Олег Табаков верши доброту

Сергей Хазов
Олега Табакова многие сейчас пытаются полить грязью. Оставим всю эту грязь на совести тех, кто ее распространяет.

Мне посчастливилось общаться с Олегом Павловичем Табаковым в середине девяностых годов прошлого века, когда его театр приезжал в Самару со спектаклем "Ужин". В этой инсценировке две главные роли, которые исполняли Олег Табаков и Армен Джигарханян. К сожалению, Армен Борисович не смог приехать на гастроли в Самару, и его роль исполнил постановщик спектакля, Андрей Смирнов, известный как режиссер фильма "Белорусский вокзал".

Спектакль "Ужин" запомнился действом, а именно: ужином. Герои пьесы ведут беседу именно за ужином. Олег Табаков как настоящий гурман смаковал еду на сцене, ел аппетитно, и эта гастрономическая декорация не была бутафорией. Актеры (во всяком случае, Олег Табаков, точно) ели во время действия спектакля настоящую еду. И это не опошляло, а наоборот, дополняло спектакль новыми красками. Блестящий актер, Олег Павлович был органичен на сцене, искусством которой жил. Казалось, на сцене самарского театра оперы и балета, где проходили гастроли, самые настоящие министр иностранных дел Талейран (Табаков) и министр внутренних дел Фуше (Смирнов).

Пьеса французского драматурга Жан-Клода Брисвиля (Jean-Claude Brisville) не случайно привлекла внимание Олега Табакова, который выступил продюсером спектакля. Гениальный Табаков увидел, что пьеса, по действию которой с 6 на 7 июля 1815 года в парижском дворце Талейрана ужинают два чиновника, может быть актуальной и интересной для современной публики. Уже бунтующая толпа и войска победителей битвы при Ватерлоо заняли Париж, и бывшие министры Наполеона должны за два часа решить, что ждет великую Францию: республика или монархия.

Спектакль прошел при полупустом зале. Или самарская публика не заинтересовалась сюжетом, полным закулисных интриг французской знати, или не все самарские интеллектуалы были знакомы с творчеством Жан-Клода Брисвиля.

После спектакля я ждал Олега Павловича на первом этаже, у выхода из театра.

Моложавый Табаков, одетый в джинсы и джинсовую куртку, вместе со своим помощником шел по театральному коридору. Несмело подхожу, здороваясь. Олег Павлович замечает в моей руке диктофон и смотрит уже не оценивающе,  а немного удивленно. Мол, "настырные журналисты прохода не дают!"

- Здравствуйте, Олег Павлович! Можно пару вопросов?

- Все вопросы на пресс-конференции, пожалуйста.

Помощник, сопровождавший Табакова, дает понять, что актер не расположен беседовать. Но, решаю продолжить и хотя бы высказать комплимент одному из любимых артистов.

- Олег Павлович, спасибо за "Современник", за спектакль "В поисках радости", за ваши кинороли!

- Спасибо, очень приятно! - Табаков, которому шестьдесят лет, преображается в начинающего актера театра-студии "Современник", его глаза блестят, как будто вчера он окончил школу-студию МХАТ.

- Самарцы узнают вас на улице?

- Вы знаете, прогулялся пешком по набережной от гостиницы "Россия" до театра и никто не заметил. А в Москве постоянно узнают, просят автографы и сфотографироваться. В Самаре публика не узнает, потому, что я, как все: в джинсах и в темных очках. Могут узнать по голосу, но на прогулке ни с кем не разговариваю. Волга в Самаре красивая, лучшая река России, я ведь саратовский, и поэтому Волгу люблю.

- Спасибо. А самарцы любят вас!

- Спасибо! - с этими словами Олег Павлович достал авторучку и прямо на моем билете на спектакль с логотипом театра-студии Табакова написал автограф-пожелание: "Верши доброту. Табаков".