Ранние портреты адмирала Крузенштерна - часть 2

Владимир Варнек
Фридрих Георг Вейч (1758 -¬ 1828). Крузенштерн в Авачинской бухте.  1806. Национальный музей Варшавы.

Продолжая предыдущую миниатюру, хочу назвать имя предполагаемого художника, который мог дописать ордена на портрете Крузенштерна кисти ученика 5 класса Академии художеств Александра Варнека, представленном на выставке в Академии художеств в 1802 году (за год до отправления шлюпов «Надежда» и «Нева» в кругосветное плавание).

Им, по моему мнению, был названный выше немецкий художник Фридрих Георг Вейч, написавший в 1806 году приложенную к миниатюре картину. Именно он, а не его отец, Иоган Фридрих Вейч (1723 - 1803), который, как сообщается на сайте «Наполеон и революция» в биографии Крузенштерна, выполнил в 1808 году портрет молодого мореплавателя с тремя орденами, находящийся ныне в собрании Центральной библиотеки города Цюриха. 

Прежде всего, очевидно, что Иоган Фридрих, в принципе, не мог этого сделать  в 1808 году, поскольку умер за пять лет до этого, а еще и потому, что не был портретистом и писал сельские пейзажи в духе голландских мастеров. А вот сын его, Фридрих Георг, был известным портретистом, и его биография, к которой приложено ряд написанных им  портретов, имеется в Википедии. Но я предпочту процитировать элементы биографии художника из одного, имеющегося у меня альбома по искусству [1].

Учился он в Берлине у своего отца, известного художника И.Ф. Вейча, и у знаменитого тогда И.Г. Тишбейна- старшего в Касселе. Несколько лет жил в Италии и Нидерландах, изучая работы старых мастеров. После 1787 года стал придворным живописцем в Берлине, с 1797 года – директор Академии художеств.

Несколько раз писал картины на сюжеты из русской истории: «Портрет генерала Мейендорфа»  (1790), «Фридрих Великий и Павел I в Берлине в 1776 году»,  «Александр I и Фридрих Вильгельм», «Портрет главнокомандующего Дунайской армией, генерал-лейтенанта Н.М. Каменского»  (Государственный Эрмитаж), « Корабль Крузенштерна в Петропавловске-на-Камчатке во время кругосветного путешествия» (1810)».

Очевидно, что последняя картина в перечисленном списке работ является той же самой, что и картина, приложенная  к миниатюре, но с другим названием и с несколько другой датировкой. Поэтому можно  утверждать, что выполнена она Ф.Г. Вейчем в период с 1806 по 1810 гг. Изображен Крузенштерн на картине в лодке (в треуголке на голове) в окружении гребцов - матросов своей команды и представителей (как я думаю) одного из береговых поселений, находящихся вблизи бухты. Они, как видно, ведут с Крузенштерном оживленный разговор.

Поясню теперь, почему я «приложил» данную картину к одной из трех миниатюр о портретах Крузенштерна. Прежде всего, из-за того, что для написания «фигурки» Крузенштерна в лодке, художник должен был представлять образ его, изображенный на «каком-то» портрете, и я считаю, что это был в своей основе тот самый портрет, который приложен к первой миниатюре. Причем не тот изначальный портрет, который был написан  учеником «5 класу» Академии художеств Варником, а портрет с уже дорисованными орденами, поскольку на груди Крузенштерна в лодке они на «картинке» с файла с размером 2 мБ хорошо видны, и видно их пространственное расположение.

И это расположение орденов полностью соответствует тому, которое мы видим на портрете с дописанными орденами, приложенном к предыдущей первой миниатюре. А этот факт свидетельствует о том, что когда Вейч писал свою картину, то перед ним находился и сам портрет с орденами, которые были дописаны на портрете им самим перед тем, как он взялся за написание картины (!).

Такую вот свою версию я и собирался высказать в настоящей миниатюре, приступая к ее написанию.

Конечно, имеются некоторые пока не проясненные вопросы, касающиеся истории «дописывания» орденов на портрете и написания следом за этим картины, приложенной к этой миниатюре. Но подобные факты вряд ли где-то описаны, и о них мы можем только догадываться и порассуждать.

Прежде всего, очевидно то, что когда Крузенштерн отправился в 1803 году в кругосветное плавание, то портрет его кисти Варника с недописанными орденами остался в его семье, (состоящей пока лишь из жены и первого сына), которой мореплаватель обзавелся до отправления в кругосветное плавание в 1801 году. А вскоре после возвращения из плавания (ориентировочно, осенью 1806 г.) у него, капитана 2-го ранга,  были уже все три ордена, и только после этого у Крузенштерна могло возникнуть желание дописать их на первом своем портрете (на котором ни одного ордена в это время еще не было). 

Казалось бы, дописать ордена на портрете своей работы вполне мог и Александр Варнек. Но он находился в это время в Риме, и возвратиться в Петербург должен был лишь через три года, а ждать его возвращения Крузенштерну не хотелось. Поэтому с вопросом дописывания орденов ему пришлось обращаться к другому художнику, и трудно сказать, почему Крузенштерн обратился именно к Фридриху Георгу  Вейчу. 

Возможно, сыграли роль «немецкие» корни и семейные связи, а также то, что немецкий художник, бывавший в России, приехал в это время в Петербург. Так,  или иначе, но именно этот художник, написавший впоследствии Крузенштерна «в лодке» с таким же расположением орденов на груди, как и на поясном его портрете, является, на мой взгляд, наиболее вероятным  соучастником выполнения портрета, находящегося ныне в собрании центральной библиотеки города Цюриха. 

И только картина Фридриха Георга Вейча, на которой Крузенштерн (с тремя орденами) изображен в лодке, плывущей в Авачинской бухте, поспособствовала появлению этой версии.

Поразмышлял о том, могли бы специалисты, проведя технико-технологическое исследование портретного изображения Крузенштерна, подтвердить или опровергнуть авторство А.Г. Варнека?  Думаю, что, в принципе, это возможно. Для этого потребовалось бы привести  портрет из  Шейцарии в Россию и отдать его на исследование тем  искусствоведам ГТГ, которые проводили подобные исследования ранее, или их коллегам [2].

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Искусство портрета. Произведения западноевропейских художников 18-19 веков из собрания Государственного Эрмитажа. Каталог выставки. СПб, 2003. С. 14.
2. Виктурина М.П. Погодина А.А. Изучение творчества А.Г. Варнека. Комплексный анализ его картин из собрания  ГТГ. Материалы II научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». 1996. С.83 – 86. 

15 мая 2021 г.