Вера и совесть

Андрей Букин
 «Вера - это отношение совести человека к истине Господней»
«Всех смертных совесть - Бог» Сенека
Именно совесть, её состояние является определяющим в выборе того или иного вероисповедания. В юридической науке «Закон о вероисповеданиях» так и называется: «Закон о свободе совести». Как же это можно понять? Дело в том, что в каждой религии существуют правила, которые выбираются не разумом, а именно совестью. Наглядным примером может служить совесть мужчины, которая позволяет ему иметь несколько жен, он вполне может быть мусульманином.  Женщина же совесть, которой позволяет быть у богатого мужчины четвертой или пятидесятой женой, вполне может принять мусульманскую веру. Человек, совесть которого позволяет иметь только одну жену, ближе к христианству. В наше время истинных мусульман, особенно мусульманок, очень мало, особенно в нашей стране. Иными словами можно сказать, что система ценностей, принятая в православной церкви, более органична душам людей. Знаменитый учитель христианства, первых веков Тертуллиан, определяя более естественное и органичное сочетание внутренних высших устремлений человека и системой принятой во внешнем устроении жизни члена христианской церкви, говорит «Душа человека - по натуре христианка». Из всего же христианства выделяется православие самыми строгими, не поврежденными, законами совести. Именно поэтому православие многими людьми определяется как самая тяжелая религия. Именно законами совести, не имеющими уступок и послаблений, не позволяющими человеку расслабляться и развращаться, не оставляющими лазеек для греха, отличается вера православная. Отсутствие этих лазеек для многих людей является тяжелым бременем. Именно в этом для многих тяжесть православия.                Рассмотрим, какое место занимает совесть в руководстве человеком, моральном выборе и мотивации его поступков.
Полная градация управления поведением человека:
1. Догматы.
2. Правила церкви.
3. Нравственные заповеди.
4. Правила поведения в обществе.
5. Правила поведения в одиночестве.
6. Инстинкты.
7. Условные, приобретенные рефлексы.
8. Безусловные врожденные рефлексы.
               
        Три уровня побуждений направляют поступки   людей:
Первый уровень - (самый нижний) - это «эмоции» они оформляются в желания.
Второй уровень - (более высокий) - «мыслительный», мысли оформляются в выводы.
Два этих уровня формируются в результате внутренней работы человека как ответ на внешние условия. Конечно, без сомнения, с участием внешних факторов одним из которых являются, к сожалению, так называемые «падшие духи» - ангелы отпадшие от Бога.
Третий самый высший уровень это «Совесть». Оформляется в нравственные правила, устои, а высшая ее часть относительно Бога называется Догматами, то есть недвижимыми и неизменяемыми от внешних и внутренних факторов установлениями данными как бы сверху. Устанавливаются они с детства и даются изначально родителями. Напримep: говорит отец сыну. «Нельзя поднять руку на мать», или «Нужно делиться с друзьями», или «Нельзя ябедничать». Священников именно потому и называют «отцами», так как они вместе с земными отцами участвуют в формировании совести у людей, в насаждении и усвоении догматов Истины, передавая Божественное откровение. Именно поэтому апостол Павел с полным правом говорит своим ученикам; «Аз благовествованием родил вас». 1 Кор -1;15. Родитель, если сказать по отношению к миру, - это тот, кто родил тело, отец же - это тот, кто родил дух в человеке.               
       Догматы же совести относительного Самого Бога, облечены в «Символ веры». Именно такими символами условно и различаются все религии. Во многих религиях символов веры как таковых нет, но если разобраться по совести, то их все равно можно составить. И самым важным фактором составления является «точность в слове». Любовь есть Бог, и Слово есть Бог и не может быть в любви расплывчатых не точных слов и фраз. Образ возьмем из любви человеческой. Скажем: поверит ли девушка парню, что он любит? Если он точно не запомнил, как ее звать Лена или Лина? Поверит ли парень девушки? Что она любит? Если  она путает Георгий он или Григорий? Так и относительно Догматов о Боге даже букву нельзя менять. И узнавать про Бога, надо у людей самых близких Богу. Что делает человек, когда у него                зарождается любовь? Первое он собирает всю информацию, но самое главное это имя, адрес и телефон. Далее выясняем: Кто человек? Чем занимается? Что хочет? Вместе со знакомством, а иногда и ранее у близких знакомых и родных собираем информацию о привычках и качествах. А выяснив: Сообразуем себя. Сообразование переходит по мере успеха в общении, у которого три основных степени:               
1.Разговор.                2.Прикосновение.                3.Совместная трапеза.               
       Так и в храме, одни люди пришли что-то пошептали, помолились и не к чему не прикасаясь, ушли; это уровень простого разговора.  Другие сразу, заходя, целуют иконы, но не подходят к Трапезе Господней; это уровень прикосновений. А вот самые близкие это те, кто причащаются Святых Христовых Тайн; это уровень совместной трапезы. Так и в человеческом общении есть круг знакомых, с которыми мы разговариваем, но не прикасаемся. Есть более близкий круг знакомых, к которым мы прикасаемся, подаем руку, можем обнять, но мы не сидим с ними за столом. Более близкий круг общения это праздничный стол и самые близкие, это повседневный совместный стол. Есть такой красноречивый случай. Семилетний сын спрашивает своего папу, банковского работника. Папа дай мне пятьдесят долларов. Мне не хватает. Отец спросил сына. Зачем тебе? Сын объяснил. Папа ты сказал, что час твоего времени стоит пятьсот долларов. Я хочу купить у тебя час твоего времени, чтобы ты позавтракал со мной и мамой вместе, а то ты всегда уходишь раньше. Есть такое жизненное замечание; «С кем поведешься  от того и наберешься». А через что наберешься? Через разговор переходят наклонности, через прикосновения силы, а через совместную трапезу даже черты характера. Первое это разговор: Замечено; Поговорил с умным человеком—легче стало. В библии записано утверждение, премудрый Соломон говорит: «Язык мудрых-- врачует». Притч. 12;18. Про прикосновение много фактов в Евангельских событиях.  От Марка  например «приноша;ху ко Иису;сови де;ти, да ко;снется их:» Мк. 10;13. Важный момент, доказывающий важность прикосновения.  «Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник, народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя; иди с миром». Лк. 8;40-45. В Израиле хорошо знали важность прикосновений. И самый близкий круг людей соединяются в совместной трапезе. Посему, обвиняли Господа за Его общие собрания с теми, кто не выполняет или не совсем точно выполняет это установление. Но Господь объяснил и этот поступок. « И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Мф. 9 (10-12). Потому что Господь не мог повредиться от общения, с грешниками имея бесконечную Силу Своего Божества, а вот люди от общения с ним исцеляли свои тела, свои души и свой разум.
               
                БОЛЕЗНИ СОВЕСТИ.

       Самое крупное по составу людей заболевание совести называется, словом секты. Это ничто такое, как заболевания вызванные нарушение и изменением в структурах совести. Они отличаются от религиозных конфессий тем, что они не имеют в своих учениях догматов как таковых, а лишь занимаются спорами о чужих догматах, в основном о православных. Именно в спорах о догматах и гнездится громадный подвох. Поставим вопрос; Что будет с человеком,  который начинает рассуждать; Можно ли поднять руку на мать или предать друзей? В этом случае происходит смещение догматы или установления совести смещаются вниз в область мыслительную и уже как бы из установлений совести превращаются в выводы мысли. Обман состоит в том, что выводы есть понятия изменяемые и обсуждаемые, а догматы есть неизменяемые установления, на которых и держится нравственная часть души человека. В конце концов, человек,  рассуждающий о совести теряет ее. Независимо, какая мать, какие друзья, совесть теряется. Само понятие «мать» свято, Сама Церковь православная святая, независимо кто из ее членов, что плохого сотворил. Неслучайно апостол Павел говорит: «Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» Тит. З,11. «Через лицемерие лжесловесников сожженных в своей совести».1 Тим.4,2. Неслучайно правила православной церкви запрещают даже разговор с еретиками - сектантами, ибо о совести нельзя рассуждать. Этот вопрос серьезно изучала группа исследователей из Университетского колледжа Лондона и Университета Дьюка. Руководила работой нейробиолог Тали Шаро .Оказалось, когда человек врет, это вызывает негативную реакцию одного из центров мозга – амигдалы.  Амигдала реагирует на ложь, и это вызывает у лгуна специфические неприятные ощущения. То, что мы называем угрызениями совести. Неприятные ощущения ограничивают масштабы вранья. Однако если человек все равно продолжает врать, то чувствительность амигдалы к вранью снижается. Нил Гарретт, один из ученых, принимавших участие в исследовании, объясняет это так: «Когда вы входите в помещение, где сильно накурено, вы сразу замечаете это, но через какое-то время принюхиваетесь и перестаете обращать внимание на запах. То же самое происходит и по отношению ко лжи». Если человек, несмотря на неприятные ощущения, продолжает использовать ложь, то допустимая степень, частота и уровень беспардонности лжи постоянно возрастают. И ложь вызывает все меньше неприятных ощущений. Удивительно, что этот механизм связан с системами выживания. Наш мозг умеет приспосабливаться к негативным условиям. Меньше чувствовать холод, если постоянно находиться в холоде. Меньше чувствовать боль, если часто испытывать ее. Хуже распознавать стресс, если он подвергается стрессу постоянно. Ровно тот же механизм работает и с враньем. Чем чаще врешь, тем легче врать. Считается, что со временем человек, лгущий постоянно, в принципе перестает отличать ложь от правды, поскольку амигдала полностью адаптируется к вранью.(1) Не так давно сын знаменитого нейрофизиолога Натальи Бехтеревой директор Института мозга человека Святослав Медведев заявил, что обнаружил в мозге механизм, оценивающий наши действия с точки зрения морали. Однако идею усовершенствовать нравственность, воздействуя на мозг оперативным путём, назвал вредной. Бессовестных нет?- Это опасные игры, — сказал учёный. — Они могут завести слишком далеко. Да и «пульта управления нравственностью» в мозге ещё не найдено...- Но ведь Вы нашли там совесть?- Мы обнаружили механизм, который, так сказать, несёт ответственность за муки совести — оценивает все наши действия с точки зрения морали. Моей матери удалось обнаружить в мозге «детектор ошибок» — матрицу того, «как надо» и «как не надо»: например, вы забываете выключить свет или газ, и вам тут же об этом напоминают. Так же и с совестью: мозг отслеживает, все ли действия человека соответствуют привычной норме, и, когда мы отклоняемся от неё, подаёт знак — появляется ощущение, будто что-то не так. Если вы случайно ошиблись, то спустя какие-то миллисекунды возникает изменение определённых участков мозга. Эксперимент показал, что в момент, когда человек только собирается сказать неправду, и сразу после того, как он произнёс её, мозг выдаёт сигнал об ошибке, который фиксируется электроэнцефалограммой.
       Второй опасной болезнью, паразитирующей на совести, являются суеверия. « Черные кошки», «гороскопы», «пустые ведра», «сонники», «лунные календари» и т д и т.п. Существует целая философия суеверий под названием «Феншуй». Суеверия являются, как и догматы или установления совести, то есть они понятия необъяснимые задержаться в разуме они не могут и поэтому именно совесть является их пристанищем. Опасность же состоит в том, что люди,  верящие в одно и то же, будут в том загробном мире вместе. Суеверия являются ложью, а сатану Господь назвал отцом лжи. Вместе с отцом лжи будет душа человека верящего во всю эту ложь. Сказано Господом много раз, « По вере вашей да будет вам!». Мф.9,29. Многие святые отцы подтверждали и говорили о том, что вера спасает человека. Однако неправая вера может погубить человека, если он не покается, и погубить не только для вечной жизни, но и создаст несчастья во временной жизни. Явление это известно в медицине под названием «ятрогенных» или анамнетических заболеваний. Наиболее часто наблюдаются у студентов медиков после лекций, на которых они слышали описание симптомов той или иной болезни. У наиболее мнительных из них появляются такие же симптомы. Именно поэтому врачам запрещено говорить больному диагноз без твердой уверенности в нем, дабы не зародить в теле человека новую болезнь. Относительно же суеверий или веры в плохое, что подчас, одно и то же, мы можем, вспомнит случай с ветхозаветным Израилем, когда евреи начали роптать в пустыне на Бога, не надеясь на Его милость, раздражая  Его и Господь в наказание подтвердил, что как они говорят, так им и будет.  «как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам».Чис. 14;28. Не нужно верить в плохое, ведь Господь заботится о всех нас. А ложь является бесовским крючком, которым улавливаются люди из спасительной ограды промысла Божьего. Однажды молодой человек мне сказал «Батюшка, но я же исповедаюсь и причащаюсь, Ну, верю я в переселение душ, ну и что?». Вот в этом и есть опасность: рыбка ловится на один крючок, а рыбак ее вытаскивает. Все эти болезни очень опасны для совести, и заразившись чем-то одним, совесть начинает допускать и другое. Постепенно разлагаясь и разрушаясь, доходит до того, по выражению апостола Павла «О чем срамно и гпаголати». Эфес.5;12. «Блюдитесь, дабы кто не прельстил вас». Мф.24;4. Святослав Медведев, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАН, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА МОЗГА ЧЕЛОВЕКА РАН: - В этом году мы продолжим эксперименты, которые открывают совершенно новые грани человеческой природы. Например, нам удалось увидеть на экране прибора, как у людей просыпается совесть. Оказалось, что в мозг каждого из нас природа заложила механизм самоконтроля. Человек только собирается сказать неправду, а этот механизм срабатывает и предупреждает: ты врешь. Этот сигнал и есть совесть. Все это записано на энцефалограммах мозга. Если человек говорит неправду, на графике появляется резкий скачок. Данный сигнал приходит из вполне конкретной зоны мозга, которая и отвечает за совесть. Эту зону мы долго искали, провели множество экспериментов, но наконец, все же обнаружили. Теперь понятно, как можно сделать практически безошибочный детектор лжи. Ведь он будет фиксировать не косвенные данные, как нынешние полиграфы, а "смотреть" прямо в мозг.  Ученые Института мозга человека РАН исследовали, что происходит в мозге, когда человек говорит ложь и правду.  Для этого исследователи отобрали десять здоровых добровольцев в возрасте от 18 до 45 лет, которым предложили "поиграть" с компьютером. Требовалось его обмануть по принципу детской игры "Веришь - не веришь?" То есть игрок должен был просто усвоить, что для достижения выигрыша у компьютера ему нужно заведомо лгать. Для регистрации мозговой активности добровольцам на голову прикрепляли электроды. Вот в таком "обмундировании" испытуемые и пытались обмануть компьютер. Выяснилось, что при ложном ответе по сравнению с правдивым электроэнцефалограмма резко уходила вниз. Нейрофизиологи объясняют это тем, что в момент лжи в работу мозга вовлечено сравнительно большое количество исполнительных систем, так как ему приходится не только придумывать ложь, но еще и подавлять правдивый ответ. Этот феномен получил название "негативность, связанная с ошибкой" или "детектор ошибок". Также известно, что похожая негативность может генерироваться и при корректных ответах, но когда испытуемый не имеет четкого представления о том, каким должен быть ответ. Итак, чтобы солгать, нашему мозгу сначала нужно "подавить в себе" стремление к правде.  К вопросу же отношения совести человека к Богу важно знать, что совесть это место в душе человека, где находится, или, во всяком случае, должен находиться Бог. Это место соединения Бога и человека, место, где в человеке находится самое хорошее. Здесь можно сказать одно, что совесть человека действительно реальна и действенна, если человек верующий, и что очень важно, правильно верующий, догматы совести которого не имеют повреждений. Господь говорит: «Без Меня не можете творить ничего». Ин.15;5. И совесть так же без Бога- ничто, только когда не было пришествия Господа, люди спасались поступками совести. «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа». Рим. 2:14–16 . Но теперь много что изменилось, более теперь дано людям, а сказано: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» Лк.12; 48. Господь сказал «Мною. аще кто внидет, спасется». Ин.10,9. И определено Им. что нет больше другого пути « .. если не будете, есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Ин 6, 53. То есть, кто не будет жить церковной евхаристической жизнью, тот сам себя отлучил. Добрые дела без веры могут являться простым украшением самолюбия, и не спасают человека.  Люди не верующие,  но добрые часто утверждаются в таком состоянии, и даже бесы их могут какое-то время не трогать, а лишь создавать им трудности, но, не нападая, дабы ничего не пошатнулось в их жизни и они не обратились к Богу. Они ждут часто до старости, а когда видят, что человек этот к Богу не пойдет, тогда нападают и толкают на грех, для того чтобы по исхождению души из тела забрать её и свести в ад. В миру, в этом случае говорят «Седина в бороду бес в ребро». Премудрость Божия устами святых говорит нам: « Человек хороший и добрый без Бога суть золотой сосуд,  исполненный  мерзостей». Как не вспомнить слова известного русского писателя Федора Михайловича Достоевского «Русский человек с Богом хорош, без Бога - дрянь». Апостол Петр так же про людей крестившихся, но не ходивших на церковные собрания сказал так «Лучше бы им не познать пути правды. Нежели познав. возвратиться назад от преданной святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину. И вымытая свинья идет валяться в грязи». 2Петр.2;21. В церковной среде существует два определения людей крещеных «крещение во спасение» и «крещение в осуждение». Определяется это только Самим Господом, и кроме него этого до конца никто не может знать. Однако, по тому, что им сказано о Таинстве Причастия и об отношении к нему человека после крещения, мы можем судить определенно. Не лишним будет так же вспомнить слова святых  отцов: «Человек, пропустивший три воскресенья без уважительной причины, отлучается Святым Духом от церкви». 80-е правило VI Вселенского Собора гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своей церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц не придет в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения». Первое, что сотворяется с человеком в таинстве крещения - из него изгоняются бесы, затем он примиряется с Богом и омывается от первородного греха. Затем в Таинстве Причастия происходит соединение с Богом в одну плоть-тело - по-гречески  «церковь»: отсюда понятия «войти в церковь» и «войти в храм» совершенно разные. «Войти в храм» - это открыть двери здания с таковым названием и переступить через порог. «Войти в церковь» означает войти в собрание людей причащающихся Телу и Крови Господа нашего Иисуса Христа и самому принять Святые Тайны.  Больных и немощных мы причащаем на дому, и они входят в Церковь, не заходя в храм. Если же крещеный человек, из которого изгнан бес, не причащается, то есть, не берет в себя Тела и Кровь Бога, то лукавый дух возвращается. В Евангелии написано так; «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя и не находит: тогда говорит: возвращаюсь в дом мой, откуда я вышел, и придя, находит его не занятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». Мф.12, 43-45.  Это хорошо видно на примерах людей, страждущих от духов нечистых. Действия же этих духов можно проследить и без явных признаков беснования. Часто, особенно бабушки -целительницы, наученные этими духами, прежде чем начать «лечить», отправляют таковых людей креститься, говоря: «Иди, покрестись и все пройдет. Пока ты не крещеный, я не могу тебя лечить». Почему же сатана отправляет креститься? Лукавые духи видят, что многие люди не будут ходить на Таинство Причастия, и не боятся спасения таковых. А погубить крещеных для них интересней, что бы сделать Богу больно.  А из Евангелия видно, что в крещеных людей может вселиться больше нечистых духов, они и пытаются уничтожить захваченных ими людей. Расскажу один подобный случай. Подходит ко мне однажды женщина и говорит: «Батюшка, можете помолиться за моего мужа, он повесился. Вы его крестили. Я переспросил. Что лично я? Да батюшка.  Я всё это на крещении объясняю, но человек видно меня не слушал. Женщина говорит мне: Да батюшка, он после крещения месяца два не пил, потом начал ещё страшнее пить и оказался в петле. Случай как нельзя показательный. Выгнаны были в крещении бесы, но человек Бога в себя не взял и не стал ходить в храм, и они вернулись. И вернулось ещё больше их, и загнали человека в петлю, ибо они это делают, это им угодно. Расскажу ещё более показательный случай. Однажды я проповедовал в одной организации.  Встает женщина и начинает с глубокой обидой говорить. Что крещение - это было самое страшное, что произошло в её жизни «Жили с мужем «душа в душу» как говориться, двое детей, все было хорошо. Однажды знакомые нам сказали: Покреститесь. Покрестились. Началось в доме нечто невообразимое. Стали ссориться, ругаться, даже подрались, чего раньше не было даже в мыслях. Эти ужасы продолжались долго. Потом нам эти же знакомые сказали: «Это оттого, что вы не венчаные, повенчайтесь и все устроится, успокоитесь. Мы повенчались, на второй день муж ушел. Все это произошло как единое целое, и связать разрушение семьи женщине было более не с чем. Ничего невозможно здесь отрицать. Можно только согласиться.  Да это именно так, вся трагедия действительно связана с крещением. Но происходит это только тогда, когда люди не серьезно относятся к этому таинству. Почему так произошло? Были не крещеные, сотворяли какие-то грехи и бесы, видя, что они попадут в преисподнюю, не трогали их до поры до времени, в крещении прощаются все грехи, поэтому бесы стали их толкать на ссоры, ругань. Но не разводили их. А зачем? Не венчаные, пусть в грехе живут. А когда они повенчались, бесы показали над ними власть свою, развели на второй день. На моей памяти уже несколько случаев, когда молодые пары распадались на второй день после венчания. Люди не причащаются, не берут в себя Бога, не имеют помощи, поэтому достаются бесам. Часто причиной этого являются языческие взгляды на сами Таинства. Дескать, почистят мою душу от порчи, болезней, несчастий, наденут оберег крестообразной формы и будет тогда все для хорошей жизни сделано. И действительно, что ещё нужно? Вроде бы ничего плохого не сделал? Перед Богом долг отдал, покрестился, остаётся ждать только хорошего. Почему же становится только хуже? Да ещё как хуже! Для того, чтобы подобные повороты судьбы не были неожиданными, а ещё лучше чтобы их не было, крещение лучше всего сравнивать со вступлением в армию. Одевает человек форму, берет оружие, становится в строй, первое, что делает молодой солдат - учится воевать. Оружие христианина - пост, молитва, добрые дела, лукавые духи из-за этого отбегают от христианина. Что же происходит с формально крещеным человеком? Надев форму, не взяв оружие, он уходит от армии. Что будет с таковым беззаботным солдатом?  Враги возьмут его в плен, и в конце концов, уничтожат. Нужно ходить в храм по воскресеньям; это значит быть с армией, учиться посту и молитве, делать добрые дела, ибо это оружие. Есть такой подвиг молитва келейная без посещения храма, но на неё благословляет священноначалие только монахов и то только самых опытных и сильных в духовной брани, такой подвиг называется отшельничество или единоборство с бесами и со своими страстями. Не ходить в храм и жить одному в лесу легче спастись, а жить в мире и не ходить в храм это совсем спастись не возможно.  Да и миряне это наиболее слабая часть духовного воинства и им только в особых случаях можно пропускать воскресные и праздничные службы, желательно взяв благословение и попросив своего священника помолиться за вас. А человека, который толком не постится и не молится, но раз в неделю ходит в храм, можно сравнить с солдатом который без оружия, но сидит в расположении своей части. Восстановление общения и единение с Богом дело человеческой воли и совести. Некоторые люди не приходят в церковь, оправдывая себя тем, что не понимают Библии. Одна из причин непонимание Библии это болезнь совести, ее помутнение. Премудрый Соломон говорит: «Начало Премудрости—Страх Господень». Притч. 1;7.  Не животный страх наказания, а страх любящего человека обидеть Истину, страх поступить против совести. Само разумение, а так же и таланты от Бога и подаются они от Бога сверху через незамутненную душу к месту, где живет совесть. Великие и большие цели не замутняют совести, а меркантильные интересы, мелкие цели дробят «зеркало души» и оно становится непрозрачно для Истины. Книга Библия принимается в начале  совестью и только потом понимается разумом. Целостность и прозрачность души определяется жизненными целями и установками самой совести. Если сравнивать зеркало души с оконным стеклом, то большие, великие цели разделяют ее переплетами на большие части, а желательная часть души, составленная из целей телесного благополучия  похожа на стекло, спрессованное из песчинок и оно конечно непрозрачно. Сия болезнь дробления совести в медицине называется деменция, крайняя ее форма—маразм. Великие цели составляют кристальную совесть. Одно из ее проявлений в мире есть истинная талантливость и разумение истины, только ни в коем случае, нельзя мешать сюда, многие случаи артистического беснования и бесноватого стихоплетства. Очень хороший пример, можно привести из замечаний за учеными, покинувшими родину. Известно, что они могут там реализовать все, что уже придумали. Но ничего нового сделать уже не могут, помутневшая предательством Родины совесть становится преградой между Премудростью Божьей и разумом человеческим, громадные знания, опыт, даже великий ум бесплодны без чистой младенческой совести, чести и доброты душевной. Путь к Богу это, прежде всего поступки по совести• очень часто приходится слышать: Батюшка не могу своих родных привести в храм? Прежде всего, нужно поощрять, поступки по-совести, а это практически всегда не выгодно. Жена плачет, что муж смеется над ее верой, а когда он, руководствуясь своей совестью, одалживает другу деньги, она устраивает дома, скандал. Написано ведь в Евангелии: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять не отвращайся». Мф.5;42. Она же сама не пускает своего мужа  к Богу. Вот почему Господь сказал «И враги человеку, домашние его. Ин. 10;36. Когда же мы приветствуем своих родных за совестливость, мы направляем их к Богу. Когда же родители на исповеди плачут, что дети их неверующие. А сами заводят разговоры при детях о том, как бы все устроить, что бы сыновья, не служили в армии. Как эти дети поймут слова Евангелия «Нет более той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Ин.15;13. Такие с позволения сказать родители, закрывают своим детям путь к Богу. Но и от своей души отдаляют детей, повреждая их совесть. И не удивительно, что эти дети потом выкидывают своих родителей в дома престарелых. Сами родители дают детям толчок в сторону себялюбия и меркантильных интересов, повреждая совесть детей. Какую там душу он сможет положить? Если вы ему не позволили даже время пожертвовать, толчок дан на уменьшение совести, и она будет уменьшаться до полной потери. Один из самых страшных грехов это убийство отца и матери «и восстанут дети на родителей и умертвят их». Мф.10;21.  Нет ничего в мире несправедливого, и начинается это все с родителей. Когда они учат детей хитрить в жизни, то есть вы учите обманывать, прежде всего, совесть. Родители должны дать детям нравственные законы. Немного оговорюсь и оправдаю хитрость, она не осуждена на войне, для защиты своих близких и их жизни, но только та, которая не противоречит совести. Какими путями ведет Бог душу человека ко спасению нам не дано знать. Вспомним слова написанные преподобным Серафимом Вырицким; «Ибо Я хочу, чтобы ты познал Меня еще глубже в немощаx своих телесных и не роптал бы за сие ниспосланное тебе испытание, не старался бы проникать в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, а безропотно и покорно преклонил бы выю свою под благость Мою к тебе». Из Духовного завещания.
Встречаются у людей и невероятные курьезы совести, есть описание истории католического проповедника, которого съели папуасы из-за того что он им показался очень добрым и они хотели стать похожим на него и хоть немного повысить уровень своей доброты. Они разделили его на маленькие кусочки, что бы как можно большему числу их соплеменников досталось. Описано так же племя, в котором превозносился обман и предательство. Им устроили католические проповедники долгое обучение вере, в итоге Иуда, предавший Христа, стал для них героем. Да и в наше время, не так давно разговаривал я со специалистом по Китаю и спросил его о том, что в Китае едят еще не родившихся детей. В ответ на его утверждение, что это такие же люди, я спросил; А каждый ли китаец может это съесть? Он ответил; Да вообще-то каждый. Хотя мы знаем, что в Китае есть православные мученики. А еще мы знаем фразу из предсказаний: «Восток будет креститься в России». Очень большой вопрос? Какой Восток? Остается только молиться о точности и чистоте совести.
Свойства совести:
1. Точность.
2. Неизменность.
3. Требовательность к себе.
4. Постоянный поиск Воли Божией.
       Исследователи из Оксфордского университета определили часть мозга, которая помогает людям воздерживаться от принятия неправильных решений и в целом выступает в качестве совести. Подробности приводит Daily Mail. В эксперименте участвовали 25 мужчин и женщин. Ученые решили сравнить фронтальную кору человеческого мозга и обезьян. В итоге у людей нашли отличающуюся от других секцию, подобную шарообразному сгустку нервной ткани. Она находится в одной из частей лобной области мозга. У животных такой секции не обнаружили, даже у обезьян, ближайших родственников человека. «Однозначно, мы определили ту область мозга, которую можно найти только у людей», — отметил Мэтью Рашуот, один из авторов исследования. Данная область помогает наблюдать за чужими ошибками и усваивать новоприобретенные навыки. С ее помощью можно отделять хорошее от плохого, кроме того, она влияет на многозадачность. Исследователи из Великобритании выяснили, как мозг человека реагирует на принятие правильных и неправильных с моральной точки зрения решений. По их мнению, если действие, которое совершает человек, кажется ему достойным, отдельные части мозга демонстрируют большую активность. Менее интенсивно мозг реагирует на те решения, которые противоречат морали. О том, как исследователи нашли совесть на снимках головного мозга, руководитель исследования Молли Крокетт. Исследователи из Оксфорда провели ряд исследований и экспериментов, после чего был выявлен отдел головного мозга человека, который напрямую отвечает за совесть. В ходе эксперимента оказалось, что данное чувство не является моральным принципом, которое прививает человеку общество, а полностью научное явление. Группа ученых из Оксфорда провели несколько исследований человеческого головного мозга. В итоге они сделали вывод, что за оценивание поступков отвечает специальная часть головного мозга. Специалисты смогли научно объяснить данное чувство совести, которое раньше являлось одним из признаков отличия человека от животных. Перед тем, как начать свои эксперименты, ученые изучили само понятие совесть. Главный вопрос заключался в том, можно ли рассмотреть это чувство, как моральную норму, которая была предписана человеку обществом, или же определенные действия человека напрямую оцениваются его головным мозгом. В ходе исследований специалисты обнаружили, что за бровями у каждого человека расположен шарообразный сгусток, напоминающий собой мозг. Ученые утверждают, что именно он и отвечает за данное чувство. Специалисты Института мозга человека РАН выяснили, что так называемые муки совести характерны для нормального функционирования человеческого мозга, сообщил сотрудник лаборатории нейровизуализации Максим Киреев. "Совесть мы понимаем как механизм самоконтроля человека, который не позволяет наслаждаться собственной ложью. Мы показали, что совесть в любом случае работает. "Муки совести" существуют", - отметил он. Он добавил, что "детектор ошибок внутри мозга" не позволяет принять лож за правду. Вместе с тем он опроверг обнаружение "точки совести", пояснив, что данный механизм работает как система. Директор Института мозга человека Святослав Медведев отметил, что угрызения совести характеризуют любого человека, чей мозг функционирует нормально. "Совесть есть у всех. Она лишь опирается на разные матрицы того, что такое правильно. Как говорится в афоризме, "совесть никогда не мешала нам совершать дурные поступки, но она мешала нам наслаждаться ими", - добавил Медведев. Серафим Саровский говорил: "Не спорте с учеными они сами все докажут". Аминь.