Интервью с женой писателя

Мейхош Абдуллах
(рассказ)
   «Нежелательно, чтобы это читали жены писателей..."

Узнав о том, что будет давать интервью о муже, она захотела увернуться от этого.
       - Нет… нет, это невозможно. Он же еще жив. Для чего все это? Почему вы не спрашиваете об этом у него самого?- отнекивалась Сюзанна ханум от вопросов журналистки.
       - Неужели вам так трудно говорить о своем муже?! Это же было бы интересно и нам, и читателям. Не так ли? Посмотрим, что думают жены писателей о своих мужьях? Какие они сделают признания? Что есть у них такого, о чем мы не знаем? - постаралась уговорить ее журналистка.
      - Нет, это не трудно - сказала Сюзанна, улыбаясь. Но в то же время не так легко, как вы думаете. И потом, я хорошо знаю вас журналистов, любите вы придираться. Откажитесь от этого дела, не ссорьте нас в пожилом возрасте.
      - Ханум, прошу вас, соглашайтесь! Поверьте, наш разговор будет искренним и очень интересным, Уверяю вас, что вам тоже понравится - не отставала журналистка.
      -Гмм… Ну что ж, раз вы так просите, то не стоит вас обижать из-за одного интервью. Но с одним условием - сказала Сюзанна ханум, осторожно касаясь руки журналистки- все, что я скажу, напишите как есть, ничего не изменяя, договорились ? – спросила женщина, немного подумав.
     - Не беспокойтесь, ханум. Все будет так, как вашей душе угодно - сказала девушка.
Первый вопрос журналистки, после того, как они договорились, был таков:
        - Вы хорошо знаете своего мужа Саида Кенгерли?!
    - Я узнала Саид муаллима, когда он был вдалеке от меня. Я поняла значимость его существования для меня, когда его не было рядом. Когда я скучала по нему, когда ждала его я чувствовала, что я не могу жит- без него. Мы часто ошибаемся в людях. Иногда слишком доверяя близким, мы в них слепо верим. Мы верим им до такой степени, что у нас не хватает сил и мужества признать их ошибки. Саид муаллим для меня прежде всего желанный человек. Если этого человека не смогло изменить время, годы, значит я его узнала хорошо. Он всегда останется для меня любимым человеком.
       - Каким по-вашему должен быть хороший человек?
    -Умным, простым, чистым, трудолюбивым, патриотом своей родины, благородным и семьянином. Я не представляю умного человека иначе, деточка.
      - Мы знаем Саид муаллима и знаем, что все перечисленные вами черты характера присущи ему. Но пожалуйста, ответьте на мой вопрос исркренне. Ведь не может же быть так, чтобы человек был настолько идеальным, чистым и, чтобы у него совсем не было ошибок? Ведь это невозможно правда? Саид муаллим тоже человек и у него тоже должен быть какой-то недостаток. Может быть общество не видит этот его недостаток, но человек, долгие годы живущий с ним, не может не зваметить этот недостаток.
Вот, например, есть присущая почти всем мужчинам черта, ворчливость. Скажите, а Саид муаллим тоже ворчит иногда?
     - Оффф… Ради Аллаха, не будем об этом говорить - сказала Сюзанна ханум и громко засмеялась. - Когда мы были молодыми, я никак не могла привыкнуть к его
ворчливости. Он, как густой уксус. Поэтому я часто обижалась. Потом я привыкла, а теперь, когда он не ворчит, я скучаю.
       - Что его больше всего нервирует?
       - У него много поводов нервничать. Когда трогают то, что принадлежит ему. Когда его одежда не поглажена, когда видит лож, не знаю, когда встречается с самодовольными воображалами. Больше всего он не любит несправедливоость. Вобщем, он очень чувствительный и точный человек, как часы в метро.
    -А как насчет ругательства? Он ругается?
    - Нет. Он не любит ругаться. Я до сих пор не слышала, чтобы он на кого-то ругался. Когда не может справиться с нервами, часто употребляет слова «мусор» или «будь проклят». Мне кажется, за эти слова наказывать его было бы неуместно.
     - Как вы с ним познакомились? Наверное, тогда уже Саид Кенгерли был узнаваем?
     Сюзанна ханум смеется.
      - Нет… когда я отдала ему душу и сердце, он не был еще писателем. Он был просто обыкновенным сотрудником районной газеты. На его мелкие статьи об огороде, о капусте никто не обращал внимания. Даже не обращая внимания на автора статей, газеты комкали и убирали. Только я одна понимала, чувствовала, что он будет в будущем известным писателем. Потому что он описывал, если можно так выразиться, чувствуя сердцебиение неодушевленного куска дерева или любого ненужного предмета. У него очень сильная чувствительность и хорошее виденье. А самое главное, качество писателя-это виденье всего, что под землей и над ней, умение услышать голос природы и умение видеть и слышать нутро человека. Мне иногда кажется, что он даже слышит молчание людей. Это огромный дар для писателя, дочка. Да. В то время он пришел в школу, где я училась. Должен был что-то про школу написать. Тогда я училась в десятом классе. Я его сразу узнала. На следующей неделе, когда узнали о том, что в газете напечатана статья про нашу школу, все начали интересоваться им. Наше первое знакомство было вот таким.
      - Вы его потом разыскали?
      - Ехх… Эти девчонки со школы разве давали возможность? Они оказались правыми, а я просто стояла в стороне. Они посылали письма в редакцию газеты, льстиво его расхваливали, поднимая его до небес.
      - А вы? Вы тоже писали письма?
    - Я ничего не делала. Ни разу не написала ни одного письма. Обиделась на него. Я же злилась. До вчерашнего дня кроме меня на него никто не обращал внимания, а теперь все пишут ему письма! Я очень тяжело это все переносила. А потом я подумала, а в чем он бедный виноват? Откуда он мог знать, что я читала все его статьи? Откуда он должен был знать, что я им интересуюсь?
     - Интересно. А что было потом? Что произошло между вами потом? Или вы покончили со всем этим?
  - Что было потом? Что должно было быть потом, доченька? Ты задаешь такой интересный вопрос, что…
    Сюзанна ханум громко засмеялась, чуть касаясь плеча журналистки, и продолжила:
       -Не видишь, сижу у него дома и даю интервью? Что было дальще? Дальше я замуж вышла за него и стала его женой.
Девушка немного засмутилась, а потом, стараясь исправить свою ошибку:
- Нет… конечно… знаю…  То есть я хотела сказать, что это произошло вдруг?
Почувствовав, что девушка немного растерялась, Сюзанна ханум постаралась продолжить:
    - Нет, конечно, не сразу все произошло. После окончания школы, я поступила в музыкальный колледж на класс фортепиано и проучилась там два с половиной года. Тогда уже рассказы Саида публиковались в печати. Прекрасные были рассказы. Читатели с интересом принимали их. Особенно его рассказ « Небесная красавица» покорила всех. Я чувствовала, знала, что если я чуть опоздаю, то он не будет моим. Как говорится, я стала
бороться за свою судьбу. Я отыскала его, нашла! Но прошу вас, ради Аллаха, не считайте меня беззастенчивой девушкой. Что было мне делать? Я его любила-сказала Сюзанна, закрыв руками лицо, и громко засмеялась.
Осмелев от этой искренности Сюзанны ханум, журналистка спросила:
     - Кто первый раз признался в любви? Вы или Саид муаллим?
    - Смеяться не будете?- спросила Сюзянна ханум, еле сдерживаясь от смеха.
Журналистка словно, будучи на грани раскрытия некой тайны, забыв о данном ею слове, смеясь сказала:
    - Нет… Не буду смеяться… а что мне смеяться? А что здесь такого?. Она прикрыла руками рот и уставилась на Сюзанну ханум.
     - Тогда дай-ка я признаюсь. Первый раз призналась в любви я – сказала Сюзанна, посмотрев на журналистку зажмуренными глазами.
     - Вы сказали? Не может быть! Вы?
В этот раз журналистка громко засмеялась. Сюзанна ханум тоже начала смеяться и буквално закатилась смехом.
- Да.. Да я сказала, что я вас люблю.
- А он что сказал?
- Ничего!..
- Ни слова не сказал?
- Нет!
- Вот так молча стоял и смотрел на вас?
-Нет!..
- А что сделал? Должен же был он вам что-то сказать!?
- Обнял меня и поцеловал.
- Поцеловал?! Что вы говорите?! Какая прелесть! Вот так сразу? Вы этого от него ожидали?
- Нет. Я не думала, что он так может поступить.
- А что вы подумали в этот миг о нем?
- Ничего. Подумала, что лучше ответа на необдуманное действие шаловливой девчонки, не умеющей сдерживать свои чувства, и быть не могло. Что могло быть лучше?
- А когда у вас была свадьба?
- В 1986 ом году, 26 ого апреля.
- Наверное была помпезная свадьба?
- Нет. Была очень скромная свадьба. Что можно было ожидать от свадьбы, состоящей в обыкновенном ресторане, дорогая? С каждой стороны было приглашено по 100 человек.
- Почему так мало?
- Он сам так захотел. Он человек, любящий простоту. Не любит помпезность.
- Сюзанна ханум, кстати, а то я могу забыть, спрошу вас. Тяжело ли быть женой писателя?
- Оййй…  красавица. У тебя есть представление об аде?
- Да, конечно, имею кое какое мистическое представление. Котел с горящей смолой, мост Сират, тонкий, как волосок и так далее.
-Ау молодец! Вот быть женой писалеля это все равно, что гореть в этом котле и превратиться в пепел.
- Почему?!
- Не знаю. Это долгий разговор. Наверное, к этому мы еще вернемся.
- Сколько лет вы женаты?
- В апреле этого года будет 30 лет как.
- Сколько у вас детей?
- Двое. Сын и дочь.
- А как он относится к детям
- Нормально. Он всегда ими доволен.
- Сколько книг у Саид муаллима было опубликовано?
- Пять книг.
- Вы читали все его произведения?
- Конечно. Разве может быть ,чтобы я не прочла что-то.
- Поэты и писатели обычно говорят, что первыми их читателями всегда бывают их супруги. Это правда?
- По-моему это не так. Не у каждого писателя жена и не у каждой писательницы муж бывает читателем. Наверное они так говорят ради дешевой реклами своих жен или мужей. А может быть, не знаю, так говорят, чтобы просто отвязаться.
Читатель это совсем другое дело. Я очень люблю читать Я же сказала, что читаю с девичества. Я по мере попадания в руки, прочла можно сказать всех известных авторов . А так же произведения Саид муаллима. Он пишет абсолютно по-другому. Когда я читаю его произведения, мне не верится, что их автор - мой супруг и человек, которого я каждый день вижу. Случалось, что ночью после того, как заканчивала читать какое-то его произведение, я несколько минут смотрела в его лицо. И часто задавала себе вопрос «это действительно он?» Иногда ночью я вздрвгивала от мысли, что действительно ли человек, раздедляющий со мной мое ложе, тот самый писатель, произведения которого я с таким интересом читаю. Удивительно. Иногда думаешь, почему внутренний духовный мир человека чаще бывает выше, чем реальный? И в тот момент ты думаешь о том, что вот тот человек, который сейчас для тебя является самым ценным, сейчас прснется и станет самым обыкновенным человеком и, буквально, завалится обычными бытовыми проблемами. И ты, еще не очнувшись от влияния его произведений, загрузишь мозг этого необыкновенного человека покупкой картошки и лука или той или иной одежды и сделаешь его весьма обычным. Со стороны это не заметно. Все думают, что мы жены писателей, самые счастливые женщины в Мире и, что у нас нет никаких проблем. На самом же деле это далеко не так. Может быть у нас даже больше проблем, чем у других.
- Сюзанна ханум, а почему так?
- Не знаю. Может быть от забывчивости, а может пока от слабости соображения человеческого мозга. Или же это исходит от того, что жизнь человека должна соответствовать простым жизненным законам. Я вам вот что скажу. Человек осознает, что, если он пришел в этот мир, то он и уйдет из него. То есть умрет. Не так ли?
- Да. Конечно.
- Но не каждый об этом задумывается. Он не принимает, то, что ему когда-то придется уйти из этого мира. Если бы понимал, то не собирал бы, как некоторые, столько богатства и роскоши. Есть люди, богатства которых, хватит им на тысяча лет. Он не понимает, что он проживет 80, ну максимум 100 лет. А для чего он собирает это богатство? Я еще не говорю о тех, которые живут непорядочно, делают людям плохое. Они разве не осознают, что в один прекрасный день они покинут этот мир и с собой на тот свет заберут лишь ненависть.
- У Саид муаллима много друзей и знакомых?
- Да, очень много. Он очень благородный человек. Он не умеет делать плохое. Очень любит людей. Может хорошо контактировать с людьми. Он, прежде всего, очень беспокойный человек. Иногда кажется, что он беспокоится обо всех на свете.. Самая незначительная его ошибка мучает его самого же очень долгое время. Он наивный, как ребенок. Всему верит, очень обидчивый, любая мелочь трогает его душу.
      - А часто он обижается?
- Да. Бывало иногда. Но мы быстро миримся. Мы даже один день не выдерживаем ссору. Если он вышел из дома обиженным, то через полчаса звонит, мирится и говорит, что скучает.
- Сюзанна ханум, а есть женщины, которые завидуют Саид муаллиму? То есть, я хочу сказать, есть ли женщины, которые хотели бы быть его супругами, и чувствовали ли вы это?
   Сюзанна смеется.
-Дочка, жена одного из бывших президентов Америки Дональда Рейгана, запамятовала ее имя…
- Вы имеете ввиду Ненси Рейгана?- добавила журналистка.
- Да... Да… В одном из своих воспоминаний Ненси пишет, что, однажды, мама пришла к нам в гости. Рональд по привычке встал утром, выпил чашечку кофе и отправился на работу. Ненси заметила, что мама не в духе и когда спросила причину, она ответила :
«Я не ожидала от тебя такого. Ты знаешь, что твой муж очень занятый человек, он президент такой огромной страны. Есть тысячи женщин, которые хотели бы быть его женой и услужить ему. А ты этого не понимаешь, не осознаешь, чья ты жена. Но есть много женщин, желающих этого и они даже мысленно живут этим. Ты постарайся встать раньше своего мужа, накорми, приготовь одежду и проводи его на работу.
Вот и я тоже, как  Ненси, иногда забываюсь. Забываю на каком я уровне нахожусь.
- Очень интересные мысли, Сюзанна ханум. Конечно так. Кстати, еще об одном вас спрошу. У Саид муаллима есть произведения, посвяшенные вам?
- Совру, если скажу, что он мне посвятил рассказ, повесть или роман. Я чувствовала, что он создавал образы женщин, с похожим на мой характером. Естественно, как женщине, мне это импонирует. Но бывало так, что я уличила его во лжи. Например, он говорил, что героиня того-то произведения - это ты. А я замечала, что ни рост, ни возраст, ни цвет глаз той жещины, не совпадает с моим. Я невысокая, полная с черными глазами, а та, что он изобразил, высокая, с нежной. талией и светлоглазая. Я промолчала конечно, но он и сам это замечает. Говорит, что он не может мне ничего посвятить, так как очень любит меня. Не знаю. Говорит да.
- Вы видели его когда-нибудь плачущим?
- Он очень интересный человек. На события, которые потрясают всех, он смотрит, как на нечто обычное. Наоборот, то, что никого не интересует, для него это трагедия.
Однажды я проснулась от его рыдания. Он был на кухне. Когда он вошел в комнату, я заметила, что он держит руками голову и плачет. Когда я спросила причину, он сказал, что закончил писать расскаего иего расстроило письмо, написанное маленьким мальчиком умершей матери.
Я спросила его:
     - Это письмо писал ты или мальчик? Он словно проснулся ото сна, смотрел на меня внимательно и улыбался. Вот такие бывали моменты.
- А каков режим работы Саид муаллима? Он много работает над своими произведениями?
- Он любит писать в основном на кухне. Чтобы мне не мешать и еще он немного обжора . Он как шелкопряд. Когда ему хочется, он может сьесть все, что под руку попадется. Он может работать днями. Бывало, что, за исключаением некоторых кратковременных перерывов, он неделями засиживался за письменным столом. А потом несколько дней спал, как мертвый. Особенно много он пишет, когда обижается на окружающих, когда его обижают. Он говорит, что это помогает ему снять напряжение и простить обиду. Когда он пишет, он обо всем на свете забывает. Все его мысли бывают только там.
- Как вы думаете, его оценили по достоинству?
- Мне кажется, его права всегда попирались. Он не признается, но я чувствую, что он переживает по этому поводу. Иногда шутит и говорит, что интересно, когда я умру? Чтобы друзья хоть немного похвалили меня. Но он врет. Он хочет жить. И так же, как другие, хочет получить то, чего он заслуживает.
- Я не знаю будет ли этот вопрос уместен или нет, но я должна спросить. Ваш муж вам изменял?
   Сюзанна ханум глубоко вздохнула и приняла серьезный вид.
    - Дочка, вы у меня спрсили трудно ли быть женой писателя? Помните этот вопрос? Вот я ваш тот вопрос отвечу сейчас. Да, очень трудно быть женой писателя. Как бы тяжело не было, для меня ,как для женщины, я все же скажу, что он мне изменял. Причем несколько раз.
      - Даже несколько раз?- спросила журналистка затянув брови.
  - Да. несколько раз. Были женщины, которых он любил и они любили его. Они переписывались, встречались. Я все это чувствовала. Саид до сих пор думает, что я об этом ничего не знаю. Потому что я ни разу об этом у него ничего не спрашивала. И ни разу ему ничего не говорила. Я знала, что, если бы я спросила, он бы не признался. Тогда я не простила бы его обман. Я же его очень люблю. Очень…
  Когда я выходила за него замуж, я знала, что мужчина, за которого я выхожу замуж, будет иметь очень много читателей. Я знала, что буду переживать эту боль. Писатель воспевает все: от обыкновенной щепки и до Всевышнего. И есть лишь один человек, которого он просто забывает, не помнит и даже изменяет ему. Это его супруга. Знаещь, какая это страшная боль?!
Представляешь, человек, о котором ты всегда заботишься, к которому ты привязан всем своим существом, изменяет тебе. Это очень трудно переживать и терпеть, дочка. Жена писателя должна осознавать, что чувства ее мужа, прекрасные дни, проведенные с другими, все эти развлечения и даже трудные жизненные испытания, это тема будущих его произведений. Если этого не осознает сам писатель, если даже он делает все это неосознанно, то жена писателя должна все осознавать, найти в себе силы и вытерпеть все это. Жизненный путь всех писателей всегда был тернистым. И все жены писателей делили их с какими-то другими женщинами. В конечном итоге все отходят и опять вся тяжесть, все заботы, начиная от похорон и кончая горькими воспоминаниями, возлагается на хрупкие плечи этой бедной жены писателя. Вот она судьба жены писателя, ее счастье и несчастье.
Женщины должны понять одно, что мужчины любят красоту цветов, а женщины любят их аромат. Ни красота, ни аромат не вечны. Но из-за того. что красота увядает очень быстро, мужчины часто делают ошибки. Многие думают. что писатель даже спит в галстуке. Или же все его произведения это чуть ли не суры из Корана. Отличительная черта писателя- сопереживание чужим бедам и их описание. На самом деле писатель, как непоседливый ребенок. Если за ним не присмотришь, он может выбежать на улицу без штанов. Это люди, у которых мысли витают в облаках
Журналистка:
- Мне просто не верится, что вы все это терпели.
- А что бы ты сделала, будь на моем месте?
- Я?.. Я бы не стала терпеть. Поругалась бы с ним, захлопнула бы дверь и ушла бы. Навсегда.
- Куда?! Наверное к родителям. А потом бы полюбила кого-нибудь и вышла бы замуж за него, правда?
- Конечно. Не буду же горевать по нему…- сказала девушка, пожав плечами.
- А если и он изменит тебе? Снова захлопнешь дверью и уйдешь? А потом полюбишь другого? И ты это называешь семьей? И это ты называешь жизнью? Семейная жизнь-это сложная штука. Сложнее, чем ты думаешь. Страшен тот мужчина, который при жене и детях кичится своими похождениями. Вот это невыносимо. Отсутствие таких мужей намного лучше, чем их наличие. Но, если мужчина скрывает свои похождения,стесняются их, то он не так уж страшен. Такие мужчины в итоге всегда сожалеют о содеянном и мучаются. Они хватаются за семью как можно крепко. И даже становятся более заботливыми и благодарят бога за то, что их жены не такие, как их любовницы. А как же? Думаешь они не думают о том, что бы они переживали, если бы их жены были такими же? Чужая женщина, сама того не зная, наоборот укрепляет семью того мужчины, с кем она встречается. Да это на самом деле так. Через определенное время мужчина все равно возвращается в семью. И когда он видит неверность со стороны любовницы, это его долго преследует и он очень сожалеет о содеянном. И в очередной раз он хватается за свою семью двумя руками. Женщина-это символ чистоты и порядочности. Девственность у женщин есть, а у мужчин нет. Запомни это.
    - Вы когда-нибудь задумывались о том, что бы вы делали, если бы вашего мужа не было?
- Если честно, то не думала об этом. Но знаю, что было бы трудно. Но я очень хотела бы умереть раньше, чем он. Писатели очень сильно переживают потерю близкого человека. Вот смотрите, самые красивые гробницы в мире, самые грандиозные памятники, самый красивый рисунок, самые бессмертные произведения всегда посвяшаются женщине. Наверное чтобы моя душа была бы рада и Саид муаллим написал бы для меня что-то- сказала она, улыбаясь.
- Сюзанна ханум. В конце я задам вам традиционный вопрос. Если бы вы родились заново, вы бы построили семью с Саидом Керимли?
- Если бы это было возможно, я продолжила бы с ним нашу совместную семейную жизнь…
Сюзанна ханум, я благодарю вас за это интервью Может быть у вас есть еще что-то сказать?
- Нет. Пожалуй, больше нечего сказать. Но у меня есть одна просьба. Напишите в начале интервью следующие слова «Нежелательно, чтобы жены писателей читали это»
- Почему так, Сюзанна ханум?
- Не знаю, пусть они меня не осуждают - сказала она со слезами на глазах.