На танцах

Нина Лосева
(черновой вариант)


      То, что выглядит для наивного наблюдателя увеселением, является на деле ни на миг не прекращающейся борьбой за существование, смешанной с социальным ритуалом.
(В. Пелевин)

Боже, какими мы были наивными,
Как же мы молоды были тогда...
(Романс)

    Поезд приходил в полночь. Идти было далеко, на другой конец города. Попутчиков не было. Шла одна по пустынным улицам, вдоль спящих домов, вдыхая всей грудью знакомый с детства прохладный ночной воздух, напоенный степными ароматами. Темнота её не пугала, здесь всё было родное и знакомое.

    В этом городке прошло её детство, по этим улицам она ходила в школу, отсюда уехала поступать в институт, и вот уже два года приезжала домой только на каникулы.

    Первое время скучала по дому, но скоро студенческая жизнь захватила её полностью: занятия, кружки, семинары, общественная работа, танцевальный кружок.
В начале первого курса отправились на «картошку», там и сдружились. После общение продолжилось на занятиях, в общежитии, возникло настоящее студенческое братство! Жили не богато, но весело.

    После окончания второго курса для студентов худ - графа была предусмотрена поездка в Ленинград и Москву на месяц за счёт института. Организация поездки возлагалась на преподавателей. Студентам оставалось совмещать посещение выставок, музеев, театров с работой на пленэре: зарисовки, наброски, пейзажи с натуры. Ещё успевали по магазинам и художественным салонам пройтись. Купить хорошие краски, кисти, этюдники можно было только здесь, в столичных городах. В конце поездки — просмотр работ и последний зачет за семестр.
    Весь свой багаж Марина отправила по почте ещё из Ленинграда, и теперь шла налегке, неся в одной руке папку с рисунками, в другой -  небольшой портфель.

     Впечатления от увиденного в последний месяц переполняли её: Русский музей и Эрмитаж, Петергоф и Царское Село, репинские Пенаты и Абрамцево, Третьяковка и Пушкинский музей, театры и Ленинградская филармония, Летний сад и зоопарк. В белые ночи ходили смотреть, как разводят мосты, экскурсия в Великий Новгород и Троице — Сергиеву Лавру. В свободную минуту, пристроившись на скамейке или на корточках, доставали из папок бумагу и начинали работать, делать наброски и зарисовки. Вернувшись вечером в интернат, в котором поселились на время творческой командировки, дорабатывали рисунки. И теперь, после месяца напряженной жизни возвращалась домой для короткой передышки.

    Дома всё было по -прежнему: родители работали, у братишек каникулы и они целыми днями пропадали на речке. С утра Марина занималась уборкой, готовкой, помогала чем могла. Вечером ходила к замужней сестре одна или с родителями, нянчилась с племянницей. Прошла неделя. Становилось скучно. Захотелось общения, увидеть школьных подруг, узнать, как у них складывалась жизнь. Когда после школы разъезжались, не верилось, что навсегда.

    С Галей Ивановой дружили с пятого класса. Галя жила ближе к школе и после продлёнки шли к ней. Жарили картошку, обедали, делали уроки, играли в лото, за полчаса до возвращения родителей с работы расходились. В шестом классе сели за одну парту и просидели вместе до окончания школы. Девочки были не похожи: Галя боевая, спортивная, любила командовать, с мальчишками на переменах по партам гонялась, прирождённый лидер. Марина была другая: застенчивая, более сдержанная, совсем не спортивная. На физкультуре, когда девочки играли в «вышибалы», Галя ловила мячи «свечи», а о Марину их «гасили». Она не то, что поймать мяч, даже увернуться от него не могла! Зимой брали лыжи и шли за реку. Сначала катались по лыжне вокруг парка, потом шли на берег и скатывались с горы на лёд. Мальчишки были в восторге, Галя уверенно катила следом, Марина тоже съезжала, поборов страх, но внизу, на льду, не зная как затормозить и боясь далеко укатиться, падала на бок.

    Но зато она хорошо рисовала, читала стихи, училась чуть получше, была ответственная, а таких учителя любят, доверяют, есть на кого опереться в классе, не подведут. Историю преподавала директор школы Таисия Дмитриевна. Обычно в конце четверти ей надо было быть на совещании в Гороно, а вести урок вместо себя оставляла Марину с правом выставлять оценки в журнал. По молчаливому согласию класса этот урок отдавался слабым ученикам, тем, кому надо было исправить оценки. Она распределяла каждому по одному вопросу из параграфа, мальчишки готовились, а потом отвечали ей, как могли. Больше четверки не получали, но они и тройке были рады.

    Незаметно вокруг подруг образовалось ядро класса из нескольких девочек. Пионерские сборы, комсомольские собрания, субботники, праздничные демонстрации, художественная самодеятельность, школьные вечера, стенгазеты — за всё они отвечали. Им нравилась активная жизнь, они и не думали от неё отказываться!

    После восьмого класса мальчишки ушли из школы: кто в техникум, кто в училище. Оставшихся пополнили выпускниками восьмилетки и образовался девичий класс. Первого сентября, правда, затесался один парнишка из интерната, но его быстро перевели в параллельный класс, к другим мальчикам. Уже девушки, не растеряв боевого задора, продолжали учиться и дружить.

     К Дню Победы проводился между старшими классами смотр инсценированной песни военных лет. Решили спеть « В лесу прифронтовом». Марина взяла на себя создание «берёзок». Из простыней сделали платья до пола, нашили на них черные полоски, в руках — ветки с накрученными на них желтыми листочками из тетрадных обложек. Вокальная группа оделась в настоящие военные брюки, гимнастёрки, пилотки. В центре, на перевёрнутом ведре, изображавшем пенёк, комсорг Таня Солдатова с баяном, на «земле», полукругом «бойцы», некоторые с забинтованными руками и головами поют: «С берёз неслышен, невесом, слетает желтый лист...». Заняли первое место! Премировали билетами в кино, на «Великолепного», в главной роли Ж — П Бельмондо. Много всего было, и весёлого, и не очень. Усидчивостью не отличались, от учителей получали нагоняи, брались за ум, а спустя время снова откладывали его в сторонку. Разъехались, разлетелись, как те листья в песне...

    От соседки, выросшей до старшеклассницы, случайно узнала, что у курсантов по субботам танцы, вход свободный. Народу там всегда много, наверняка можно встретить кого нибудь из одноклассниц или старых знакомых!

    Танцы у курсантов имели особое значение для незамужних девушек небольшого городка. По крайней мере в той его части, где жила Марина. Выйти замуж за военного считалось большой удачей. Мамаши, которые не заморачивались насчёт образования дочек, были не против, чтобы те со старших классов ходили на танцы к военным и подыскивали себе женихов. Такое замужество для провинциальной девушки, помимо престижа и материального достатка, что очень важно, было чуть ли не единственной возможностью повидать мир, если повезёт, пять лет пожить в Чехословакии или ГДР. Курсанты тоже к концу учебы были не прочь жениться. Видимо, у них был в том свой интерес. Ведь служить приходилось в таких «медвежьих» углах, где кроме медведицы никакого женского полу. Вот и разлетались молоденькие, недалёкие девочки со свидетельствами об окончании годичных курсов бухгалтеров, поваров или продавцов по всей стране и за её пределы.

    Присутствие военных значительно оживляло жизнь маленького городка. Их состав постоянно менялся. На смену выпускникам училища приходили другие курсанты, на место отслуживших срочников приходили новые призывники, на место уехавших офицеров приезжали другие, часто после службы заграницей. Их жены пополняли ряды местной интеллигенции, вносили свежую струю в застоявшуюся, затянувшуюся ряской обыденности провинциальную жизнь. Среди них были врачи, в основном стоматологи, учителя. Марина любила уроки биологии, преподававшая их Людмила Филипповна была из приезжих.

    В шестом классе, во втором полугодии, пришла преподавать географию немолодая женщина, отличавшаяся интеллигентностью, особой утонченностью в обращении, непривычной для учеников. Кто- то из местных учителей сказал, что она недавно вернулась с мужем из Чехословакии, а до этого преподавала в столичном ВУЗе. Стройная, ухоженная, сначала она пришла на урок в изящных сапожках и облегающем платье из тонкого трикотажа. Но потом быстро сообразила, что в нашем климате и в плохо отапливаемой школе можно и заболеть. В другой раз пришла в новых черных валенках и тёплой кофте.

    Недостатка в женихах городок не испытывал. Выходили замуж и за местных парней. Помимо этого были так называемые «химики» или «аварийщики», молодые, здоровые, красивые парни из Белорусси, Украины и других городов необъятной родины, присланные для работы на строящемся заводе. Осужденные обычно за ДТП со смертельным исходом на 3-4 года. Днём работали, а на ночь отправлялись в казармы под охрану. Семейным разрешалось проживать дома. Вот и старались парни поскорее жениться. За молодой, красивой надо долго ухаживать, и не известно, пойдёт ли замуж. Подыскивали девушек постарше себя года на два- три, 23-25 летних, по провинциальным меркам засидевшихся в девках, уже состоявшихся экономистов, инженеров, технологов, из хороших семей, женились на них и жили долго и счастливо. Многие так и остались после срока в этом городе.

    Марина не собиралась замуж в ближайшие три года. Её вполне устраивала  вольная девичья жизнь. Она видела, чем заканчивалась учёба для замужних однокурсниц. В то время, как благополучные, устроенные в жизни женщины не всегда могли родить ребёнка, голодные, нищие студентки беременели молниеносно! Даже те, кому ставили диагноз «бесплодие». После родов брали свободное посещение, уходили в академический отпуск, переводились на заочное обучение, с грехом пополам заканчивали институт, уж не говоря про другие радости вольной студенческой жизни. Имея трёх младших братьев, Марина к двадцати годам уже досыта настиралась, намылась полов, натаскалась ведер с водой. В семейной жизни для неё не было ничего привлекательного. Конечно, она понимала, что когда нибудь встретит ту единственную любовь всей своей жизни и будет счастлива, но не сейчас.

     Танцы были в разгаре! С эстрады, возвышавшейся над плацем, нёсся оглушительный скрип электрогитары и грохот барабанов, многократно усиленный большими черными колонками, стоявшими по бокам от музыкантов. Плотно спрессованная, волнообразно колышущаяся масса танцующих жалась к эстраде. Немного походив вдоль танцующих и не встретив знакомых лиц,  приуныла. И тут, о чудо! Увидела в сопровождении двух незнакомых  девушек Галю Иванову! Обрадовавшись подруге, Марина с сияющим лицом направилась в её сторону. Но подруга встретила ее холодно и равнодушно. Обменявшись приветствием, надолго замолчали. Из-за грохота разговор был невозможен, а уходить с площадки Галя не собиралась. Она всматривалась в толпу, как бы ища кого взглядом. Через несколько минут сказала, обращаясь к молодым подругам: « Пошлите, попробуем к эстраде протолкнуться». Ну уж нет, только ни это! Марина и так чуть не оглохла. И потом, толкаться, работать локтями было не в её характере. На всех школьных фотографиях она сидела в первом ряду с края. Всегда ждала до последнего, пока все установятся, усядутся и только после этого присаживалась на край скамейки. А тут пробиваться среди потных двигающихся тел, дышать спертым раскаленным воздухом, и ради чего?

    Она отошла от толпы и присела на длинную скамейку, тянувшуюся по краю площадки. Здесь было прохладнее и тише. Сидела в полном одиночестве, надеясь, что может кто из знакомых увидит её и подойдёт.

    Уже потом, много позже она объяснила себе поведение подруги неожиданностью встречи. Видимо в глубине души Галя завидовала Марине, которая училась в институте и с годами расцвела ещё больше. А её непривлекательному, блёклому лицу даже модные наряды не помогали, и, несмотря на добрый нрав, ухажеры вокруг неё не вились. И потому на танцах конкурентки ей были не нужны.

    Внимание Марины привлекла группа, топтавшаяся на краю площадки. В центре её молодой человек, приподняв девушку над головами остальных, крепко прижал к себе, и что называется, прилюдно лапал, девушка была пьяна, блузка из алого шелка выбилась из- под пояса и помялась. Стоявшие вокруг приятели одобрительно гоготали, побуждая товарища к более решительным действиям, её непривлекательные подружки неестественно громко и визгливо хихикали. В девушке в алой блузке Марина узнала Наташу Дмитриеву, симпатичную блондиночку,  учившуюся в параллельном классе. Что с ней могло произойти за эти несколько лет?

    Но сюрпризы на этом не закончились. Музыканты решили передохнуть. К микрофону подошел молодой человек и объявил: « Краснову Валю просят подойти к эстраде». «И эта тут!»,- невольно подумалось Марине.

    С Валей они несколько лет вместе занимались в изостудии у Александра Ивановича. Ни та, ни другая ярким художественным дарованием не отличались, но при определённой подготовке могли поступить в пединститут на худ- граф. Александр Иванович был энтузиастом своего дела и ему была не безразлична судьба учеников.

    На занятиях все упорно работали, времени на болтовню не оставалось. Но возвращаться домой им было по пути, дорога долгая. Валя была на три года старше Марины, ходила в лакированных туфлях и пальто с норковым воротником. Был жених, курсант Витя, в будущем они планировали пожениться. После окончания школы Валя устроилась работать воспитателем в интернат и заочно поступила в институт. Жених после окончания училища уехал служить в ГДР. Долгую дорогу она рассказывала про Витю, про то, как скучает, ждёт не дождётся его приезда.

    Время шло, Валя вышла замуж и жила в Германии. Зимой приехала сдавать сессию, заодно к маме погостить,  в изостудию, Александра Ивановича навестить. Вся разодетая в пух и прах! Дублёнка, брючный костюм, высокая мохеровая шапка. Марину тогда удивила эта шапка: в Германии что, тоже в этих идиотских шапках ходят, или она её уже здесь, на родине прикупила? Но спросить постеснялась. Снова вместе шли домой. Валя рассказывала о том, какие склочные бабы, эти офицерские жены, не культурные, матерятся, хуже мужиков. Пока мужья на службе, с ума сходят от скуки, ходят неприбранные, в замызганных халатах. Языка не знают, в магазине тычут пальцем, показывая продавцу на нужный им товар. Валя там со стыда сгорала за своих соотечественниц. Одно развлечение у них - ходить по магазинам, тряпки скупать, чтобы при возвращении в Союз пыль в глаза пускать, дескать, какие мы крутые, не то, что вы тут, лапти необутые. Больше с тех пор они не встречались.

    Но в прошлом году сестра обмолвилась о какой- то темной истории, закончившейся скандалом и выдворением Вали на родину, к маме. С мужем она развелась и вот теперь снова ходила на танцы. Марина увидела пьяненькую Валю, двигавшуюся в направлении эстрады, но встречи с ней искать не решилась, боясь новых сюрпризов. 

    Тем временем, заприметив одиноко сидящую девушку, неподалёку остановились два курсанта, видимо желая привлечь внимание незнакомки, с видом знатоков стали обсуждать игру доморощенных музыкантов. Наивные, да она всего неделю как с концерта органной музыки! Дым от их сигарет относило в её сторону. Чаша терпения переполнилась: «И чего я тут сижу, чего жду ещё? Осталось дымом сигарет провонять!» Резко встала и пошла к выходу. Уже пройдя через КПП, вдруг услышала голос взрослого мужчины, прапорщика или офицера, дежурившего с курсантами: «Смотрите, какая красивая девушка уходит. Девушка, куда же Вы! Девушка, зря уходите!», и с таким сожалением было сказано, с таким желанием остановить, ну впору вернуться! Ждите! Она уходила быстро, не оглядываясь, навсегда.

    P. S. Описываемые события имели место быть в конце июля 1979 года.
    В декабре того же года началась война в Афганистане. Курсанты в тот городок приезжали на практику, учились летать на вертолётах.

2021год.