22. Формы научного познания

Лариса Болотова
                Из книги  «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:

 (стр.76) «ФАКТ – это общенаучная и философская категория, обозначающая конечные единицы изучаемого предмета, знание о котором должно обладать достоверностью. Факты составляют базис, фундамент науки, поэтому точность, строгая истинность их должна быть наибольшей по сравнению с остальными элементами теории. Факты обладают доказательной силой именно по причине своей объективности и независимости от субъекта и от любых его интерпретаций, всегда оставаясь единством абсолютно познанного, гипотетически изучаемого и непознанного. Противоречие фактов и теории, являясь частным случаем противоречия между материальным и духовным, служит основой и движущей силой развития познания.

ПРОБЛЕМА – это возникающий в ходе развития науки комплекс вопросов, решение которых имеет существенный теоретический или практический интерес. Проблема предстаёт в виде требования получению новой информации, которая соответствует её предпосылкам, являясь их конкретизацией. Ни одна проблема в науке не возникает на пустом месте. Она детерминирована предшествующим знанием и господствующими ценностями, установками исследователей.

ГИПОТЕЗА – это предположение, основывающееся либо на предшествующем знании, либо на новых фактах, но чаще всего – на том и другом одновременно. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям: учитывать установленные наукой и подтверждённые практикой положения, опираясь на все факты, которые имеют непосредственное отношение к исследуемому объекту; объяснять неизвестные факты; допускать возможность экспериментальной проверки.

Гипотеза является истинной, если предсказанные ею явления наблюдаются опытным путём. Доказанная на практике гипотеза превращается в теорию.

ТЕОРИЯ – это высшая, самая развитая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности объекта данной теории.   

Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания. Другие формы научного знания – законы науки, классификация, объяснительные схемы – генетически могут предшествовать собственно теории, составляя базу её формирования. Нередко они сосуществуют с теорией и входят в неё в качестве её элементов».