Интерпретация Босха

Мурзин Сергей Валентинович
     Из википедии: Иероним Босх (при рождении Ерун Антонисон ван Акен, около 1450-1516 гг.) — нидерландский художник, мастер периода Северного Возрождения. Член Братства Богоматери. Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
     Я, вот, думаю, что ничего загадочного в его живописи не было. Ясно, что в те времена лучше было написать картину, чем высказать наболевшее словами, тем более письменно. Так сказать, лучше было выражать свои идеи иносказательно.
     Один товарищ, современник Босха, действовал более решительно, за что в итоге поплатился головой. Я про Савонаролу. Из викпедии: "Джироламо Мария Франческо Маттео Савонарола (21 сентября 1452 года - 23 мая 1498 года, Флоренция) - итальянский религиозный и политический деятель. Фактический правитель Флоренции с 1494 по 1498 гг. Инициатор ряда политических и общественных реформ. Автор ряда богословских трактатов и проповедей на книги Священного Писания. Считается одним из предшественников Реформации наряду с Джоном Виклифом и Яном Гусом..." Он держался мировоззрения, совершенно аналогичного босховскому, но действовал более открыто. Поэтому прожил мало, ибо в итоге был повешен и сожжен. Убрав в сторону кое-какие шероховатости, можно сказать, что Савонарола был христианином-социалистом. Но папа римский был против. Впрочем, против был не только папа.
     Даже по срокам выхода в свет самых знаменитых (из числа известных) произведений Босха с изобличением людских пороков, видно, что они были написаны именно после казни Савонаролы. Я бы даже сказал, что изобличал он не отдельно взятых людей, а общество в целом.
     Босх был склонен к картинам-моделям. Это его знаменитые триптихи, повествующие о динамике развития окружающего мира. Естественно, начало происхождения земли и ее населяющих тварей, согласно утвержденной и непререкаемой доктрине того времени, начиналось с деятельности творца.   
                1. Сад земных наслаждений
     Триптих "Сад земных наслаждений" датируется 1500-1510 гг. Оригинальное название неизвестно. В нем три части. На левой части разрисован библейский сюжет о возникновении мира и первых двух людей. На средней - именно сад земных наслаждений. На правой - ужасные последствия разложения общества. Не знаю, обращал ли кто внимание на повторяющиеся фрагменты рисунков? Во-первых, это сами Адам и Ева, во-вторых - это неизменный колодец, или отверстие в земле, наполненное водой, в-третьих - водоем (водоемы). Адам и Ева на левой части еще не совращенные. На средней - они находятся внизу в центре. Адам сидит в синей бочке, держит в руке еду и хочет съесть что-то, что ему притащила птица. Про Еву не особо понятно, похоже, она пытается удержать руку человека, который хочет взять еду у Адама. Вообще на средней и правой частях много клонов Адама и Евы. На средней части они или едят, или развлекаются, но никто не работает. Максимум, что делают полезного - тащат куда-то то, что можно съесть. На правой - почти все они страдают. Причем, Адам и Ева снова внизу в середине. Адам уже прибит к двери (?) ножом и саблей и его душит гадина. Похоже, Ева опять старается спасти Адама.
     Что касается дыры в земле и водоемов. Похоже, этими символами Босх обозначил небожественные источники жизни. Твари, появляющиеся на левой части из воды и вообще, находящиеся в воде, то приличного вида, то не очень. В средней части в воде люди себя чувствуют достаточно нормально. И животные выглядят более-менее хорошо. Хотя почти повсюду они то с пиками, то с шипами, то еще с чем-то колюще-режущем. В правой стороне - все, что связано с водой - просто отвратительно. Из колодца вообще сделали отхожее место. Но если приглядеться, в средней части в районе воды уже появляются землеподобного цвета живые существа. Это, похоже, намек, что не все так гладко.
     Пишут, что Босх обличал основные человеческие пороки. Так оно и есть. Перечислять не буду. Остановлюсь всего лишь на одном моменте. Это не особо бросается в глаза, к этому надо присмотреться. В правой нижней части среднего полотна (сердобольный и высокохудожественный) человечек заталкивает цветы в анус другого (податливого и счастливого) человечка. Получается целая клумба. Это, видимо, тоже из разряда наслаждений? Допустим, что в те времена это было так. Да нет, это ж бред.
     А теперь внимание! Кусок средней части триптиха Босха был изображен на книге (брошюре? докладе? документе? даже не знаю, как обозвать) с названием "Будущие программы глобального образования" (Future agendas for global Education). Книжица распространялась среди специалистов в области образования в рамках проекта "Образование 2030", который продвигала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Как сообщалось, проект "частично построен на основе методологии исследования PISA, а также использует наработки исследования TIMSS". Не копал, что собой представляют PISA и TIMSS. Мне оказалось достаточным для похорон инициативы размещение на обложке фрагмента "Сада земных наслаждений". Толерантность мышления так и прет из авторов. К чести надо сказать, что клумбу в заднем месте они предупредительно обрезали и на обложку она не попала. Но там осталось всего несколько сантиметров. Тот, кто хорошо знаком с исходным изображением, обязательно это отметит. И это даже не касаясь содержания книжицы. Ее многие наши специалисты заплевали за примитивность подхода к решению проблемных вопросов. Да там и проблемы, собственно говоря, грамотно не поставлено. У меня такое отношение: этот набор слов сработан не очень умными людьми. А с такими есть ли смысл вообще дело иметь? Вариант другой - они над нами просто издеваются. В лицо улыбаются, а в спину плюют. При таком раскладе нам с ними тоже не по пути. У них мировоззрение искореженное. А оно нам надо?
                2. Корабль дураков
     "Корабль дураков" тоже картина Босха. Говорят, что это часть несохранившегося триптиха. Датируется 1495-1500 гг. В ней тоже изобличаются отвратительные нравы некоторых представителей общества. Некоторых - это я мягко говорю. Вряд ли Босх взялся бы за кисти, если бы в реальной жизни такие пороки были единичны. Специалисты отмечают, что картиной Босх сильно критиковал церковь. Я с ними соглашусь. В общем смысле - картина повествует о переходе людей в низменное состояние, которые, похоже, дальше своей гибели не уплывут. Но здесь нельзя понять всей точности иносказательности, если не вспомнить еще одно событие. В 1494 году в Базеле немецкий поэт, юрист, философ и по совместительству сатирик Себастьян Брант (1458 - 10 мая 1521 гг., Страсбург) написал сатирическую поэму "Корабль дураков". Так вот, в отличие от картины, ход мысли автора понять легче, ибо в поэме она описана словами. Так вот, Брант "очень зло и метко бичует пороки и глупость своих современников". Очевидно, что Босх, как минимум, принял к сведению содержание поэмы и переложил ее идеи в полотно. Сроки очень соответствуют.   
    Но сейчас не про церковь и средневековые нравы. А про то, куда едет наше образование. Особенно высшее. По-моему, едет оно в тартарары. Не в каждом рассматриваемом случае, конечно. Но тенденция все равно наблюдается.
    В студопедии пишут, что "учебное время студентов в среднем составляет 52-58 ч в неделю, включая самоподготовку". Вот стандартный ответ на вопрос о продолжительности учебного времени: "Как правило, студенты учатся шесть дней в неделю по 3-4 пары в день". На самом деле так? На самом деле не так. Есть ВУЗы, в которых в субботу вообще не учатся, есть ВУЗы, в которых среди недели день проходит без занятий. Есть заведения, где три пары совсем не каждый день. Пятый и шестой курс вообще могут прохлаждаться от занятий. Я не беру в расчет время написания дипломной работы. Извините, сейчас это выпускные квалификационные работы: дипломный проект (работа) бакалавра и магистерская диссертация. Я от слова "диссертация" прям подпрыгиваю. Итого: шесть лет обучения в "теперешнем" ВУЗе может соответствовать четырем годам обучения в советском. Если не меньше. Фактически, это соответствовало старому хорошему техникуму. Ну, может, чуть повыше. Слегка. Есть еще нюанс. Раньше за неуспеваемость и пропуски выпирали в два счета. Теперь есть существенное препятствие - кровная материальная заинтересованность. Больше студентов - больше денег. Есть еще беспредельщики. Это "левые" заведения (не могу произнести ВУЗы), обучающие формально, то есть никак, поэтому очень дешево, а реально продающие корочки дипломов о высшем и другом образовании. Выходит, одни делают вид, что учат, другие - что учатся. Ну, вот, где здесь великий смысл? Если ситуацию не переломить, то мы будем обречены терять качество обучения. А в итоге поплывем в неведомые дали на корабле с дураками.
     Кстати, не везде так плохо. Вот типовой распорядок дня курсантов силовых ведомств. Предусмотрено 18 пар учебных занятий (36 академических часов, естественно, в таком часу 45 мин.) в неделю. В субботу они тоже учатся. Плюс 20 часов самостоятельной подготовки. С сампо там не особо слиняешь. Итого для обучения в неделю выделено 56 часов. Больше просто невозможно.
     Мурзин Сергей Валентинович, 16 мая 2021 года, г. Королёв