Соловьи и аисты

Наталья Адлер
  В Беларусь группа поэтов из России, Армении и Казахстана прибыла в холодный январский день. За время совместного пути из Москвы мы все сдружились, общаясь, читая стихи, чаёвничая и делясь впечатлениями, каждый своими.  Весёлой стайкой мы оккупировали тёплый дом с множеством комнат, каждый выбирал комнату, которая понравилась. Я решила спать в общей столовой за перегородкой.
   После отдыха и ужина собрались в столовой, устроили поэтический вечер, как бы своеобразную репетицию перед завтрашней встречей с поэтами Минска. И вот наступило завтра! До чего ж приветливы были хозяева праздника поэзии! Особенно мне понравилась миловидная, со вкусом одетая поэтесса Тамара. Её искристые зеленоватые глаза подчёркивали ещё ярче колье и серьги такого же цвета, ручной работы из бисера. Мы как-то быстро с ней сошлись, находя общие темы для обсуждений.
   К нам присоединилась уроженка Читы Виктория, прилетевшая с мужем из Израиля, которая уже более 20 лет жила там. Весёлая и очень талантливая. Одного вечера для общения оказалось мало, поэтому решили встретиться на следующий день опять. Тамара принесла мне подарок – симпатичное ажурное колье из бисера серебристого цвета, сказав:
   - Оно очень подходит к твоему костюму.
   - И правда! А я тебя в гости к себе в Елань приглашаю! В любое время года, буду рада!   
   - Хорошо, приглашение принимаю! А почитай мне ещё раз своё стихотворение о соседке.
   - С удовольствием, - улыбнулась я, - слушай:
Моя соседка белоруска -
Мила, отзывчива, мудра.
Цветные мальвы у двора,
И озорная детвора
Лепечет стих на чисто русском.
Сроднились с нею мы давно,
С детишками её дружны,
И также дружат две страны,
Тепла и радости полны.
Им быть родными суждено.

Понятен всем язык добра,
Красы земной, любви и мира,
Так пусть расскажет наша лира,
Что для соседей нет кумиров
Среди злодеев. Петь пора
Песнь Бога, мира и добра!
   Подошла Виктория, включилась в разговор, а потом, уже вечером, когда праздник заканчивался, предложила пойти в кафе, кто пожелает. Расставались мы с Тамарой, Викой и её мужем Йосей, как старые, давние друзья!
   - Томочка, - сказала я, - жду тебя в гости! И вы приезжайте в Елань, когда ещё прилетите в Россию!
   Ехала домой, а в голове роились строки о тёплой встрече на белорусской земле, о дружбе, о грусти по родному краю. Когда за окном автобуса замелькали знакомые улицы, сами собой легли в блокнот стихи:
Я снова дома, милая Елань!
Родные улицы и переулки...
Вернулась с поэтической прогулки
Из Белоруссии - в предутреннюю рань!
И сердце звонко: "Дома! Дома я!"
Так трепетно стучит и неустанно.
Родимая земля, как ты желанна!
Как ты прекрасна, Родина моя!
   Пролетели зима и весна. Всё это время мы общались с Тамарочкой по скайпу в ожидании встречи. Она рассказала мне, что с давних времён её манило слово "елань". Толком даже не знала, что это, но представлялось что-то такое ласковое, загадочное и очень красивое.
   - И вдруг приезжаешь ты из Елани! – смеётся Тамара, - я сразу решила, что это не случайно!
   -Ну да, в жизни вообще случайностей не бывает, - отвечаю я, - во Вселенной всё запланировано. И это доказано не раз.
   Подруга из Беларуси приехала рано утром. Я не знала, что расписание поезда изменили: он прибывал на 40 минут раньше обычного, и когда я вышла из маршрутки на вокзале, то поезд уже проехал нашу станцию пол часа назад. Никого из пассажиров не было…
   - Где же Тамарочка? Неужели опоздала на поезд?..
   И вдруг звонок из администрации района:
 - Доброе утро, а вы где?
  - На вокзале.
   - Ваша подруга пошла к вам, поспешите домой.
   На попутке добралась до дома и увидела стоявшую у ворот Тамарочку с огромным чемоданом. Радостно обнялись и пошли в дом.
   В час дня был запланирован поход в краеведческий музей на заседание литературно-музыкальной гостиной, которую я вела уже несколько лет. Собрались завсегдатаи гостиной – поэты, прозаики и просто слушатели, влюблённые в поэзию и художественное слово. Её величество Муза не покидала музей почти три часа! Так было интересно!
   А потом – экскурсия. От самых истоков, со дня образования Елани и до наших дней. Существует несколько версий о названии Елани. В переводе с разных языков оно означает, то болото, то равнину, то поляну. Но есть ещё и своя, присущая только нашей местности, трактовка: триста с лишним лет назад сюда, где протекают две реки, приехали переселенцы с Украины. Им понравился богатый лесами, реками, озёрами и дикой живностью край. Они и обосновали здесь поселение.
   Когда другие переселенцы спрашивали у них, водятся ли тут лани, то малоросы отвечали: «Да, е лань». Вот так! Правда красивая версия? Тамарочке она очень понравилась!
   На следующий день, 12 июня, на площади перед районным Домом культуры должно было состояться празднование Дня России. Когда моя гостья проснулась и вышла из своей комнаты, то в руках держала тетрадку и ручку.
   - Вот, я ночью написала несколько стихотворений, в том числе о России и о Елани.
   - Читай же скорее! – воскликнула я. И Тома стала читать:
«Гордой птицей лечу я над полюшком,
Зная  точно: опять влюблюсь!
Эх, ты, долюшка, русская долюшка,
Эх, ты чистая, светлая Русь!»…
   Когда она дочитала оба творения, я просто вся светилась от восторга!
   - Тамарочка, ты отдыхай, а я отлучусь.
   И побежала в Дом культуры, упросила худрука вставить в программу выступление моей белорусочки, гарантируя успех.
   - Точно не подведёт?
   - Абсолютно точно!
   - В 15 часов начало, не опаздывать!
   …Артисты сменяют один другого, и вот на летней сцене моя гостья.
 Я умоюсь росой холодною
И на землю опять взгляну.
Как люблю тебя, Русь свободная,
Обожаю тебя одну!
   Эти последние её слова утонули в овациях и криках «браво»! А потом Тамара прочитала стихи о Елани:
Весь обласкан дождями, ветрами,
Обогретый любовью людской.
Триста лет он на страже упрямо
Меж Терсой и Еланью-рекой.
Есть в России деревни и сёла,
И леса, и поля, и луга,
Но Елань – это край развесёлый,
Это гордость Руси на века.
   И снова гром аплодисментов и восхищённые возгласы. Эта наша встреча породила долговременную дружбу, новые проекты и фестивали. Я с командой поэтов нашего региона уже несколько раз была у них, а они – у нас. И по-прежнему к нам присоединяются друзья из Армении, Казахстана, Узбекистана и других стран бывшего СССР. Поэзия, культура, музыка и песни не знают границ! До новых встреч, Тамарочка!
 Переполняет чувств тепло,
И льётся радость встречи с ними.
В душе моей опять светло
И ясно - стали мы родными!

Ах, белорусочки мои,
Идём одной дорогой мира.
И пусть России соловьи
В Полесье тронут струны лиры.

А ваши аисты несут
В страну берёз любви приветы.
Сияет творческий салют
В "Созвездии" миров поэтов.