День Победы. Послесловие...

Ася Котляр
Или как обстоит дело в Литве...

Как интересно устроены люди. Вчера мне решили преподать урок истории, при этом в чём только не обвинив. Мне рассказали, когда началась война, когда она закончилась, какой день праздновать, а когда предаваться скорби. Вспомнили всё от 1915 года. Самое серьёзное обвинение меня заключалось в том, что я всю жизнь прожила в розовых очках, что освободители не те, за кого себя выдавали, а советская власть проросла во мне корнями.

Я - еврейское дитя и росла в семье, где все меня любили. Так любили, что я, порой, задыхалась от этой любви. Поэтому, моё детство и правда можно назвать счастливым, в чем меня тоже умудрились обвинить.
Я прожила в семье с одним папой и одной мамой. Мне дали всё, что можно было дать еврейской девочке: образование, ненавистную музыкалку, высшее образование. При этом я познала все прелести антисемитизма: папу не принимали в партию и долго не ставили капитаном, евреям в 70-е и 80-е трудно, практически невозможно было поступить в престижные вузы, в школе меня дразнили «жидовской мордой» и я дралась, сама не зная за что, не хуже, чем пацан.

В общем и целом, советская власть должна была оставить неизгладимый след в моей жизни. Должна была, но не оставила, потому что у меня были другие дела и политика меня никогда не привлекала: я ездила по пионерским лагерям, вступала в пионерскую и комсомольскую организацию, при этом, в отличии от многих, ныне отрицающих пионерское и комсомольское прошлое, не занимала никогда никаких ответственных постов.

Я упивалась своей молодостью, пением, замужеством и рождением мальчишек. И поверьте, я ничего не знала ни об Израиле, ни о масонах, ни об империалистах и прочих «истах». Я просто жила и работала. И обвинять меня в том, что я не знала, как издевалась над раввинами советская власть, как не выпускали в 70-е евреев из СССР, ни о диссидентах  - глупо. Не знала. И мне вообще не стыдно об этом говорить, потому что каждый проживает свою жизнь.

Моя жизнь прошла без политики, слава Богу! В Бога, кстати, я тоже не верила и изучала научный (!!!) атеизм. За это меня тоже можно упрекнуть. И «научный коммунизм» я тоже изучала. И сдавала госэкзамен, равно, как и те, кто  сейчас запросто отрёкся от своего прошлого. Какая пошлость: отречься от прошлого. Ну было оно таким, и что теперь? И как смешно видеть на старых фотографиях с теми же георгиевскими лентами тех, кто сейчас кричит «ату их». Я  - честнее, как мне кажется.

Единственное, что я впитала с молоком матери и кровью бабушки, которую мне перелили в 1 месяц от роду, так это то, что была война, страшная, беспощадная. Что враги напали на мою Землю и мой дед погиб, защищая её. Я знала, что на войне погибла большая часть моей семьи страшной смертью: расстреляна и закопана в ямах Украины. Меня и в этом вчера обвинили: я рассказываю «слезливые истории». Это история моей семьи и это моя история. И я - да, плачу по убиенным. По всем убиенным. И плачу, когда смотрю фильмы о войне. И всегда плакала.

Теперь о главном. Почему не позволить людям верить в то, во что они верили, за что сражались, отдавая жизни? Почему не позволить праздновать те праздники, которые они праздновали? Кощунственно принимать одну правду, абсолютно отрицая другую? Сколько их, этих правд, может быть? Много, ибо всё в этом мире относительно. Я - такая, какая есть и не вам меня судить. Хотите упиваться собственной ненавистью и всю жизнь мстить за прошлое - вперёд! Но меня не трогайте, плиз! И не судите! И не пишите уничижительных комментариев, типа: «У Майи Тараховской опять украли историю».

И да, в Стамбульской конференции я усматриваю ту же разрушительную тенденцию, что и в любой войне. Это тоже война, но война духовная и бой идёт за нормальную семью, которой сейчас угрожает опасность. Европа влияет на мировоззрение молодёжи, но нас трогать не нужно: мы такие, какие есть. Старомодные? Да. Но умеющие любить и радоваться жизни, помнящие своё прошлое и празднующие свои праздники.

Что плохого было в том, что люди собрались, поздравили друг друга, послушали песни и возложили цветы? Что страшного? Кому мешали мирные люди? Аж никому! И слава Богу, у нас, в отличии от соседних государств, это возможно. Да поймите же: нет в этом криминала! И это уже не идеология - это дань памяти. Почему праздник? Потому что победа над фашизмом - праздник. А какого она была: 8 или 9 мая, или 2 сентября - разве это важно? Победители празднуют, проигравшие скорбят: всё закономерно.

Д.С. Лихачев в письме «О памяти» писал: «Совесть – это, в основном, память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной».
А Дмитрий Сергеевич, на минуточку, дураком не был. Он был академиком.
Вчитайтесь, друзья мои:
«СОВЕСТЬ - это, в основном, ПАМЯТЬ».
Отсюда вывод: уничтожив память, мы забываем про совесть. И не дай нам бог жить в обществе БЕЗ СОВЕСТИ И БЕЗ ПАМЯТИ.

Только нам выбирать, что помнить. Можно утонуть в ненависти к врагам, а можно, помня о прошлом, строить будущее, не повторяя ошибки этого прошлого.
Поэтому, прошу, не учите меня истории: я - математик. А математика, в отличии от истории, наука точная: если 2+2=4, то это навсегда. Это на века.