (скорее всего, ок. 1870) и служил стряпчим в Томске, потом – в Красноярске.

2. Георгий (Егор) Александрович (р. 1852) также с отличием закончил Санкт- Петербургский университет (скорее всего, ок. 1875) и служил коллежским асессором.

Оба брата были людьми высокообразованными, они знали, наверняка,  от отца и деда про Российско –Американскую компанию , возглавляемую Н.П. Резановым и о первом русском плавании под руководством И.Ф. Крузенштерна.  В результате, находясь во время учебы в Петербурге, они отыскали здесь для семейной коллекции  некоторые экспонаты (портреты участников первой русской «кругосветки»), которые они приобрели и привезли после завершения учебы в Красноярск.

Что было дальше, удалось установить, опять же, с помощью цитируемого выше первоисточника [5]. На странице 214 указанной монографии  приводится краткая биография  красноярского  купца  Образцова Петра Ивановича (1808 - 1854). В 1844 году он вошел в 3-ю гильдию минусинского купечества и в 1851 году, по-прежнему, оставался в этой же гильдии. В браке с Александрой Егоровной  (р. 1817)  у Петра Ивановича народилось пять детей, в том числе Иван (р. 1839) и Николай (р. 1845). 

А купцы, как известно, стремились родниться с себе подобными.  Думаю поэтому, что однажды один из Образцовых  (Иван или Николай) и вступил в брак с самой младшей в семье купца А.П. Ларионова Ольгой Александровной (р. 1855), которая и стала в результате той самой О.А. Образцовой, которая подарила в 1920 году пять портретов в Красноярский краевой краеведческий музей. Было ей тогда 65 лет, и более старшие братья ее (владельцы портретов) в это время, по-видимому, уже умерли.

Будем считать теперь, что гипотеза о происхождении пяти обсуждаемых портретов в собрании Красноярского краевого музея выдвинута, и специалисты музея должны будут в итоге ее принять или не принять. Мы же переключимся теперь на портрет Крузенштерна из собрания данного музея, приложенный к миниатюре, к которому еще имеются вопросы. 

И первый из них касается ордена Св. Владимира 3-й степени на шее модели.  Очевидно, что этот орден был дописан, как и орден на портрете из собрания Центральной библиотеки г. Цюриха, на исходный (без орденов)  эскизный  портрет, выполненный учеником  5 класса Академии художеств  Александром Варником  до июля 1802 г. 

Отмечая, что расположение ордена на портрете, а также двух лент на шее модели такое же, как и на «цюриховском» портрете, можно предположить, что данный орден с лентами был также дописан Фридрихом Иоганном Вейчем (см. предыдущие две миниатюры), дописавшим все три ордена на основном портрете.  Что касается ордена Св. Анны 2-й степени на шее, от которого осталась лишь лента, то мне думается, что художник, учитывая, что портрет этот был эскизом, просто не стал «загромождать» шею портретируемого еще одним орденом.

Основанием тому, что на портрете отсутствует третий орден Св. Георгия 4-й степени, явилось то, что, по мнению красноярских искусствоведов, портрет этот однажды, в более поздние времена, обгорел при пожаре и был после этого надставлен и отреставрирован. Следы этого просматриваются и сейчас на портрете. При этом вместо двух рядов пуговиц на мундире на нижней его части появился один ряд крупных пуговиц.

Это дает основание предположить, что надставлен портрет был после 1825 года, когда на морских мундирах два ряда пуговиц заменили на один ряд.

Таким образом, в опубликованных трех миниатюрах их автор попытался решить ряд вопросов по атрибуции двух портретов И.Ф. Крузенштерна, выполненных своим далеким предком. И теперь специалисты-искусствоведы должны решить, насколько гипотезы, высказанные в миниатюрах, являются состоятельными.

ПРИМЕЧАНИЯ 
1. В.А. Варнек.  Красноярский портрет Крузенштерна. Журнал Новосибирского художественного музея. Вып. 4, 2014. Поиски и открытия http://www.nsartmuseum.ru/journal/id/123 
2. В.А. Варнек. Два портрета. Сборник материалов научной конференции. С. 12. «Крузенштернские чтения. 22-23 октября 2014 года.
3. Командор (научно-художественная книга): страницы жизни и деятельности камергера Его Императорского двора, обер-прокурора Сената, руководителя первой русской кругосветной экспедиции Н.П. Резанова. Составители: Авдюков Юрий Павлович, Ольхова Наталья Серафимовна, Сурник Анна Петровна. Научный консультант  Быконя Геннадий Федорович. Издательский отдел «Офсет». Красноярск. 1995. (Тираж 25 000).
4. Шевиньи Г. Утраченная империя. Жизнь и приключения Николая Петровича Резанова/ перевод с английского Н.С. Ольховой. – Красноярск: ООО «Поликор», 2008. – 368 с.
5. Быконя Г.Ф., Комлева Е.В., Погребняк А.И. Енисейское купечество в лицах (18 – начало 20 вв.). Издательство СО РАН. Новосибирск. 2012. 316 с.
6. Комлева Е.В. Петр Федорович Ларионов: история «обыкновенного» купца. Грант №148 Лаврентьевского  конкурса молодежных проектов СО РАН. 2011, 2012 гг.

17 мая 2021 г.