Озноб. Пьеса в одном действии

Вольдемар Скороходов
Вольдемар Скороходов

                «Пожары над страной всё выше, ярче, веселей,
                Их отблески плясали в два притопа, три прихлопа, -
                Но вот Судьба и Время пересели на коней,
                А там – в галоп, под пули в лоб –
                И мир ударило в озноб
                От этого галопа…»
                Владимир Высоцкий
                ОЗНОБ

                Пьеса в одном действии.
 
                Действующие лица:

                Мишка  - красноармеец  17 лет
                Юрий –  белогвардейский подпоручик  17 лет
                Мария – невеста Мишки  17 лет
                Натали – невеста Юрия  17 лет
                Голос товарища Зуева

                Место действия: Россия. Время действия: 1919 год.

                ЯВЛЕНИЕ 1
Интерьер избы. Молодой русский подпоручик Юрий Крымов танцует с девушкой вальс. На мелодию вальса наплывает другая музыка, слышатся крики, выстрелы, топот лошадей. Сон быстро уходит. Юрий просыпается, хватает шашку и револьвер. Через окно с шашкой в руке в комнату врывается красноармеец Мишка. Юрий стреляет в него.

МИШКА. (хватаясь за голову) Ах, ты гад! (бросается на Юрия, завязывается сабельная схватка, в ходе которой, Мишка лишает Юрия сознания)


                ЯВЛЕНИЕ  2
Брошенный хутор. Со стороны улицы в окно осторожно заглядывает Мишка. Голова его повязана тряпкой, через которую выступила кровь. Внимательно осмотрев помещение, Мишка исчезает и входит через дверь.


МИШКА. Входи, ваше благородие, Будь как дома. (входит Юрий, у него за спиной связаны руки) Вот на этом брошенном хуторе мы и подождём. (грубо толкает Юрия, тот падает)
ЮРИЙ. (пытаясь встать) Кого подождём?
МИШКА. (снова толкает его) Отряд товарища Зуева. Слыхал, наверное, про такого командира?
ЮРИЙ. (снова пытаясь встать) Нет, но хотелось бы познакомиться.
МИШКА. Я тебя с ним познакомлю, если будешь себя хорошо вести. (направляет на него наган) Сядь, буржуйское отродье, и не дёргайся, а то шлёпну, и не посмотрю, что ты сынок генеральский, и птица для нас очень важная. Пусть меня потом военно-революционный трибунал судит.
ЮРИЙ. Неужели, вы думаете, что отец не будет меня искать? Он уже, наверное, снарядил отряд.
МИШКА. Тебе, белогвардейский ублюдок, надеяться не на что. Вот, видел? (показывает наган) Если твои раньше придут, я здесь две пули для нас с тобой оставлю. Так, что сам понимаешь.
ЮРИЙ. (после паузы) Как глупо всё получилось. Одна ошибка, нелепая случайность и я оказался в плену.
МИШКА. Случайность? Это не случайность. Теперь я могу тебе сказать. Это секретная операция, и придумал её товарищ Зуев вместе с другими командирами. Чтобы папаша твой, генерал Крымов, посговорчивее был.
ЮРИЙ. Ошибочно думать, с вашей стороны, что мой плен, может повлиять на планы моего отца. Моя смерть ничего не решит.
МИШКА. А это мы посмотрим. (смотрит в бинокль на дорогу)
ЮРИЙ. Генерал Крымов , как и я России присягал и Россию защищает.
МИШКА. От кого?
ЮРИЙ. От вас, большевиков.
МИШКА. (зло) Нет, контра! Врёшь! Это мы несём русскому народу, да и другим народам, братство, свободу и равенство! А Россию продали вы, буржуи, интервентам, Антанте! Так что, защищает Россию рабочий класс и трудовое крестьянство. (смотрит в бинокль) Ну, где же товарищ Зуев с отрядом? Договорились, ведь, здесь встретиться.
ЮРИЙ. Как вас зовут?
МИШКА. Какая тебе разница?
ЮРИЙ. Да, в общем-то, ни какой.
МИШКА. Вот и помалкивай, контра.
ЮРИЙ. А всё же?
МИШКА. Ну, Мишка. И чё?
ЮРИЙ. Меня Юрий Николаевич.
МИШКА. Молодой шибко, по отчеству тебя называть. У нас в деревне по отчеству только стариков зовут. Сколько тебе?
ЮРИЙ. Скоро восемнадцать будет. А вам?
МИШКА. Семнадцать недавно было.
ЮРИЙ. Ровесники, стало быть.
МИШКА. Не будет тебе восемнадцати, если болтать не перестанешь. Понял? Чёрт, голова раскалывается. Славно, ты, гадёныш, меня зацепил. (смотрит в упор на Юрия) Вот сдам тебя товарищу Зуеву, подлечусь в госпитале, и дальше вас, гнид, крошить буду.(после паузы) Такие как ты и твой отец – белые каратели, около года назад пришли к нам в деревню, и повесили моего батьку, только за то, что его старший сын ушёл в Красную Армию. Повесили у нас с мамкой на глазах. Понял? С той поры я дал себе слово – бить белую сволочь, где бы она мне не попадалась! И слово это я держу.
ЮРИЙ. (после паузы) А такие комиссары, как ты, моего старшего брата Виталия, раненого, безоружного, рубанули шашкой и ещё живого бросили в костёр. Кровь мою родную!.. В костёр!..
МИШКА. Значит, квиты. (после паузы) А если товарищ Зуев до завтра не прибудет, то я тебя сам доведу. Сдохну, а доведу.
ЮРИЙ. Серьёзный вы человек, Михаил.
МИШКА. А ты думал. Мы на горе всем буржуям, мировой пожар раздуем!
ЮРИЙ. Смотрите, сами не сгорите.
МИШКА. Поговори, у меня ещё, контра! (пауза) Слышь, ты, буржуй недорезанный! Ты вот мне плёл, что вы за Россию воюете. А ведь, хреновина это всё. Товарищ Зуев говорил, что за себя вы воюете. Чтобы как раньше, вам сладко елось и пилось. А мы как на вас горбатились, так и дальше горбатиться будем.  Не будет как раньше, понял? Кто был ни чем, тот станет всем! (пауза) Чего молчишь? Иль я не прав?
ЮРИЙ. Вот вы, Михаил…
МИШКА. Чего ты мне всё «выкаешь»? Противно даже.
ЮРИЙ. А я незнакомых людей, всегда на «вы» называю.
МИШКА. Так мы же познакомились, вроде.
ЮРИЙ. Ну, хорошо. Вижу, что и ты, Михаил, понять хочешь, от чего это русские в русских стреляют. Да не всё так просто объяснить можно. Россия у нас одна. Верю, что и вы её любите, раз на смерть идёте. Видно, тесно нам стало в этой огромной стране.
МИШКА. Тесно. Это ты верно сказал. Кто-то должен уйти. Или вы нас, или мы вас…
ЮРИЙ. Время покажет, кто был прав.
МИШКА. Покажет… (пауза) Покурить бы. Ты куришь?
ЮРИЙ. Бросил.
МИШКА. А я вот, с шести лет смолю. (смотрит в бинокль) Провалились они, что ли? Пить хочется.
ЮРИЙ. Я во дворе колодец приметил. Сходил бы.
МИШКА. А ты в это время ноги в руки. Потерплю уж.
ЮРИЙ. Да руки-то у меня связаны.
МИШКА. Да и светиться во дворе никак нельзя. Твои увидеть могут.
ЮРИЙ. Боишься?
МИШКА. Нет. Опасаюсь. Просто жалко, что боевую революционную задачу не выполню. А смерти я не боюсь. Я вечный. Товарищ Зуев говорил, что если мы даже и погибнем в борьбе с контрреволюцией, то будем жить вечно в памяти и делах трудового народа. Вот шлёпнут тебя, и ни кто не будет знать, кто такой был Юрка Крымов. А если мне суждено пасть в боях за мировую революцию, обо мне песню сложат. Я сам пробовал о себе написать, да только ерунда какая-то получается. Вот, послушай. (достаёт листок, читает)
Погиб наш Мишка за свободу.
Он революции, народу
За счастье отдал жизнь свою.
От рук белобандитов пал в бою!
Ну, как?
ЮРИЙ. По-моему не важно.
МИШКА. Я тоже так думаю. Но найдётся такой сочинитель, так обо мне напишет, ежели я того… что сам товарищ Зуев заплачет.
ЮРИЙ. Михаил, ты что, действительно думаешь, что мы бандиты?
МИШКА. А кто же вы? Кто же вы, если против власти народной идёте?!
ЮРИЙ. Это вы против власти пошли! Ленин ваш против власти пошёл! Это он бандит!..
МИШКА. Молчи, контра! Молчи! Имя Ленина свято! Свято! Да я тебя за такие слова…
ЮРИЙ. (поднявшись) Давай! Давай, Иуда! Стреляй! Ну, что же ты?! Стреляй!..
МИШКА. (толкает его) Сел на место, гнида! Нужен ты мне больно, стрелять в тебя. (слышен топот лошадей, Мишка смотрит в бинокль)  Отряд! Только, кто?Чёрт, погоны блестят! Твои скачут. А ну, ваше благородие, давай-ка в кладовку, живо! Живо, кому сказал! И чтобы, ни звука! (поднимает Юрия, заволакивает в кладовку )

Звучит напряжённая музыка. Луч прожектора высвечивает только Мишку и Юрия. По мимике и жестам Мишки, можно прочитать, что творится за пределами кладовки. Музыка стихает, Мишка поднимает Юрия, они выходят из кладовки, полный свет.

МИШКА. Знаешь, буржуй, я там, в кладовке, в последнюю минуту передумал. Если бы ты хоть один звук издал, я бы тебя первого порешил. А потом, бы уж, пусть твои золотопогонники, меня  добивали.
ЮРИЙ. Я догадался.
МИШКА. А этот, сиплый, когда к кладовке подошёл. Ну, думаю, открывай, родной, открывай! Вот она, твоя смертушка, в руке у меня. Открыл бы дверцу, и отсипел бы, навсегда. Папаша твой, видно, озверел. Вон сколько народа на ноги поднял. Ай да, Мишка! А ты-то, здорово струхнул! Верно?! (смеётся) Ни боись! Прорвёмся!
ЮРИЙ. Не глупый ты парень, Михаил. Учится, тебе надо.
МИШКА. А у меня два класса церковно-приходской. Мне больше не надо. (смотрит на дорогу) Слышь, буржуй, у тебя девка есть?
ЮРИЙ. Не девка, а девушка.
МИШКА. Да, какая разница. Ну, есть?
ЮРИЙ. Есть.
МИШКА. И у меня есть. Машкой зовут. Вот бы сейчас увидела меня, подивилась бы. Я когда в Красную Армию добровольцем уходил, ревмя ревела. Заладила, как дура…

                ЯВЛЕНИЕ  3
                Входит Мария.

МАРИЯ. (утирая слёзы) Убьют тебя там… в этой Красной Армии… А я как же? Не ходил бы ты, а? И маманя твоя, тоже говорит, чтобы не ходил. Без тебя там разберутся… У них свои вояки есть… Убьют, вот там тебя… Ая… А маманя твоя… Ты о нас-то, подумал?..(плачет)
МИШКА. Да как же без меня-то, Маня?! Не сознательный ты всё-таки элемент! Как же без меня-то?! Мужики за наше с тобой счастье будут кровь проливать, а я у тебя под юбкой сидеть?! А потом, когда контру разобьём, и мир будет, я вылезу и скажу: «Здрасьте вам! Возьмите меня в Светлое Будущее!». Так, что ли? (после паузы) Мань, ну чё ты? Ну, посмотри на меня, Мань! Ну, не могу я не идти. Обещаю, беречь себя буду. На рожон не полезу. Не, ну правда, Мань!
МАРИЯ. (улыбаясь сквозь слёзы)  Уж кто бы говорил… Уж, ты-то будешь себя беречь, как же! Свежо предание, да вериться с трудом. Эх, ты! (обнимает Мишку)
МИШКА. Ну вот, ты и улыбнулась.  Ты меня, Маня, жди, и мысли глупые из головы напрочь выброси. Не убьют меня! Как мы контру разобьём, я к тебе, Маня, на белом коне с победой вернусь. Веришь?
МАРИЯ. Верю. На любом коне, пешком, ползком, израненный, изувеченный, только возвращайся. Мишенька мой…  Я вот тут тебе припасла… ладанку…  Пусть тебя Господь хранит. (хочет надеть Мишке на шею)
МИШКА. Не надо мне. Бога нет, Маня! К тому же я комсомолец.
МАРИЯ. Есть, Мишаня. Есть. Не упрямься.
МИШКА. Да, меня и ребята засмеют…
МАРИЯ. А ты никому не показывай. Это же Святой твой… Архангел Михаил. Покровитель воинства Господня. Ты же воин?
МИШКА. Воин. Только красный.
МАРИЯ. А это для него значения не имеет. Он, всех берёт под свою защиту. (надевает Мишке на шею ладанку) Не снимай её, пусть во всех боях с тобой будет.
МИШКА. Ты это, Мань… Не гуляй тут ни с кем… Ага?
МАРИЯ. Какой ты у меня всё-таки глупый, Мишка. Один ты у меня на сердце. Один, понимаешь? Ждать тебя буду… Молиться за тебя… (плачет)
МИШКА. Мань, ну чё ты опять, а? И это… маманю мою навещай. На тебя её оставляю.
ГОЛОС  ТОВАРИЩА  ЗУЕВА.  Эскадрон, по коням! Справа по четыре! Рысью! За мной! Марш!
МИШКА. Пора мне, Маня… Зовут меня. Слышишь? Эскадрон уходит. Прощай! (крепко целует её, уходит, слышен его удаляющийся голос) Я вернусь, Машка! Жди меня! Слышишь?! Жди! (Мария крестит его в след, уходит)

                ЯВЛЕНИЕ  4
                Брошенный хутор.

МИШКА. А вообще, девка хорошая. Сердечная.  А твою-то, как зовут?
ЮРИЙ. (задумчиво) Наталья Алексеевна. Натали. Вы, когда сегодня под утро на нас напали, я с ней во сне вальс танцевал. Эх, такой сон досмотреть не дали… Ты когда-нибудь вальс танцевал?
МИШКА. Товарищ Зуев говорит, вальс - это контрреволюционный танец.
ЮРИЙ. Вальс – это прекраснейший танец. Это сказка. Это… волшебный полёт. Время и пространство перестаёт существовать. Перед тобой только глаза любимой, и ты летишь, кружишься, и забываешь обо всём на свете. Вот, что такое вальс.
МИШКА. Ну, и кто она? Наташка-то?
ЮРИЙ. (вспылив) Не сметь, так её называть!
МИШКА. (вспылив)  А ты, буржуйское отродье, на меня не ори! А то как дам наганом по черепу! Как хочу, так и называю! Ишь, моду взяли, на людей орать! Это вам не царский режим!
ЮРИЙ. Хамло! Мужик! Были бы у меня руки свободны, я бы тебе показал!
МИШКА. Согласен драться с тобой, но только при условии, что товарищ Зуев  у нас судьёй будет.
ЮРИЙ. А без него боишься?
МИШКА. Не боюсь. Просто, я тебя не калекой в полк должен доставить.
ЮРИЙ. А это мы посмотрим, кто кого калекой сделает. Развяжи-ка мне руки!
МИШКА. (подумав) Разбежался.
ЮРИЙ. Трус!
МИШКА. За труса, ещё получишь, когда в полк прибудем. (после продолжительной паузы) А вальс твой, всё-таки контрреволюционный танец, а значит, чуждый трудовому народу. У нас вон, в деревне, девки пляшут, так одно загляденье смотреть. Ни чуть не хуже вашего буржуйского вальса.
ЮРИЙ. (после паузы) Ну вот, допустим, построите вы своё «Светлое Будущее», чем заниматься станешь?
МИШКА. На земле своей работать стану. После войны Совет Народных Комиссаров всем мужикам землю даст. Так в декрете о земле прописано товарищем Лениным. Нам товарищ Зуев читал. На Машке женюсь. Скотину заведу. Хозяйство будет, будь здоров! Сам на себя работать стану, а не на Карманова.
ЮРИЙ. А кто это?
МИШКА. Карманов-то? Да, мироед один. Кровопийца, каких свет не видел. Наши мужики его в семнадцатом хотели к стенке поставить, а он ноги в руки и след простыл. Так что, земля - крестьянам, фабрики – рабочим!
ЮРИЙ. Значит, ведь, не за Россию воюешь, а за себя. За хозяйство своё!
МИШКА. За счастье для всех, а не для избранных!
ЮРИЙ. А если я не хочу вашего счастья, а хочу своего. Тогда как со мной?
МИШКА. (подумав) Тогда к стенке, и весь разговор!
ЮРИЙ. Лихо!
МИШКА. А ты думал! По-другому нельзя. Диктатура пролетариата.  Ты, ведь, за своё отдельное счастье бьёшься, а мы за счастье для всего народа. Для всей России! За власть Советов!
ЮРИЙ. Да, не будет при вашей Советской власти, счастлива вся Россия! Не возможно это, пойми!
МИШКА. Возможно! Все трудиться будут, воровать никто не будет. Всё же общее будет, так зачем же у себя воровать? Коммунизм, понимаешь? Тюрем не будет. Кого в них сажать-то?
ЮРИЙ. Найдётся кого.
МИШКА. Ты имеешь ввиду, вас, контриков? Так мы вас всех изведём, и делу конец. Ну, кто, конечно, нам поверит и за нами пойдёт, мы простим. А остальных к стенке! Так вот… Деньги отменим, как пережиток прошлого. Приходишь в лавку, берёшь, что надо и уходишь.  Много никто, конечно, набирать не будет, потому, как у каждого будет революционная сознательность. Понятно?
ЮРИЙ. Учиться тебе надо, Михаил.
МИШКА. Я ему про Фому, он мне про Ерёму. Что-то дышать мне трудно…  Ну, вот… В других странах простые люди увидят как мы хорошо живём и тоже захотят своих буржуев поганой метлой шугануть… Вот и будет мировая революция… Границ на будет… Счастье, равенство, братство, свобода для всех… Потому что, мировая революция… это… (теряет сознание, падает)
Юрий поднимается, какое-то время стоит в нерешительности, затем уходит. ЗТМ

                ЯВЛЕНИЕ  5
                Брошенный хутор. Мишка лежит на полу без сознания.

МИШКА. (в бреду)  Товарищ Зуев… Товарищ Зуев… Знамя… Поднимите знамя… Пить… Пить… (входит Юрий с миской воды, приподнимает Мишке голову, поит его, Мишка открывает глаза)  Развязался, гад!.. Пристрелю, контра!.. (ищет наган, хватает его) Пристрелю!.. Не уйдёшь!.. Не уйдёшь!.. Товарищ Зуев… я… Холодно мне… Холодно…
ЮРИЙ. Жар у тебя, озноб. Рана воспалилась. Я тебя перевязал подолом моей буржуйской рубашки. Не возражаешь? Пустяки, царапина, пуля только кусок кожи с головы снесла, а вот видишь как… К доктору тебе надо.
МИШКА. Почему не ушёл?
ЮРИЙ . Не знаю. Хотел было, да не смог. Пропадёшь ты без меня тут. Я тебя подстрелил, значит, я за тебя и в ответе перед твоей Марией. Если бы я чуток левее взял, то не дождалась бы она тебя.
МИШКА. (после паузы) Слышь, буржуй… расскажи о своей… Ну, о Наталье… Как ты с ней познакомился?
ЮРИЙ. Хорошо. В конце лета  семнадцатого это было. Я ещё юнкером был. Шёл по парку, смотрю, ангел с небес на аллею спустился, на скамеечку присел и книгу раскрыл…

                ЯВЛЕНИЕ  6
Городской парк. Входит Натали, садится на скамейку, открывает книгу. Юрий стоит в стороне, наблюдает за ней. Затем достаёт серебряный портсигар, вынимает папиросу, проходит мимо девушки и как бы невзначай кладёт портсигар мимо кармана.

НАТАЛИ. (вскинув головку) Молодой человек!.. Вы уронили…
ЮРИЙ. Благодарю вас, мадемуазель! Я, знаете, так рассеян…
НАТАЛИ. Рассеяность не к лицу военному. Ведь вы военный?
ЮРИЙ. Разрешите представиться?! Юнкер Николаевского кавалерийского училища, Крымов Юрий Николаевич. Разрешите присесть?
НАТАЛИ. (кивает) Вообще-то папенька не разрешает мне знакомиться на улице, тем более с военными.
ЮРИЙ. А кто у нас папенька?
НАТАЛИ. Папенька – инженер по строительству железнодорожных мостов. Здесь в командировке. И мы с маменькой с ним. Но уже завтра мы уезжаем домой, в Петроград.
ЮРИЙ. Завтра? Ах, как жаль, что вы уезжаете. Но всё равно, скажите мне, как вас зовут, прелестная спасительница?
НАТАЛИ. Спасительница?
ЮРИЙ. Конечно. Вы ведь спасли меня. Дело в том, что этот портсигар подарок  отца на мои шестнадцать лет. Я бы никогда не простил себе его утраты. Загоревал бы на веки и умер от тоски.
НАТАЛИ. Должна вам признаться, что в нашем доме никто не курит, и даже не переносят табачного дыма.
ЮРИЙ. Да? Извините. Всё понял.
НАТАЛИ. А вы всегда такой?
ЮРИЙ. Какой? Рассеянный?
НАТАЛИ. Нет. Вы всегда знакомитесь с девушками на улице? Папенька говорит, что знакомство на улице, это признак дурного тона.
ЮРИЙ. Нет, не всегда. Это первый и последний раз.
НАТАЛИ. (смеётся) Вы шутите. Нет, серьёзно. Папенька говорит, что все военные ветрены.
ЮРИЙ. И ваш папенька абсолютно прав! Но только на девяносто девять процентов. Он не учёл один процент. А я как раз в него попал.
НАТАЛИ. Вы опять шутите.
ЮРИЙ. На этот раз, я говорю серьёзно.
НАТАЛИ. (встаёт) А если серьёзно, то мне пора. Папенька будет ругаться. Завтра в дорогу, надо укладывать вещи.
ЮРИЙ. Но вы так и не сказали мне…
НАТАЛИ. Никитина Наталья Алексеевна.
ЮРИЙ. Очень приятно.
НАТАЛИ. И мне… очень…
ЮРИЙ. Ваш адрес в Петрограде… Умоляю… Я напишу вам, можно?
НАТАЛИ. У вас есть чем записать?
ЮРИЙ. Да, карандаш есть… А вот на чём?.. Запишите на вашей книге. А через год, я обязательно разыщу вас в Петрограде и верну вам книгу. Пишите. (Натали  пишет адрес) Я обязательно напишу вам.
НАТАЛИ. Я буду ждать вашего письма, Юрий. Прощайте…
ЮРИЙ. Прощайте, Натали. (Натали уходит)

                ЯВЛЕНИЕ  7
                Брошенный хутор.

ЮРИЙ.  А через год… (после паузы) Весной восемнадцатого я разыскал её в Петрограде. Она была совершенно истощена. Мать умерла от тифа. Отца расстреляли… большевики.
МИШКА. Где она теперь?
ЮРИЙ. В безопасности. Кроме меня, у неё в целом свете никого. Если б ты только знал, как я её…
МИШКА. Почему так темно?
ЮРИЙ. Солнце садится.
МИШКА. Дай воды… Я знаешь, что подумал, буржуй… Если бы ты меня… этому вальсу научил… У меня бы получилось?..
ЮРИЙ. Конечно, получилось бы. Тут ничего сложного нет.
МИШКА. А я бы потом Машку научил… и мы бы с ней… Как думаешь, буржуй?..
ЮРИЙ. Конечно, Миша. Только ты держись.
МИШКА. Я держусь. А я бы тебе… у нас на реке место показал … … где вот такие сазаны клюют… Не веришь?.. Я один то место знаю…(прислушиваясь) Слышишь?!
ЮРИЙ.  Что?
МИШКА. Будто копыта стучат… И вот сейчас… Вроде лошадь заржала… Слышал? Возьми бинокль… глянь на дорогу.
ЮРИЙ. (смотрит в бинокль) Всадники! Человек тридцать! Твой товарищ Зуев скачет. Ну, я… пошёл…  ладно? (пытается уйти)
МИШКА. (наставляя на него наган) Стой! Куда?
ЮРИЙ. Я думал…
МИШКА. Я здесь думаю, ваше благородие… (пауза) Да, чёрт меня дери!.. Ладно! Семь бед, один ответ! Беги Юрий Николаич!.. Беги, Юрка! Убьют они тебя, а я этого не хочу…  Беги!..
ЮРИЙ. Хороший ты парень, Михаил. Учиться тебе надо. Обязательно учиться!..
МИШКА. Наталье своей спасибо скажи, спасла она тебя…  Да не стой ты, беги!
ЮРИЙ. Живы будем, свидимся!
МИШКА. Обязательно… Ты же меня вальсу обещал научить…  Давай! Да не в дверь, господи! В окно, и через огороды в лес…
ЮРИЙ. (прыгая в окно) Встретимся, Мишка!
МИШКА. Встретимся, Николаич! (встаёт, уходит в дверь)

                С разных сторон входят Мария и Натали. Опускаются на колени у кулис.

МАРИЯ.           Отче наш, еже еси на небесех!
                Да святиться имя Твое, да приидет
                Царствие Твое, да будет воля Твоя,
                яко на небеси и на земле.
НАТАЛИ.            Хлеб наш насущный дажь нам днесь
                и остави нам долги наши, яко и мы
                оставляем должникам нашим, и не введи нас
                во искушение, но избави нас от лукаваго.
МАРИЯ. Господи! Спаси и сохрани раба Твоего Михаила!
НАТАЛИ. Боже! Спаси и сохрани раба Твоего Юрия!
МАРИЯ. Дай ему силы, Господи! Пусть минует его вражья пуля и острая сабля!
НАТАЛИ. Пошли ему терпенья, Господи! Чтобы вытерпеть смог, все невзгоды и лишения, выпавшие на долю его.
МАРИЯ. Укрепи его дух, Господи! Ибо сильные духом преодолеют любую преграду.
НАТАЛИ. И укрепи веру его! Ибо без веры мы слабы.
МАРИЯ. Прости ему все прегрешения, Господи! Ибо сам он никогда не попросит об этом.
НАТАЛИ. А если всё же суждено быть ему убиенным, то пошли, Господи, смерть ему без мучений, быструю и лёгкую!
МАРИЯ. А если ранен будет в боях, то пусть раны его будут небольшими и скоро заживут!
НАТАЛИ. На всё воля Твоя, Господи!
МАРИЯ. Впрочем, ни как я хочу, но как Ты! Да будет во веки воля Твоя. Аминь.
НАТАЛИ. Аминь.

                ЗАНАВЕС
ИРКУТСК - 2018 г.