Женька. Пьеса в одном действии

Вольдемар Скороходов
Вольдемар Скороходов

«Стоит средь лесов деревенька.                Мальчишкам и девчонкам   
Жила там когда-то давненько,                военной поры…
Жила там когда-то давненько               
Девчонка по имени Женька»               
                К. Ваншенкин               
                Женька
               
                Пьеса в одном действии.
               
                Действующие лица:
               
                Женька - 17 лет
                Катя - 17 лет
                Лёнька - 16 лет
                Коля - 16 лет
                Алексей - 19 лет
                Мать - 45 лет
                Гринько - 17 лет
                Дядя Артём – 60 лет
                Васёк - 19 лет
                Анка - 18 лет
                Наташа – 16 лет
                Вика - 22 года
                Алексей – через 24 года (43 года)
 
                ЯВЛЕНИЕ 1

 Село Осиновка на границе Брянской области и Белоруссии. Изба на краю села. 22 июня 1941 года. Женька полощет в тазу бельё.По радио звучит песня «Если завтра война». В открытом окне появляется Гринько, протягивает руку, выключает радио.
 
    
ГРИНЬКО. Привет!
ЖЕНЬКА. (холодно) Привет.
ГРИНЬКО. Ты записку мою получила?
ЖЕНЬКА. Получила.
ГРИНЬКО. (после паузы) А чего не пришла? Я тебя час прождал.
ЖЕНЬКА. Я уже сто раз тебе говорила, Гринько. И повторю в сто первый – не получится у нас с тобой ничего. Не люблю я тебя. Понял?
ГРИНЬКО. (обиженно) У меня, между прочим, имя есть. Хоть бы раз Гришей назвала.
ЖЕНЬКА. (весело) Гришей тебя пусть мама с папой называют. А для меня ты -Гринько! Всё понятно? (после паузы)  Не стой ты над душой! Не стой! Через два дня отец возвращается, а у меня вон, дел невпроворот. Убраться к его приезду надо, перестирать всё.
ГРИНЬКО. Ладно, Евгения, я не гордый. Я ведь и подождать могу.  Всё равно ты моей будешь.
ЖЕНЬКА. (смеясь) Никогда.
ГРИНЬКО. А вот увидишь. Рано или поздно, но будешь. Не веришь?
ЖЕНЬКА. Ни-ко-гда! (смеётся)
ГРИНЬКО. А пока я подожду. Я ждать умею.

                Входит Катя.

ЖЕНЬКА. Привет, Катюха! (кивает на бельё) Поможешь развешать?
КАТЯ. Конечно.
ГРИНЬКО. Ну, я пошёл. (уходит)
ЖЕНЬКА. (весело в след) Иди, Гринько. Жди, давай.
КАТЯ. (весело) Картина пятая. Она и поклонник! (обе смеются)
ЖЕНЬКА. Хорошо, что ты пришла. Надоел уже. Ходит и ходит. Записки пишет, на свидания зовёт.
КАТЯ. Да он ещё года два назад на тебя глаз положил.
ЖЕНЬКА. Давай, не будем больше о нём. Иди, развешивай, я подавать буду. 

Катя уходит, появляется за окном, развешивает на верёвке бельё.  Женька полощет и
                подаёт.

КАТЯ. Женька, а куда ты после школы собираешься. Нам, ведь, ещё год осталось учиться, а там…
ЖЕНЬКА. А там, Катюха… Все пути нам открыты. (после паузы) Я в медицинский, в Брянск или в Минск. Чтобы, как мама…
КАТЯ. Я о твоей маме ничего не знаю. Ты говорила, что она была врачом и погибла, а больше ничего. Где и как это случилось?
ЖЕНЬКА. Где-то в Средней Азии. Мы тогда здесь ещё не жили. Мне шесть лет было. Там, в то время свирепствовала эпидемия чумы. Она была хорошим врачом и понимала, что её место именно там. (переводя разговор)  Ну, а ты, Кать, куда будешь поступать?
КАТЯ. Только ты никому.
ЖЕНЬКА. Могила.
КАТЯ. (входя) В Москву, в театральный. У меня там, в театре тётка костюмершей работает. Я когда у неё гостила, столько спектаклей пересмотрела. Думаешь, не примут?
ЖЕНЬКА. Пусть, только попробуют не принять. (заводит патефон)    Представляешь, через много лет я приезжаю в Москву, на какую-нибудь медицинскую конференцию. А там на каждой афише вот такими буквами написано «Екатерина Николаева». Я прихожу в театр, и на сцену выходишь ты…
КАТЯ. В ослепительно-белом платье…
ЖЕНЬКА. И начинаешь танцевать. (включает патефон)

Они танцуют и смеются, в окне появляется Коля, какое-то время наблюдает,
                улыбается.

КОЛЯ. (хлопает в ладоши)  Браво!
ЖЕНЬКА. Колька! Приехал?!
КАТЯ. Вот, здорово! Коля!
КОЛЯ. Я же говорил, что через год на каникулах обязательно приеду. Привет из Сибири!
ЖЕНЬКА. Заходи скорее, Коля!
КОЛЯ. Да, я, вон, с вещами, только приехал. Пойду бабке покажусь. Как она тут?
КАТЯ. Да только о тебе и говорит.  Ждёт тебя очень.
ЖЕНЬКА. Да зайди, Коль!
КОЛЯ. Ладно, сейчас. (входит, обнимаются) Весь год про вас вспоминал! Как купаться ходили! Как, Катя на ужа наступила! А Лёнька его поймал, и потом всю дорогу пугал вас.(смеются)
ЖЕНЬКА. А что же писал так редко?
КОЛЯ. (смущённо) Да всё как-то некогда было. Учёба. То- сё…
ЖЕНЬКА. Эх, ты! То! Сё! (смеются)
КАТЯ. Орешек-то кедровых, привёз?
КОЛЯ. А как же! Как и обещал. С батей в тайгу ходили. А дядя Миша где?
ЖЕНЬКА. Папка ещё в пятницу в Минск по своим партийным делам уехал. Двадцать четвёртого быть обещал.
ГОЛОС ЛЁНЬКИ. Женька!
КОЛЯ. Про меня ни слова. (прячется)

                В окне появляется запыхавшийся Лёнька.

ЛЁНЬКА.  Женька, радио включи!
ЖЕНЬКА. Зачем?
ЛЁНЬКА. Включи, тебе говорят, ёлочки лохматые!
КАТЯ.  Вечно, ты Лёнька какой-то заполошный! Зачем?
ЛЁНЬКА. За тем, ёлочки лохматые. (влезает в окно, включает радио) У сельсовета народ собрался. Сейчас важное сообщение из Москвы будет. (оборачивается, видит Колю) Колька приехал!(обнимаются) Ждал тебя, сибиряк, ёлочки лохматые…
По радио Молотов сообщает о начале войны
КАТЯ. Может, провокация?
КОЛЯ. Это не провокация, ребята! Это война!
ЛЁНЬКА. Вот тебе и ёлочки лохматые.
ЖЕНЬКА. (в зал) Папка, милый! Где ты, папка?!  Возвращайся скорее! Мне, без тебя так страшно! (все, кроме Женьки уходят, она отходит в сторону, поворачивается спиной к залу)

                ЯВЛЕНИЕ 2

                Входит Гринько. На левой руке белая полицейская повязка, на плече немецкий карабин, в руках приказ.
ГРИНЬКО. (в зал, читает)
       
                П Р И К А З
                военного коменданта

Для восстановления порядка и безопасности на занятой немецкими военными властями территории ПРИКАЗЫВАЮ:
1.) Населению деревень строго воспрещается всякое хождение вне границ населённых пунктов без пропуска или сопровождения германского солдата. Кто будет замечен за пределами населённых пунктов без пропуска и сопровождения, будет расстрелян.
2.) С наступлением темноты до рассвета запрещается оставлять свои дома всякому населению. Запретный час для хождения населения за пределами своих домов устанавливается с 18 до 5 часов. Кто нарушит приказ, будет расстрелян.
3.) Каждый гражданин обоего  пола, начиная с 12 лет необходимо должен регистрироваться в список у местной комендатуры. За неподчинение – расстрел.
4.) Оружие всякого рода, боеприпасы и взрывчатые вещества немедленно должны быть сданы в местную комендатуру. У кого при обыске будут обнаружены вышеперечисленные  предметы, будет расстрелян.
5.)  Все радиоприёмные и радиопередающие устройства так же должны быть немедленно сданы в местную комендатуру. За неповиновение – расстрел.

Настоящий приказ подлежит безоговорочному и строгому исполнению. Приказ вступает в силу после его опубликования.
Военный комендант.
                Гринько уходит.

                ЯВЛЕНИЕ 3

                Та же изба. Сентябрь 1941 года. Ночь. Стук в дверь. Женька подходит к двери.

ЖЕНЬКА. Кто?
ГОЛОС ЛЁНЬКИ. Да, мы - мы. Открывай, ёлочки лохматые.
Женька открывает дверь, Лёнька и Коля вносят раненого лейтенанта Красной Армии Алексея. Следом входит Катя.
ЖЕНЬКА. Вы с ума сошли! Полицаи  же кругом!
ЛЁНЬКА. А что, нам надо было его сразу в комендатуру тащить?
КОЛЯ. Твоя хата самая крайняя к лесу.
КАТЯ. Я его ещё днём, недалеко от нашего места нашла, им рассказала…
ЛЁНЬКА. Вот мы ночью и пошли… Ёлочки лохматые. Чуть на патруль не нарвались.
КОЛЯ. Ранение у него в грудь. Крови много потерял.
АЛЕКСЕЙ. (в бреду) В бой не вступать… это приказ…Жорка, назад!.. Жорка, назад…

                За окном, весело смеясь, проходят полицаи. Коля  ладонью затыкает рот Алексею.

ЛЁНЬКА. (протягивая Женьке револьвер) В руке у него был.
ЖЕНЬКА. Значит, так. Его в папкину комнату, на стол. Гимнастёрку с него снимите. (Коля с Лёнькой уносят лейтенанта в комнату) А ты, Катя, мамин инструмент ставь кипятить, он в шкафу. И с подпола бутылку самогона достань. Увидишь там на полке.
КАТЯ. Думаешь, сможем?
ЖЕНЬКА.  Должны смочь. Я, мамины книги по медицине читала. Готовилась же в медицинский…
КОЛЯ. (входя) Мне тут, тётка для бабки бальзам дала на сибирских травах. Так я с собой захватил. Может, пригодится? (достаёт баночку) Вот.
ЖЕНЬКА. Всё пригодится, Коля. Давай.  (входит Лёнька) Катя, ассистировать мне будешь. А вы здесь ухо востро держите. За улицей наблюдайте.
КОЛЯ. А если с улицы свет увидят?
ЖЕНЬКА. В комнате окно в огород выходит, и ставни там плотные. А вы уж здесь в темноте посидите. Всё. Пошли, Кать. (обе уходят)
ЛЁНЬКА. (после паузы) О чём задумался, ёлочки лохматые?
КОЛЯ. О своих. Как они там?(пауза) Батя, скорей всего уже на фронте, воюет. Настя, во второй класс пошла. А мать… Мамка, конечно, там с ума сходит. Где я? Что я? Она у нас паникёрша. Мы, с батей, прошлый год, в тайгу за орехами ушли. А Мушку, собаку, с собой не взяли. Захворала она у нас. Ну, и заблудились там чуток . Три дня блудили. Мушка бы сразу вывела. Так, мамка, на ноги весь район подняла, всю милицию… (после паузы) Отправили сына на каникулах к бабушке!
ЛЁНЬКА. Ты же им телеграмму давал?
КОЛЯ. Ещё в июне. Со станции, когда приехал. А уже сентябрь…  Бабка, вон, испричиталась вся.
ЛЁНЬКА. Да, ситуация, ёлочки лохматые. (после паузы) Я так думаю - чего тут высиживать? Партизан искать надо. Должны же они где-то быть, если полицаи про них говорят.
КОЛЯ. А девчонки?
ЛЁНЬКА. И их взять, если захотят.
КОЛЯ. И с раненым лейтенантом, ещё скажи.
ЛЁНЬКА. Да, лейтенант… Вот же, ёлочки лохматые…  Тогда, подождём, когда он оклемается, а потом уж и…
КОЛЯ. Тихо!  Слышал?
ЛЁНЬКА. Что?!  (оба прислушиваются)
КОЛЯ. Видно, показалось.
ЛЁНЬКА. Креститься надо, если, кажется, ёлочки лохматые.

                Входит Катя, проходит на кухню, возвращается с инструментом.

КАТЯ. Ребята, идите, помощь ваша нужна. Пулю доставать будем. Нужно, посветить и подержать его. И ещё, в подполе, надо лежанку для него устроить. (все уходят)
                ЯВЛЕНИЕ 4

  Та же изба. Пять дней спустя. Женька читает за столом, слышит, как откинулась крышка люка, настораживается. Держась за
                стены, входит Алексей, у него высокая температура. При разговоре покашливает.

АЛЕКСЕЙ. Ты кто?
ЖЕНЬКА. Женя.
АЛЕКСЕЙ. Немцы где?
ЖЕНЬКА.  В соседней деревне стоят. У нас только полицаи и староста.
АЛЕКСЕЙ. А это… какая деревня?
ЖЕНЬКА. Осиновка.
АЛЕКСЕЙ. Как я здесь оказался?
ЖЕНЬКА. Мои друзья вас ночью принесли.
АЛЕКСЕЙ. И сколько я здесь?
ЖЕНЬКА. Шестые сутки, товарищ лейтенант.
АЛЕКСЕЙ. А это, что за одежда?.. Где моя форма, оружие и документы?
ЖЕНЬКА. Это я вам, из папкиного нашла. А форму вашу, я постирала и заштопала. И пистолет ваш с документами спрятала.
АЛЕКСЕЙ. Спасибо…  При мне планшетка была… где она?
ЖЕНЬКА. Сумка? Я её тоже спрятала.
АЛЕКСЕЙ. (не в силах стоять, садится) Не смотри ты на меня так, Женя… Не смотри… Уйду я…  Ночью уйду...
ЖЕНЬКА. Как ваше имя, товарищ лейтенант?
АЛЕКСЕЙ. Алексеем зови…  И давай сразу на «ты». Я что… такой старый? Мне девятнадцать всего…
ЖЕНЬКА. А мне восемнадцать через два месяца.
АЛЕКСЕЙ. Ну, вот… (после паузы) Идти мне надо, Женя…  Давай… форму и оружие... Выведешь меня?..
ЖЕНЬКА. Нет, Алёша. Слаб ты ещё, жар у тебя. Немцы сразу схватят.
АЛЕКСЕЙ. Мама меня так называла. Алёша… Мне идти нужно…  Нужно мне… (встаёт) Мой командир… (чуть не падает, Женька подхватывает его)
ЖЕНЬКА. Я теперь твой командир. Пойдём.(уводит его)

                ЯВЛЕНИЕ  5

                Та же изба. Неделю спустя. Входят Женька и Алексей.

ЖЕНЬКА. Я должна тебе открыть один секрет, Алёша.
АЛЕКСЕЙ. Какой?
ЖЕНЬКА. Важный. Я пишу стихи. Только ты не смейся!
АЛЕКСЕЙ. И о чём же ты пишешь?
ЖЕНЬКА. Обо всём на свете. И о любви тоже.
АЛЕКСЕЙ. А ты раньше влюблялась?
ЖЕНЬКА. Нет. Но это чувство мне почему-то было знакомо. Не знаю, так бывает.
АЛЕКСЕЙ. И у меня так бывает. Вроде этого никогда не испытывал, а всё очень знакомо.
ЖЕНЬКА. Я написала стихи о тебе. Вернее о нашей разлуке.  Представляешь, я тебя ещё не знала, а два года назад посвятила тебе стихи. Представляешь? Как такое могло произойти? Два года назад меня и Катю за хорошую учёбу отправили в пионерский лагерь «Артек», на Чёрном море. Мы ехали в поезде и ко мне вдруг пришли  эти строки.
АЛЕКСЕЙ. Прочти, пожалуйста. Мне ужасно интересно.
ЖЕНЬКА. А ты не будешь смеяться?
АЛЕКСЕЙ. Ну, не буду. Клянусь.
ЖЕНЬКА. Ну, слушай.                Нам надолго нельзя разлучаться.
                Нам как целая вечность – разлука.
                Нам с тобою нельзя не встречаться.
                Нам нельзя жить, не видя друг друга.
                Не унять ни тоски, ни тревоги.
                Не унять в сердце боль от разлуки.
                Вспоминаются в дальней дороге
                Твои сильные, нежные руки.
                Если будет тебе одиноко
                Или мне без тебя тоскаваться
                Вспомним мы эти вечные строки:
                «Нам надолго нельзя разлучаться».               
АЛЕКСЕЙ.  Женька, ты такая молодец! В твоих стихах, чистая правда.  Нам надолго нельзя разлучаться…  Мне очень понравилось. 
ЖЕНЬКА. Правда?
АЛЕКСЕЙ. Очень. Но коли мы доверяем друг другу сегодня свои самые важные тайны, то у меня есть тоже не менее важная тайна, которую я хочу доверить тебе.
ЖЕНЬКА. (смеясь) Ты женат.
АЛЕКСЕЙ. Нет, не угадала. Я тоже пишу стихи.
ЖЕНЬКА. Действительно, не угадала. (встаёт, раскланивается в зал) Дамы и господа! Товарищи! Прошу вас пожаловать на вечер поэзии. Сейчас вам свои стихи прочтёт Алексей…
АЛЕКСЕЙ. (в зал) Моя фамилия, господа – товарищи, вам ни о чём не скажет. Но стихи я прочту. 
                Дожди не просто так идут.
                Они о чём-то нам поют.
                Поют о дружбе, про любовь.
                О встречах и разлуках вновь.
                Они поют про чудеса
                И про любимые глаза.
                Они поют, и может быть,
                Нас учат, как на свете жить.
                Дожди не просто так шумят,
                Они о чём-то говорят.
                И счастлив будет очень тот,
                Кто разговор дождей поймёт.
                Я отдал бы немало сил,
                Чтоб их язык доступен был.
                Чтоб был понятен их рассказ
                Любому, каждому из нас.
                Но я не в силах их понять,
                Их тайны людям передать,
                И засыпаю сладко я
                Под мерный шум, под песнь дождя.               

ЖЕНЬКА. (после паузы) Знаешь, я сразу представила себя маленькой. Мне так стало хорошо. Будто нет войны, и сейчас сюда войдут мои родители… Мама… (хочет заплакать)
АЛЕКСЕЙ. Ну, что ты?  Не надо. Всё будет хорошо. Наши вернутся, обязательно вернутся. (после паузы) А давай  лучше потанцуем?
ЖЕНЬКА. Ты что?! Полицаи музыку услышат, сразу заинтересуются.
АЛЕКСЕЙ. А мы не будем музыку включать. Ты танго «Утомлённое солнце»  знаешь?
ЖЕНЬКА. Знаю.
АЛЕКСЕЙ. Мы будем сами тихонько - тихонько напевать и танцевать. Разрешите пригласить вас на танго, мадам?
ЖЕНЬКА. Только если вы не будите позволять себе ничего лишнего, сэр.
АЛЕКСЕЙ. Как вы могли  обо мне такое подумать ? Я офицер Красной Армии.
Напевают, танцуют, стук в дверь.
ЖЕНЬКА. Прячься! (Алексей уходит) Кто там?
ГОЛОС  КАТИ. Это я, Женя. (Женька отпирает дверь, входит Катя)

                ЯВЛЕНИЕ 6
 
                Женька и Катя.

КАТЯ. Тётка Анисья из Михайловки от сестры вернулась, страсти рассказывает. Женщина одна тоже красноармейца раненого прятала, и донёс кто-то. Так немцы всю семью и детей малых и красноармейца, всех, в хате заперли и живьём сожгли. А ещё рассказывала, оного политрука за ноги к двум танка привязали и в разные стороны пустили…  А потом… (не может говорить, её душат слёзы)
ЖЕНЬКА. Всё будет хорошо, Катя. Наши вернуться. Обязательно вернуться.
КАТЯ. (после паузы) Вот ещё что. Мальчишки сказали, Гринько возле твоей хаты уже два дня отирается. К воротам подойдёт, постоит, постоит и уходит. Боюсь я за тебя, Женька. А вдруг, прознал он.
ЖЕНЬКА. Кабы, прознал, мы бы с тобой сейчас не разговаривали.
КАТЯ. Как он, лейтенант-то?
ЖЕНЬКА. На поправку идёт. Почти две недели прошло. Мальчишкам, спасибо передай. Пусть дальше наблюдают, только осторожно. Ладно, иди. Стой! Ты же за
солью приходила.
КАТЯ. Я?!
ЖЕНЬКА. Конечно. (отсыпает в баночку соли) Вот тебе соль. Теперь иди. (Катя уходит, Женька запирает за ней дверь, после паузы входит Алексей)
АЛЕКСЕЙ. Кто это?
ЖЕНЬКА. Это Катя. Моя подруга, я тебе рассказывала. Это они тебя ночью принесли. Она и Коля с Лёнькой.
АЛЕКСЕЙ. Скажи… Они ребята надёжные?
ЖЕНЬКА. А почему ты спрашиваешь?
АЛЕКСЕЙ. Просто спросил. Они же про меня знают. Ну, и я про них хочу знать.
ЖЕНЬКА. (с обидой) Они мои друзья.
АЛЕКСЕЙ. Ну, прости. Не хотел обидеть. Прости.
ЖЕНЬКА. Они не выдадут, если ты об этом.
АЛЕКСЕЙ. Ну сказал же, прости. (обнимает её) Время такое, сама понимаешь.
ЖЕНЬКА. (улыбнувшись) Забыто.
АЛЕКСЕЙ.  Жень, я уйду будущей ночью.
ЖЕНЬКА. Как уйдёшь?! (пауза)  Ты же ещё не здоров. А если рана откроется?..
АЛЕКСЕЙ. Идти мне надо, Женя. Это не обсуждается. Я не могу тебе всего сказать, извини, но надеюсь на твоё понимание. Этой ночью я уйду.
ЖЕНЬКА. (после паузы) Я всё понимаю, расставание неизбежно. Ну… у нас с тобой ещё целый день… и вечер. И у меня ещё много счастливых секунд рядом с тобой. Почему люди, когда у них всё хорошо и нет войны, не ценят эти секунды? Почему, чтобы по-настоящему оценить счастье, должно случиться что-то из ряда вон выходящее? (пауза) Мне так хорошо с тобой. Мне тебя Бог послал.
АЛЕКСЕЙ. Эх, ты! Комсомолка, а в Бога веришь!
ЖЕНЬКА. Это не я. Это бабушка. Она говорила, что Бог даёт людям счастье. А  ты моё счастье. Значит, тебя мне Бог дал. Скажи, а от счастья, можно умереть? (Алексей улыбается) Нет, я серьёзно. Если счастье переполнит сердце, то оно, мне кажется, может разорваться. Оно же такое маленькое, а счастье такое большое. (Алексей целует её) Это чтобы я не болтала?
АЛЕКСЕЙ. Нет. Это чтобы составить тебе компанию с разорванным от счастья сердцем.
ЖЕНЬКА. Балда ты, Алёшка! (целует его) Никогда не думала, что со мной может произойти такое.
АЛЕКСЕЙ. Какое?
ЖЕНЬКА. Ну, вот так вот, за несколько дней влюбиться. Просто, чудо какое-то. А у тебя была до меня девушка?
АЛЕКСЕЙ. Нет.
ЖЕНЬКА. Как нет? Ты же в пединституте учился? А там девчонок больше чем парней.
АЛЕКСЕЙ. (грустно) Учился… (встаёт)
ЖЕНЬКА. Что с тобой?
АЛЕКСЕЙ. Мама настояла, что бы я туда поступил. Мама…  А не моё это всё, понимаешь? Не моё. Тетрадки, учебники, журналы… Я и девчонок-то там толком
не разглядел. О другом думал… (после паузы) Весной сорокового  я уже первый курс заканчивал.  И вот как-то раз…

                ЯВЛЕНИЕ 7

         Москва.1940 год. Комната в квартире. Входит усталая мать. Достаёт из портфеля стопку тетрадей, кладёт на стол.

АЛЕКСЕЙ. Привет! Устала?
МАТЬ. Не то слово. (садится) Нина Степановна заболела, так я и в её классе уроки отвела. Сейчас передохну немного, что-нибудь приготовлю.
АЛЕКСЕЙ. Да я уже, мам, приготовил. Супчик сварил, какой ты любишь.
МАТЬ. Ну, спасибо, Алёша! Удивил. Видно, что-то надо. Ну, говори, подхалим начинающий.
АЛЕКСЕЙ. Да нет, мам, ничего не надо. Просто, сварил. (с обидой) Почему я не могу просто так ужин приготовить? Ты уж совсем думаешь, что я…
МАТЬ. Ничего я не думаю, Алёша. Просто я тебя очень люблю. У тебя первый курс и ты очень занят. Я же всё понимаю, сама студенткой была.
АЛЕКСЕЙ. (садится рядом, обнимает её)  Мам, только ты не волнуйся…
МАТЬ. Что?.. Тебя отчислили?.. Или…
АЛЕКСЕЙ. Выслушай меня. Только, умоляю, не волнуйся… Я забрал документы из пединститута.
МАТЬ. Ты забрал документы из института?!
АЛЕКСЕЙ. Да. Только и всего. Мам, только ты не волнуйся.
МАТЬ. (после паузы) И что же ты теперь намерен делать?
АЛЕКСЕЙ. Я забрал документы из института… И отнёс их в Подольское пехотное училище. (пауза) Только, мам, не надо вот этого…  Ну, не плачь.
МАТЬ. Ты единственный мой родной человек…  Как же ты можешь, так со мной поступать? (плачет) Как?..
АЛЕКСЕЙ. Ну, успокойся, мама! Ничего страшного не произошло. По здоровью я годен. Меня приняли. Через неделю надо явиться…
МАТЬ. (кричит) Нет, Алексей! Слышишь, нет! Отец… Когда твой отец сгинул в Испании…  Я с трудом  пережила это. А если ты… А если тебя… Да я с ума сойду! Нет!
АЛЕКСЕЙ. Ну что ты всё: я… я… Нельзя же быть такой эгоисткой! А я, мама?! Я-то как же? Ведь я уже не ребёнок. И позволь мне самому решать…
МАТЬ. Я – эгоистка?! Я – которая…
АЛЕКСЕЙ. Ну, хватит, мам! Я уже это слышал. Что ты меня любишь… Что для меня всегда лучший кусочек… (пауза) А кто фашистам за отца отомстит? Кто?! Может быть ты, со своими второклассниками?! (после паузы) Нет, мама, я твёрдо решил идти по стопам отца и стать военным. Ну, ведь, кто-то должен защищать Родину от разных гадов! Кто-то должен защищать тебя и твоих второклассников! Так, почему же не я, мама?
МАТЬ. Почему не ты?! Да потому что, ты один у меня! Один! Понимаешь?! И я не хочу тебя потерять, как твоего отца! (пауза) Они не имеют права… Я завтра же пойду в это училище… Заберу твои документы. Я им такое устрою!.. Я разнесу это училище по кирпичикам!..
АЛЕКСЕЙ. (вспылив) Если только ты это сделаешь… Если только ты  посмеешь это сделать… Я… Я…  Я прокляну тебя! Ты мне больше не мать!... (уходит, хлопнув дверью)
МАТЬ. (бежит следом за ним) Алёша, вернись! Немедленно вернись!

                ЯВЛЕНИЕ  8

                Изба Женьки. Женька и Алексей.

АЛЕКСЕЙ. Больше мы не встретились ни разу. Когда мамы не было дома, я забрал свои вещи. Она мне писала на адрес училища. А я не отвечал, держал, так сказать, марку. Идиот. Потом война… Нам сразу кубари в петлицы и … (пауза) Когда отец отправлялся в Испанию, я сказал ему:  «Если бы можно было, я бы поехал с тобой». Он потрепал меня по голове и ответил: «На твой век, сынок, войны хватит. Ты вон, мамку защищай. Твой фронт здесь. За мужчину в доме остаёшься. За старшего, значит». А я наказ отца не выполнил. Я с ней даже не простился и не помог ни чем. Обидел её… Очень обидел. (после паузы) Если только я останусь жив… Если только останусь… Приду к ней, упаду на колени… И прощения попрошу…  за всё. Давит меня это, Женька! Давит! Душа не месте. А когда душа не на месте, то и воюется…
ЖЕНЬКА. Не казни себя, Алёша. Как будет, так будет. (после паузы) Я вот тут подумала, знаешь. Если бы не война, мы бы ведь с тобой никогда не встретились. Война людей сводит, она же и разлучает. И что нас с тобой ждёт... одному Богу известно.(смотрит на Алексея) Так бабушка говорила. Когда мамы не стало, мы с папкой сюда, к его маме переехали. Бабушка очень набожная была и мне постоянно всякие истории про Бога рассказывала. Говорила, если какое дело получаться не будет, надо сказать: «Господи, помоги мне!» И сразу  всё получится.
АЛЕКСЕЙ. Пробовала?
ЖЕНЬКА. Нет, конечно. Сказки всё это. Папка, он же коммунист, парторг, против был, ругал её, а она всё равно рассказывала, когда его дома не было.  (после паузы) Я о нём постоянно думаю. Где он? Живой, не живой?
АЛЕКСЕЙ. Ничего. Скоро мы этих фашистов погоним с нашей земли. К Новому Году, духу их здесь не будет. Соберёмся с силами и ударим! Да так ударим!..
ЖЕНЬКА. Скажи мне, Алёша…  Как военный, скажи. Как такое могло вообще случиться? Мы же были самые, самые… Песню пели «Если завтра война»… А немец к Москве рвётся…  А как же, бить врага малой кровью, и на его территории? Как, Алёша? 
АЛЕКСЕЙ. Ничего, ничего. Ты мне веришь?
ЖЕНЬКА. Верю.
АЛЕКСЕЙ. Так вот, слушай. Мы обязательно победим. И будет самый лучший день в нашей жизни. И будет он называться днём Победы. И вот если мы будем живы, мы обязательно с тобой встретимся в этот день в Москве, на Красной Площади возле Мавзолея Ленина. (пауза) Я тебя с мамой познакомлю. Она у меня, знаешь какая… Ты ей понравишься. (пауза) Она меня простит, обязательно простит. Ты поступишь в Москве в медицинский, выучишься на доктора.
ЖЕНЬКА. Потом закончу ординатуру.
АЛЕКСЕЙ. Нет. Сначала мы поженимся.
ЖЕНЬКА. Пусть будет по-твоему. Мы поженимся, а потом я закончу ординатуру и стану…
АЛЕКСЕЙ. Светилом советской медицины – кардиохирургом.
ЖЕНЬКА. Нет, я буду как мама, эпидемиологом. А потом…
АЛЕКСЕЙ. А потом - у нас родиться ребёнок, мальчик.
ЖЕНЬКА. Да. И девочка.
АЛЕКСЕЙ. Хорошо. Я закончу военную академию и дослужусь до …
ЖЕНЬКА. До маршала.
АЛЕКСЕЙ. Нет, не угадала. Надо быть скромнее. Хотя бы, до генерала, а там видно будет. (Женька смеётся) Ты чего?
ЖЕНЬКА. А как мы будем целоваться? Всем генералам  ведь полагаются пышные усы. Они, наверно, колючие… (Алексей целует её)
                Стук в дверь.
ЖЕНЬКА. Давай в подпол! (Алексей уходит, Женька подходит к двери) Кто там?

                ЯВЛЕНИЕ 9

ГОЛОС ГРИНЬКО. А ты как думаешь?
                Женька отпирает дверь, входит Гринько.

ГРИНЬКО. Не ждала?
ЖЕНЬКА. Не угадал. Ждала.
ГРИНЬКО. Вот как. Стало быть, ждала? А почему, стол не накрыт? (ставит карабин в угол, садится за стол) Ну, угощай гостя, если ждала. Хоть сто грамм налей.
ЖЕНЬКА. Тебе, по-моему, уже хватит.
ГРИНЬКО. Не скажи. Папашу твоего, комуняку, немцы ищут. Не объявлялся он? Смотри, если утаишь! Вместе с ним вздёрнут, даже я не спасу. (после паузы) Я же тебе говорил, что ждать умею. Вот и дождался. Теперь-то какой твой ответ будет?
ЖЕНЬКА. Ты не торопи, Гриша. Мне подумать надо. Не торопи.
ГРИНЬКО. Я же говорю, дождался. Вот и Гришей меня назвала.
ЖЕНЬКА. Не торопи. Давай, я тебе завтра всё скажу. Подумаю и скажу. А сейчас иди…
ГРИНЬКО. Нет, сегодня! Хватит, два года меня мурыжила. Сейчас! Прямо сейчас! Ну?!
ЖЕНЬКА. Вечером приходи. Не готова я сейчас тебе ничего сказать. Давай, вечером… Я стол накрою…
ГРИНЬКО. Я сказал, сейчас! Моё время пришло! Моё! Ваше кончилось. Немцы Москву взяли. И я пришёл своё взять… (встаёт, идёт к Женьке) Дождался… Дождался… Ну, иди ко мне… иди… (пытается её поцеловать)
ЖЕНЬКА. Погоди, Гриша… Погоди…

                Входит Алексей с револьвером в руке.

АЛЕКСЕЙ. Не пришло твоё время, гад! И никогда не придёт! Не взяли вы Москву! Пусти её! Руки! Руки подними, чтобы я видел!
ГРИНЬКО. А, Евгения, у тебя гости… А я думаю, что это ты меня…
АЛЕКСЕЙ. Молчать! Пристрелю! Руки подними, гадина!
ГРИНЬКО. (подняв руки) Какой ты, однако, грозный…  Не будешь ты стрелять. Мои недалеко. Услышат, в раз прибегут.
АЛЕКСЕЙ. Молчать, я сказал!..  (закашливается, Гринько легко обезоруживает его и валит на пол)
ГРИНЬКО. Вот так. (направляет на Алексея револьвер. Женьке)  И ты, без глупостей.
АЛЕКСЕЙ. Врёшь ты всё, гад! Не взяли вы Москву! Кишка тонка!
ГРИНЬКО. Ах, кишка тонка, говоришь? А вот мы сейчас, твою  на прочность проверим. На! Получай! (пинает Алексея сапогами в живот и грудь)
АЛЕКСЕЙ. (хрипит) Не взяли вы Москву… Не взяли… Стоит Москва… Стоит…
ЖЕНЬКА. (пытаясь остановить Гринько) Что ты делаешь?... Он же раненый!.. Перестань, слышишь!.. Перестань!.. (Гринько грубо отталкивает её, она падает)
ГРИНЬКО. Раненый?!.  Краснопузый, значит… (продолжает пинать Алексея)   Сдохни!..
ЖЕНЬКА. Гриша, я прошу тебя… прекрати!.. (пытается оттащить Гринько)
ГРИНЬКО. Уйди, Я сказал!( толкает её, она снова падает, Гринько продолжает  пинать Алексея) Сдохни, паршивая крыса!

                Женька встаёт, хватает со стола нож, бьёт им Гринько в печень.

ГРИНЬКО. Су-ка!.. (падает)
ЖЕНЬКА. (роняет нож, плачет) Алёшенька!.. Что же это… (бросается к Алексею) Что же теперь будет?.. Алёшенька!..
АЛЕКСЕЙ. (обнимая её) Успокойся. Ты всё сделала правильно… Женя… Ты всё сделала правильно!.. Успокойся… Это война, Женя… Война… Или мы их или они нас. (стук в дверь) Полицаи… За этим пришли.
ЖЕНЬКА. Уходи в окно и через огороды в лес.
АЛЕКСЕЙ. Нет, Женя… ты уходи. А я ещё повоюю. (стук в дверь) Поздно. Наверняка уже обложили.
ЖЕНЬКА. Я спрошу. (подходит к двери, Алексей встаёт за дверь) Кто?
ГОЛОС ЛЁНЬКИ. Да мы это. Мы. Открывай, ёлочки лохматые.

                ЯВЛЕНИЕ 10

                Женька открывает двери, входят Коля, Лёнька и Катя. Видят труп Гринько, замирают.

АЛЕКСЕЙ. (входя с револьвером) Так вот, значит, какие вы. Катя, Коля и, ёлочки лохматые - Лёнька.
ЛЁНЬКА. (осторожно) А это, что у вас тут, ёлочки лохматые?
АЛЕКСЕЙ. Не знаю, что у вас, а у нас война.  Вот так. Вы как здесь оказались? Женя же вам наказала, без надобности здесь не появляться.
КОЛЯ. Мы за Гринько следили. Ну, и когда он к Жене зашёл, мы подождали немного, а он всё не выходит. Ну, мы и пошли…
АЛЕКСЕЙ. Молодцы… (кашляет) Этот…  (кивает на труп Гринько)  сказал, что немцы Москву взяли. Кто-нибудь, что-нибудь знает?
ЛЁНЬКА. Не верьте, товарищ лейтенант. Наша Москва.
АЛЕКСЕЙ. Ты откуда знаешь?
ЛЁНЬКА. Я Москву слушаю, Левитана. От немцев приёмник спрятал, ёлочки лохматые.
АЛЕКСЕЙ. Ах ты, ёлочка моя лохматая! (обнимает Колю) Наша Москва, Женя! Наша! (Коле) Знаешь, что с тобой за это могут сделать?
ЛЁНЬКА. Знаю. Но я не боюсь.
АЛЕКСЕЙ. Смерти не боятся только дураки. Потому, что по глупости своей они не понимают, что это такое.  Слушай, но очень осторожно. Прячь получше, и главное, не трепись. Понял? Теперь, значит, так. Парни, этого в подпол на моё место. (Коля и Лёнька стоят в нерешительности) Чего стоим? Ты за руки, ты за ноги. Быстрее. Ну же! Да возьмите вы его уже. Будем считать, что мы с ним поменялись местами. (Лёнька и Коля уносят труп Гринько)  Женя, мой планшет. (Женька приносит планшет) А теперь слушайте внимательно, ребятки. Нас было трое. У нас был приказ. В тридцати двух километрах отсюда, есть железнодорожный мост через Десну. При отступлении, наши его заминировали, но взорвать по каким-то причинам не успели. Мои товарищи… погибли… и  я сегодня понял, что вряд ли дойду до этого моста. Пойдёте вы, все вчетвером. Кто-то дойдёт. (достаёт из планета карту) Вот карта, она немецкая. Карты у них более подробные. Вот здесь мы, а вот здесь мост. На карте никаких пометок не делайте, иначе, если карта попадёт к немцам, они сразу всё поймут. (берёт листок, чертит)  Вот мост, а вот здесь, на этом берегу динамо. Ну, взрывная машинка.  Там есть чёрный камень. Так вот, под ним. Несколько раз крутануть сбоку ручку и потом замкнуть переключатель. Мост хорошо охраняется, так что, подумайте, как подобраться. И ещё… Может статься такое, что немцы пронюхали и разминировали мост. Тогда, если взрывной машинки там нет, немедленно уходите оттуда. Немедленно! Всё понятно?
КОЛЯ. Так точно, товарищ лейтенант.
ЖЕНЬКА. Алёшенька, а как же ты? Я тебя здесь одного  не брошу!
АЛЕКСЕЙ. Там, под Москвой, насмерть стоят наши ребята. А здесь, мост, по которому немцы подвозят  туда технику и живую силу. Мост должен быть уничтожен любой ценой. Любой! (пауза)  Я не имею права приказывать гражданским, но это приказ, Женя! А я ещё повоюю.
ЖЕНЬКА. Алёшенька!
АЛЕКСЕЙ. Всё, Женя, вам пора. Из деревни выходите по одному. Встретьтесь где-нибудь и идите. Возьмите с собой только самое необходимое. Обязательно провиант и воду.
ЛЁНЬКА. Мы всё сделаем, товарищ лейтенант. Вы нам верите?
АЛЕКСЕЙ. Верю, Лёня.
КАТЯ. Мы дойдём.
КОЛЯ. Пора. Встретимся через час на нашем месте.

                Все кроме Алексея и Женьки уходят. Женька начинает собирать вещмешок.

АЛЕКСЕЙ. (стараясь не смотреть Женьке в глаза) Старайтесь двигаться лесом, посты обходите, на рожон не лезьте. (протягивает револьвер) Возьми. С ним спокойнее. А у меня вон, карабин этого…  Ну, что ты на меня так смотришь?.. Да, я не должен был вас туда посылать. Не должен! Права у меня такого нет! Но и  выхода у меня другого тоже  нет! И любимую я туда посылать не должен! Понимаешь, не должен!
ЖЕНЬКА.  Я всё понимаю, Алёша. Ты приказ выполнить должен.
АЛЕКСЕЙ. Но ведь это я должен…
ЖЕНЬКА. А разве мы с тобой не одно целое?
АЛЕКСЕЙ. Запомни, на войне чудес не бывает. Это я в первую неделю боёв понял. Будь осторожна. Постарайтесь выполнить задание и выжить. И ещё…  Мы обязательно победим и встретимся. Запомни: каждый год, в день Победы, я буду ждать тебя в Москве, на Красной Площади возле Мавзолея Ленина в двенадцать
часов дня. Запомни. (целует её) Всё, тебе пора.(Женька идёт к двери) Лучше в окно. Пусть все думают, что ты дома. (Женька вылазит в окно, уходит)

                ЯВЛЕНИЕ  11

                Алексей закрывает за ней окно, садится, задумывается. Стук в окно. 

АЛЕКСЕЙ. (открывая окно) Зачем вернулась, Женя? Дороги не бу… (получает удар в лицо, падает, теряет сознание)

                В окно влазит дядя Артём. Берёт карабин, приводит в чувство Алексея.

АЛЕКСЕЙ. Ты кто?
АРТЁМ. Дед Пихто. Для тебя, ёлочки лохматые, дядя Артём. (пауза)  Дед я Лёнькин.
АЛЕКСЕЙ. А почему так грубо?
АРТЁМ. Если бы не моя грубость, я бы сейчас с ангелами беседовал, а я с тобой балакаю. Лёнька сказал, тебе помощь нужна. Пошли, ёлочки лохматые.
АЛЕКСЕЙ. Куда?
АРТЁМ. На Кудыкину гору. Какой ты любопытный, лейтенант. Кто? Чего? Куда? Сейчас время – меньше знаешь, дольше живёшь. Вставай. (помогает Алексею подняться,трогает ладонью лоб) Да, ты горишь весь.  Давай в окно, ёлочки лохматые, и сразу направо.  Я следом за тобой.
АЛЕКСЕЙ. Мне  форму надеть надо.
АРТЁМ. Ага. И красную звезду на лоб не забудь… Вот, ёлочки лохматые.  Форму в какую-нибудь сумку положи. И поживее, лейтенант, а то точно, ёлочки лохматые, сегодня с ангелами пообщаемся. А это как-то в мои планы пока не входит. (вылазят в окно, уходят)


                ЯВЛЕНИЕ 12

                Заброшенный хутор. С улицы в окно заглядывает Коля. Влезает в окно, осматривает помещение.

КОЛЯ. На хуторе никого! Давайте сюда!(входят Женька, Катя и Лёнька) Вот здесь, и отсидимся до темноты. Отоспимся, а ночью пойдём.
КАТЯ. И далеко мы ночью уйдём? Заблудимся.
КОЛЯ. Заблудимся… По звёздам пойдём. Я в тайге и не в таких переделках бывал.(Лёньке) Давай карту. (разворачивает карту) Так… Мы сейчас где-то здесь. Значит… идти надо сюда. А здесь станция. Её обходить надо.
ЛЁНЬКА. А обходить лучше вот здесь, ёлочки лохматые. Я там был с дедом года два назад.
КОЛЯ. Молодец. Мы вот, помню, как-то с батей один раз…
ЛЁНЬКА. Тихо! (слышен звук подъезжающей машины)
ЖЕНЬКА. Немцы!
ГОЛОС  ОФИЦЕРА. (нем.) Осмотреть всё вокруг! Прочесать лес!
ЛЁНЬКА. Говорила мне мама, учи немецкий, бестолочь!
ЖЕНЬКА. Лес собираются прочёсывать. Ловят кого-то.
КАТЯ. Может, нас?
ЛЁНЬКА. Вряд ли, ёлочки лохматые.
ЖЕНЬКА. Сейчас… сюда придут…
КОЛЯ. Вот, что…  Я их отвлеку. Как только они за мной увяжутся, сигайте в это окно и в лес.
КАТЯ. Коля, останься живым.
КОЛЯ. Я постараюсь.
ЖЕНЬКА. Запомни, на войне чудес не бывает! Будь осторожен.
КОЛЯ. В лесу им меня без собак не догнать.
ЛЁНЬКА. (протягивая Коле револьвер) Держи, ёлочки лохматые. Ну, удачи тебе, сибиряк!
КОЛЯ. Всё. Встретимся у моста. Я пошёл.(уходит)

                Слышаться автоматные очереди и крики: Хальт! Хальт! Партизанен!»

ЖЕНЬКА. Пора! (выпрыгивают окно)

                ЯВЛЕНИЕ 13

                Лесная поляна. Входят Женька, Катя и Лёнька.

КАТЯ. Всё, не могу больше.
ЖЕНЬКА. Привал. (садятся)
ЛЁНЬКА. Светает, ёлочки лохматые. (достаёт карту) Станция сейчас от нас слева. Пока совсем не рассвело, надо отойти от неё ещё немного вправо.
КАТЯ. (после паузы) Как думаете, Коля уцелел?
ЖЕНЬКА. У моста, узнаем. (слышен гул самолётов)
КАТЯ. Смотрите, наши!
ЛЁНЬКА. (вскакивая) Наши бомбардировщики! Ёлочки лохматые! Станцию будут бомбить! Дайте им, ребята! Дайте им! Врежьте им как следует! (самолёты начинают бомбить, Женька и Катя падают на землю)
ЖЕНЬКА. Ложись!  Ложись, дурак!
ЛЁНЬКА. Но это же, наши! Дайте им прикурить, ребята! Дайте им, ёлочки лохматые!..
КАТЯ. Лёнька, ложись! (вскакивает, чтобы повалить Лёньку, вместе падают от взрыва, самолёты улетают)
ЖЕНЬКА. Лёня! Лёня… (подбегает к нему)
ЛЁНЬКА. Наши… Ёлочки… (умирает)               
КАТЯ. Лёнька! (Катя пытается встать, вскрикивает от боли)
ЖЕНЬКА.  Ты, что?!
КАТЯ. (осматривает ногу) В ногу … осколком… (подползает к Коле, берёт его за руку, Женька качает головой) Больно-то как…Женька! Больно-то как!..
ЖЕНЬКА. Давай, перевяжу.
КАТЯ. Я тут сама справлюсь.  А ты иди, иди, Женька… (платком перевязывает ногу)
ЖЕНЬКА. Вместе дойдём.
КАТЯ. Не дойдёшь ты со мной. Видишь, как всё…  А я сильная… Я выберусь…
ЖЕНЬКА. Лёню похоронить надо.
КАТЯ. Некогда, Женя. Ты его в овраг стащи и ветками забросай.

                Женька вытаскивает у Лёньки из-под рубашки карту, она вся в крови.

ЖЕНЬКА. Прости, Лёня. (оттаскивает его в овраг, возвращается)
КАТЯ. Палку мне какую-нибудь…(Женька находит ей палку) Помоги подняться… (встаёт) Ну, что ты смотришь, подруга? Выполняй приказ…  Одна ты осталась. Если ты не дойдёшь, тогда Лёнька погиб зря… Тогда всё зря…  Иди, и дойди. Слышишь?! Дойди!
ЖЕНЬКА. Я дойду, Катя. Я обязательно дойду. Прощай! (целует Катю, уходит)

                ЯВЛЕНИЕ 14

             Несколько дней спустя. Берег Десны. За камнями двое партизан, Васёк и Анка. Васёк наблюдает в бинокль.

ВАСЁК. Слушай, давно хотел тебя спросить. А чего это тебя все в отряде Анкой кличут? Ты же вроде Галя.
АНКА. А я до взвода разведки при пулемёте была, вот и прозвали артисты одни.
ВАСЁК. Это как в «Чапаеве», что ли? Анка - пулемётчица?
АНКА. Во-во, как в «Чапаеве». Ты не болтай, Васёк, а смотри в оба.
ВАСЁК. Да смотрю я, смотрю. Серьёзные ребята. Вот как к мосту подобраться?  Мышь не проскочит. (после паузы) Так это, Анка…  Если как в «Чапаеве», то я тогда  Петькой буду.
АНКА. Щас! Васёк, смотри! Кто это там ползёт в нашу сторону?
ВАСЁК. (смотрит в бинокль) Девка какая-то. Охранники с моста увидят, в раз пристрелят. Надо её становить!
АНКА. Нам какой приказ был? Только наблюдать, себя не обнаруживать.
ВАСЁК. Так жалко же деваху, пропадёт ни за грош.
АНКА. Спрячемся, понаблюдаем. (уходят)

    Осторожно вползает уставшая Женька. Ищет среди камней взрывную машинку, находит. Слышен шум проходящего по мосту
                поезда.

ЖЕНЬКА. А вот, на ловца и зверь …  ( крутит ручку, щёлкает переключателем, взрыва не происходит) Ну, что же ты!.. Давай!  Давай! (щёлкает, взрыва нет) Господи, помоги мне!.. (щёлкает, взрывы, стрельба)  Ну, что?! Получили, сволочи?!. Получили?! (падает, сражённая пулей)

                Вбегают Васёк и Анка.

АНКА. (кричит)  Уноси её! Я, прикрою! (отстреливается, Васёк уносит Женьку) ЗТМ

                ЯВЛЕНИЕ 15

9 мая 1965 года. Москва, Красная Площадь. Сорокатрёхлетний Алексей стоит с букетом цветов. Левый рукав его пиджака,
                заткнут в карман, на груди орденская планка.
               

ГОЛОС  ДИКТОРА 1. Внимание! Говорит Москва! Сегодня 9-го мая 1965 года на Красной площади в Москве состоялся военный парад, посвящённый двадцатой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Впервые на главную площадь страны было вынесено легендарное знамя Победы.
ГОЛОС  ДИКТОРА 2.Сегодня на Красной Площади легендарное знамя Победы. Оно в руках Героя Советского Союза полковника Самсонова. Ассистенты у знамени: Герои Советского Союза Кантария и Егоров. (куранты, военный марш)

                С букетом цветов вбегает Наташа.

НАТАША. Здравствуйте, Алексей Максимович! С праздником вас! (дарит цветы) С Днём Победы!
АЛЕКСЕЙ. Здравствуй, Наташа! Спасибо. И тебя с праздником!
НАТАША. Алексей Максимович, нам сказали, что вы заболели, и завтра истории не будет. Это правда?
АЛЕКСЕЙ. Будет история, Наташенька. Обязательно будет! Мне уже лучше.
НАТАША. (целует Алексея в щёку) Мы вас очень любим! Правда, правда.  И историю любим! Ещё раз с праздником! (кричит за кулису) Ребята, завтра будет история! (убегает)

                Входит Вика.

ВИКА. Здравствуйте. Извините, вас зовут Алексей?
АЛЕКСЕЙ. Да.
ВИКА. Вы ждёте Женю?
АЛЕКСЕЙ. Да, девушка. Она жива? Вы её знаете?
ВИКА. Я её дочь, Виктория.
АЛЕКСЕЙ. Она жива?!
ВИКА. К сожалению, нет.(пауза) Но ваш приказ выполнен. Мост через Десну взорван. Она выполнила приказ.
АЛЕКСЕЙ. Я знаю.  Я узнал об этом спустя четыре месяца в отряде, в брянских лесах, куда меня определил Лёнькин дед. Потом была действующая армия, и штурм Кёнигсберга. (хлопает себя по пустому рукаву) О судьбе Жени и её друзей  мне было ничего не известно.
ВИКА. Тогда маму чудом спасли партизаны, которые наблюдали за мостом и не знали, как к нему подобраться. Я родилась в сорок втором, в партизанском отряде. А в сорок третьем мама не вернулась с задания, её выдал провокатор. Меня воспитала мамина подруга, тётя Катя. Помните? Она тогда осталась жива и они с мамой встретились в отряде.
АЛЕКСЕЙ. Я жду её здесь уже 20 лет. Ждал… Несколько раз ездил в Осиновку. Но там никто ничего не знает. Посылал запросы – безрезультатно. Это вам, Вика. (отдаёт цветы)
ВИКА. И ещё… Тётя Катя мне сказала, что, каждый год в день Победы, в Москве на Красной Площади, возле Мавзолея Ленина в 12 часов дня меня будет ждать… мой отец...

                ЗАНАВЕС

                Литературный сценарий финального киноприложения к пьесе «Женька».
      
1. Кинохроника. Самолёты с крестами сбрасывают бомбы. Разрывы бомб, рушатся дома, падают люди. Наступают танки с крестами. Улыбаются немецкие солдаты.

2. По лесу бежит Коля, отстреливается. За ним  гонятся и стреляют по нему немецкие солдаты. Коля застывает, падает ничком. На спине расплываются два красных пятна. К нему подбегает немецкий офицер, носком сапога брезгливо переворачивает Колю. Коля улыбается, на губах кровавая пена. Его губы шепчут: «Да пошёл ты…». Офицер стреляет в него. Колина рука
судорожно хватает землю, неподвижные широко открытые глаза смотрят в небо.

3. Кинохроника. Бойцы Красной Армии ведут бой. Медсестра выносит с поля боя раненого бойца. Медсестра перевязывает бойца. Стреляют из орудий  наши артиллеристы.

4. По вечернему городу идёт мать. В одной руке у неё портфель в другой букет цветов. Проходит мимо кирпичного дома, на стене которого надписи: «Свет в окне – помощь врагу!», «Бомбоубежище». У стены дома стоит парень
гоповатого вида. Когда мать проходит мимо него, идёт за ней, оглядывается, пытается вырвать портфель. Она не отдаёт. В руке парня мелькает нож, и он несколько раз бьёт им мать в живот, вырывает портфель, убегает. На землю падают цветы. Губы матери шепчут: «Алёша!..».  В лесу Алексей резко оборачивается назад, стоит. Но его товарищи – партизаны окликают, зовут его, и он уходит за отрядом.

 5. Кинохроника. Женщины и дети работают на заводах, стоят у станков, делают снаряды и патроны. Женщины и дети роют противотанковые рвы. На улицах Ленинграда от голода падают и замерзают люди.

6. Немецкие солдаты ведут связанную, избитую, босую Женьку. На груди у неё табличка: «Я партизанка. Я стреляла в немецких солдат». Женька встаёт на табуретку, немецкий солдат надевает ей на шею петлю. В стороне стоит кучка испуганных женщин и детей. Женька кричит им: «Не бойтесь,
товарищи! Не бойтесь! Бейте фашистскую сволочь!..»  Немец сапогом выбивает табуретку из-под  ног Женьки.

7. Кинохроника. Пленные немцы под Сталинградом. По улицам Москвы гонят колонну пленных немцев. Освобождённая Европа цветами встречает Советских танкистов. Егоров и Кантария водружают Знамя Победы над Рейхстагом.  Парад Победы 1945 года. Советские солдаты несут фашистские знамёна и штандарты, бросают их в кучу.

8. 1965 год. Фойе театра. Ходят зрители. Сорокалетняя поседевшая Катя в форме капельдинера  продаёт программки перед спектаклем. Она сильно
хромает и ходит опираясь на трость. На стене висят фотопортреты актёров театра. Катя с тоской смотрит на них.

9. Вечный огонь. Ветераны.

ИРКУТСК - 2019 г.