Потеха

Валентина Телухова
Зацвела черемуха. Просто грянула цветом своим. И запах проникает всюду. А окна моего дома плотно закрыты. Аллергия. И супрастин под рукою. Все равно крапивница на руках. И что? Не цвести ей, что ли? Да пусть цветет моя красавица. Недельки две я потерплю. Зато потом эти ягоды, как бусы, будут сверкать на ветках, особенно после летнего дождя. А потом со всей округи соберутся дети и будут лакомиться дарами лета. И детские голоса зазвенят во дворе колокольчиками. А я буду слушать эту музыку и наслаждаться дорогими звуками.

Лето уже рядом. И эта наша лютая жара июньская. Просто изнуряет нас она. Хорошо, что теперь есть кондиционер. И он гудит и охлаждает воздух. И есть чем дышать. А в годы моего детства дом наш во время летней жары превращался в крепость. Окна закрывали плотными деревянными ставнями. В комнатах стоял мрак. Но зато и спасительная прохлада овевала наши разгоряченные тела.

Полоска Амура в конце улицы становилась притягательной.

Не пускали нас мамы на Амур одних. Только в компании. И вот ждем, когда на углу квартала появится старшеклассник или старшеклассница.

- На Амур! На Амур!

И в минуты собиралась ватага ребятишек.

- Смотрите там, далеко не заплывайте, берегите друг друга.

Купались мы с плотов. Потому что там, где теперь центральная площадь города, был во времена нашего детства огромный деревообрабатывающий завод. Плоты леса пригоняли с севера. Говорили, что там в тайге работают заключенные. Какие-то враги народа. Мы слушали  разговоры взрослых, но не очень понимали их.

Круглые и красивые сосновые бревна были связаны в плоты и занимали огромное пространство. С плотов купаться не разрешали, нас гоняли рабочие с пилорамы. А мы все равно проникали. Шумная и красивая полноводная река и множество плотов придавали особое очарование берегу. Запах смолы и хвои исходил от мокрых бревен, и наполнял легкие таким ароматом, что казалось, не надышишься. Противоположный берег был китайским. Китайцы почему-то в реке не купались. Чаще - рыбачили. Но иногда китайские ребятишки дразнили нас своими криками.

- Русский Ванька, ходи сюды.

А мы не обращали на них никакого внимания.

На реке были свои потехи. Игра в лову с нырялками. Ужас. Ждешь ведущего с одной стороны, а он поднырнет, да как схватит тебя под водой за ногу! Крик и визг оглашает окрестности на большое расстояние вокруг. Заплывы на лидерство. Мальчишки любили смотреть на мои состязания с рекой. С плотов выплывала на стремнину, становилась против течения и пыталась проплыть хоть немного. Река сносила меня. Потом мои усилия уравновешивали течение реки, и я стояла на месте.  И вот наступал миг ликования - я проплывала на полметра вперед с радостным криком победителя. Называлось мое противостояние - Валька реку колотит. Но было и еще одно развлечение - потеха на реке - Олег идет купаться.

Олег был подростком. Мальчик, как мальчик, только верзила. Представляете, когда пошли всей гурьбой наши мальчишки играть в футбол против соседней улицы, там кто-то вполне серьезно спросил, показывая на Олега.

- А что? Этот так и будет на ходулях играть?

Ножки тоненькие, цыплячья грудь, виновато опущенная голова делали его похожим на молодой тополек, гибкое и неустойчивое деревце у обочины дороги.

Он присоединялся к нашей компании и шел на Амур вместе со всеми. Мальчишки прямо с берега, побросав одежду на прибрежный песок, бросались в воду и шумно плыли, поднимая брызги вокруг себя.

Сама я воды не боялась. Брат научил меня плавать и дышать в воде правильно, лежать на воде и отдыхать. Заходила я в воду смело. Река обнимала меня, утешала своей прохладой, омывала, покачивала и баюкала.
 
Олег замирал испуганно.

- Что? Разве вода не холодная?

- Парное молоко.

Олег не верил. Он снимал тапочки и шаровары и подходил к воде и трогал её ногой.

- Ой, холодная какая!

Парнишка испуганно отпрыгивал.

- Да не бойся ты! Только первые минуты вода кажется холодной, а потом привыкаешь.

- Да не хочу я в холодную воду!

- А чего же ты на Амур пришел?

- А позагорать.

Олег плюхался на прибрежный песок и делал вид, что загорает. Тоненькие ножки свои он сворачивал каким-то штопором.
Скрючивал их. Вид у него был уморительный.

Мы хором звали его в воду. Он вставал и опять ножкой, одним пальчиком, трогал воду.

- Ой, холодная.

Потом он осторожно входил в воду по щиколотку. Наклонялся над бегущей водой, набирал чуток в горсточки и брызгал себе на бока.

- Ой, холодная какая. Не могу, нет, не буду купаться.

И так он, как нахохлившийся журавль, ходил вдоль берега довольно долго.

- Трус, - кричали ему мальчишки.

Вот уж такого оскорбления Олег вынести не мог. Выкрикнув что-то воинственное,он бросался в реку с закрытыми глазами. И все. И купался, и плавал, и играл в лову не хуже других. А еще Олег лучше других делал блинчики на воде. Не знаете такую игру? Она простая. Выбирается камешек плоский - голыш. И под углом его бросают на воду так, чтобы он не ребром упал, а плоской стороной и подпрыгнул. Это и был первый блинчик. Подпрыгнув раз, камешек мог подпрыгнуть еще много раз. А мы считали хором. У Олега получалось рекордное подпрыгивание. Мы насчитывали девятнадцать блинчиков.
Больше столько ни у кого не получалось.

Мы восторгались. И тогда Олег, копируя атлетов, устраивал дефиле вдоль кромки воды. Он выпячивал живот свой тощий, сгибал полукругом руки. Все равно выглядел, как таракан на прогулке или комар на свадьбе у мухи-цокотухи. А не как цирковой силач. Мы хохотали от души.

Ах, детство и детское братство. Незабываемое время. Я улыбаюсь грустно. Мы теперь все дедушки и бабушки. Кого теперь качает река нашего детства на своих ладонях? Кому подарит прохладу в наши знойные дни? Родная река. Любимая.

А вот думаю, ведь купалась и в Иртыше, и в Енисее, и в Волге. В Зее купалась, в море, но комфортнее всего мне было именно в Амуре. Именно эта река обнимала меня и баюкала. Быстрое это течение требовало быть внимательной и бесстрашной.

Однажды, когда нырнула с плотов на глубину с открытыми глазами, видела огромного осетра. Он мне посмотрел прямо в глаза осмысленно.

Зея приносила песок и намывала пляж. А чуть вверх уже был каменистый берег. Бежали по берегу вверх по течению и потом катались на реке. Сказочное удовольствие. Ляжешь на воду, а течение несет тебя само. Одно плохо - загар не приставал. Все были просто смоленые, а я одна беляночка. Мальчишки дразнились.У каждого своя река. Но у меня - Амур!!!