Русский песенный фольклор. 6. Исторические песни

Олег Данкир
     Весь материал, собранный в Сборнике Русского песенного фольклора, приведенного на ПРОЗА.РУ, традиционно делится на виды в следующем порядке:

    1. Авторские песни, которые вошли в русский фольклор.
    2. Народная песня.
    3. Русская песня. Авторские подражания народным песням.
    4. Песня. Авторские подражания народным песням.
    5. Романс. Авторские подражания народным песням.
    6. Исторические песни. Теперь их называют Эпические песни
+++++++++++++++++++++++++++++++++

                6. Исторические песни, песни былинные, побывальщины, старина.
     Здесь основное место занимают песни Богатырские, затем Исторические и Безымянные (о безымянных витязях, молодцах, разбойниках).
     Исторические песни, выставленные в Сборнике, относятся в основном к Владимирской удельной эпохе.  Есть несколько песен об Иване Грозном, о царях Петре, Михаиле, Алексее. На времени Петра возникновение исторических песен, относящихся ко всей Руси, останавливается. Этого вида творчество сохранилось только на Дону и на Волге среди казачества. Эпические песни следующей Екатерининской эпохи уже не отмечены гением народным. Их достоинства в художественном смысле намного ниже.
     По установлению самого П.Киреевского Эпических народных песен дошло до нас немного, по сравнению с другими разрядами песен. По его мнению эпические события описывались в тех формах, которые трудно было зафиксировать в народной памяти, которая сохранила лишь немногие отпечатки исторических легенд.
     Что касается Ивана Грозного, в песнях о нём и его эпохе сохранились только светлые стороны его характера и его деяний. Нет ни слова ни об опричнине, ни о казнях.
     Привлекает к себе внимание и тот факт, что период Татарского ига совсем не отмечен никаким образом в Эпических песнях, несмотря на то, что события того времени потрясли всю Россию. Киреевский предположил, что древние исторические песнопения мирного Владимирского времени лучше сохранялись в памяти народа, к тому же, они, переходя из уст в уста постепенно украшались лексическими и композиционными изысками.
++++++++++++++++

     Интересно то, что издатели и редакторы Сборника, издававшегося в разных вариантах до 1917 года, сохраняли практически все замечания Киреевского, сделанные его рукой, не тронув ни правописания, ни знаков препинания. Исправления касались только отделения красных строк, где-то скобок.
В Сборниках против каждой песни отмечались местности, где они были записаны или напечатаны.
     Разночтения авторские или по местностям, попадающиеся по отдельным песням, не синхронизировались, а оставлялись, что позволяло сделать песни более цельными при сохранении лексической широты. В одну песню сводились только те тексты, где разночтения были минимальны.
++++++++++++++++++++
     Что касается переработок песенных текстов, то они следовали за своим временем, в соответствии с которым происходила замена образов, эпитетов, лексики с целью приближения к условиям окружающей обстановки, уточнения смысла произведения, выявления её вне временных конфузий и для повышения эмоционального воздействия на аудиторию, чем особенно прославилась советская школа переделок, где всё это было поставлено на поток.
     Так что советский народ сам стал великим критиком и редактором исторического русского фольклорного наследия.
====================

     В подборе текстов для Русского Песенного фольклора были использованы следующие материалы:

     Гербель Н. Русские поэты в биографиях и образцах. 138 поэтов.
     Киреевский П.В. Песни, собранные П. В. Киреевским. 1929.
     Листопадов. Песни донских казаков. 1949.
     Лопатин Н.М. и Прокунин Н.М. Сборник русских народных лирических песен. 1889.
     Песни тиролек и московских гризеток. 1860.
     Попов Н.П. Смоленский рукописный сборник. 1883 г.
     Розанов А.Н. Рыбинский рукописный сборник. 1936 г. 1944 г. 1952 г.
     Ройский К. Избранные русские народные гимны и песни в руководствах для пения Маренича, Альбрехта и др. 1888.
     Сальников А. Русские поэты за сто лет в портретах, биографиях и образцах. 123 поэта. Сальников даёт биографические сведения и образцы творчества таких поэтов, как Андреевский, Арсеньев, Афанасьев, Будищев, Бутурлин, Быков, Величко, Гербель, Деларю, Ковалевский, Коринфский, Кусков, Ладыженский, Лебедев, Медведев, Оболенский, Позняков.
     Соболевский А.И. Великорусские народные песни. 1895 г.
     Собрание песен народных, малороссийских, цыганских, святочных и свадебных, художественных романсов и т.д. 1877.
     Чулков М.Д. Пулковский песенник. Конец 18-го века.
     Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. 1898.
     Якубович П.Я. Собрание лучших оригинальных и переводных стихотворений русских поэтов XIX века. 113 поэтов.
     Якушкин П. И. Народные стихи и песни. 1884.
     +++++++++++++++++++