Часть 11. Вольная вольница моего детства, а где- т

Маргарита Лосевская
               
                БАБУШКА И ДЕДУШКА

         Бабушка – маленькая, худенькая, русоволосая, голубоглазая, в движениях быстрая, ловкая, энергичная. Поддерживает в доме чистоту и порядок. Обихаживает скотину, обрабатывает огород, работает в колхозе. В летнюю пору успевает сходить в лес за грибами, ягодами. В праздники может накрыть стол на 20-30-ть человек, принять гостей с пирогами. Ловко и быстро выпекает целую гору пирогов.

        Читать и писать не умеет. В молодости работала ткачихой на текстильной фабрике купца Масальского, которая и поныне стоит в посёлке Достижение. Вспоминает, что зарплату тогда выдавали золотыми рублями. Её учили расписываться. Но премудрость эту она не одолела. В ведомостях на зарплату проставляла крестики.

        От природы деликатная, она никогда не произносит грубых, бранных слов. К людям относится уважительно. Всегда  готова придти на помощь, поделиться последним. Односельчане называют её Стефанидой Ивановной, а родня и подруги – Стешей.

        В семье нет ни злобы, ни раздора. Живут в мире и согласии. Единственное бранное выражение бабушки: «Тьфу! Притка бы тебя взяла»! Произносит она это беззлобно, даже добродушно, в порыве досады на себя.

        Она  хочет кому то из дочерей поручить работу, но в спешке путает имена:

       - Валька, Нюрка, Катька! Тьфу! Притка бы тебя взяла! Лидка, вымой нонче пол в колидоре.-

         Слово « притка» рождает во мне образ чего-то серого, хмурого, лохматого. Но я до сих пор не могу простить себе, что не спросила у бабушки, кто такая эта притка.

        Когда Катя и Лида приходят с вечёрки и начинают кого-то обсуждать или осуждать, бабушка говорит:

       - Не судите, да не судимы будете.-

        Они замолкают.

        Правда, иногда сама бабушка немного изменяет своему принципу не осуждать. Если кто-то из дочерей проявляет медлительность в порученной работе, она говорит:

        - Ну, что ты такая неяглая?! Пошустрей надо, пошустрей!-

         Я помню, что неяглой звали и корову, неспособную принести телёнка.

         В остальном бабушка щадила окружающих, была доброй, жалостливой, чуткой.


         Дедушка, Василий Васильевич Пикарычев, родился в 1878 году в Осипове.

         Родительский дом его стоял около чистого пруда, где позднее были сельсовет, первый бревенчатый клуб и начальная школа.

         На рубеже 19-20 го веков молодой Василий служил в царских войсках на территории Польши.  Там  у него была семья, жена-полька и двое детей. Закончил он службу фельдфебелем. С семьёй расстался, уехав на Родину. Жена не смогла следовать за ним.

         Бабушка, Стефанида Ивановна, родилась в 1886 году. Её девичья фамилия – Кабина.

         Венчание их состоялось в Осиповской церкви Димитрия Солунского 22 –го октября 1906-го года. Жениху было 27 лет, невесте – 19-ть. Шаферами на свадьбе были братья жениха, Иван и Фёдор, их дядя, Жирнов  Михаил Титыч с сыном, Сергеем Михайловичем. Последний в 30-40-вые годы работал председателем  Осиповского  сельсовета.

          Дедушкины предки по нисходящей линии именовались Казаковыми. Вероятно, родоначальник фамилии служил в казачьих войсках.

         Позднее в переписях они значились Пекарычевыми. Можно предположить, что кто-то в роду был пекарем.

         Затем фамилия трансформировалась: вместо буквы «е» в первом слоге появилась буква «и». Стали писать «Пикарычевы», как слышалось в произношении.

          Бабушкина фамилия, Кабина, происходит от слова «каб», означающего шест, столб для привязи лошадей. Значит, родоначальник фамилии держал лошадей, возможно, был татарином. Это объяснение я нашла в толковом словаре фамилий.

            У Василия Васильевича и Стефаниды Ивановны родилось девять детей: двое первых умерли в младенчестве, затем - Александр 1908 года рождения, Валентина 1910-го, Анна (моя мама) 15-го, Екатерина 1921-го, Алексей 1925-го, Вячеслав 1928-го, Лидия 1930-го года рождения.
            Бабушка любила всех детей одинаково. По этому поводу говорила: "Какой палец не укусишь, всё больно".
 
            Долгое время у меня  хранился портрет деда в период его военной службы. Бравый брюнет с правильными чертами лица. Надо лбом – валик густых чёрных волос. Короткие  бакенбарды, усы – щёточкой. Эполеты, портупея.

           Во время переезда я случайно утратила портрет, о чём сожалею до сих пор.

                Продолжение следует.

                ПРИМЕЧАНИЕ:

 НА ФОТОГРАФИИ - РОДНЯ. БАБУШКА СТЕФАНИДА С ВНУКОМ НА РУКАХ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЕЁ ЖИЗНИ.