Дедушка напротив

Лауреаты Фонда Всм
АЛИСИЯ БЕЛОВА - http://proza.ru/avtor/liso4kalisa - ЧЕТВЁРТОЕ МЕСТО В 24-М КОНКУРСЕ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

Моя мама - очень добрая! Всегда! Пока ее не разозлишь. Это случается очень редко, и только тогда, когда мама видит крайнюю несправедливость. Нет, мама в такие моменты не кричит, только говорит немного громче обычного. Лицо становится грозным, в глазах молнии, а каждое слово, как удар.
 
Как-то прошлой зимой мама пришла домой и рассказала, что встретила в магазине незнакомого дедушку. Дедушка самый обычный: старенький, немного сгорбленный, в неприметной поношенной одежде и в штанах с отвисшими коленками.
Дедушка оплатил покупку и пошел к выходу с двумя большими пакетами. Он шел очень медленно, с трудом перебирая ногами, обутыми в стоптанные ботинки с ослабленными шнурками. Мама поняла, что ноги у дедушки больные и отекшие, и решила помочь. Она взяла у него пакеты, несмотря на возражения, и проводила до дома. Оказалось, что дедушка живет прямо напротив нас: и дом напротив, и подъезд, и даже окна.
Мама полвечера рассказывала нам про этого дедушку. Говорит, что он напомнил ей её деда, который умер, когда она была совсем маленькой. Такой же добрый, такой же разговорчивый.

Спустя недели две после того случая я тоже с ним познакомилась.
Мы с мамой были в магазине вместе. А дедушка снова набрал два больших пакета и медленно ковылял с ними к выходу. Мама тут же к нему подбежала, поздоровалась и забрала пакеты. Дедушка и правда был замечательным. С очень добрыми лучистыми глазами и какой-то особой мудро-ласковой улыбкой. Посмотрел на меня, выудил из кармана маленькую конфетку и протянул её мне:
- Какая красавица, умница, маме помогаешь? – очень по-доброму сказал он.
Я как раз держала в руке пакет с нашими покупками, потому что мамины руки были заняты пакетами дедушки.
- Это Алиса, моя дочка. А меня Лена зовут. Будем дружить? – засмеялась мама.
- Будем. Конечно, будем! – ответил дедушка. И мы направились к его дому.
Шли очень медленно. Было видно, что каждый шаг даётся дедушке с большим трудом. Было очень жалко его…
- А вы, наверно, один живете,- сказала мама. - дети и внуки далеко, вот и приходится вам всё самому...
- Да нет, - грустно улыбнулся дедушка, - дочка со мной живёт, но работает много. А внученька дома, занимается.
Воображение тут же нарисовало первоклашку с задорными косичками, склонившуюся над букварём.
- Тогда понятно, - сказала мама, - дочке вашей тяжело, наверно. Зато у неё вон какой помощник есть! И за ребёнком присмотрит, и в магазин сбегает :)
- Да только бегаю-то я не быстрее улитки, - поддержал шутку дедушка.
- Ничего, медленно, но верно! И внучке вашей повезло. У Алиски вот нет дедушки, а это грустно. Дедушку никто не заменит. У меня дедушка был, очень на вас похож. На войне три пальца потерял, но жив остался, и слава богу. В детстве я больше всего любила с ним время проводить. Он всякие истории любил рассказывать, и так же вот, как вы, всегда какую-нибудь сладость доставал из кармана при встрече. Диафильмы нам показывал… Дети сейчас даже не знают, что это такое, и что за радость была для нас. И вообще… Очень добрым был… А потом умер, и будто кусок сердца вырвали. Я тогда совсем маленькой была.
Мама вздохнула. А дедушка снова грустно улыбнулся:
- Это жизнь, что поделать…

Немного помолчали, каждый думал о своём. Потом дедушка начал рассказывать о своей жизни. Как работал на заводе, как познакомился с будущей женой. И так здорово рассказывал: очень по-доброму, с улыбкой, иногда со смехом, что и мы с мамой тоже улыбались и смеялись. Так и дошли до его подъезда.
- Вы ведь на третьем этаже живёте? – вспомнила мама, - Мы вас прямо до двери проводим.
Дедушке было немного неудобно, но я видела, что ему приятна наша забота. Он набрал номер квартиры на домофоне, дверь сразу открыли, и мы стали подниматься на третий этаж. А дедушка всё рассказывал нам что-то, уже не помню, что именно, но помню само впечатление – тёплое и уютное.
Дверь квартиры была закрыта. Дедушка постучал сухим кулачком, и та распахнулась.

И вот в тот момент случилась метаморфоза на мамином лице. Улыбка сползла и сменилась гневным выражением, глаза сузились, голова наклонилась, а дыхание стало громким и быстрым, как у быка перед атакой.

На пороге стояла не шестилетняя девочка с косичками, а взрослая девушка в наушниках и со жвачкой во рту.
- Деда, ты чё как долго? А это кто ещё? – девица нагло смотрела на нас, пожёвывая свою жвачку.
И тут мама взорвалась. Она говорила тихо, но этот её тихий голос мог бы услышать весь подъезд. Гневная тирада началась с фразы: «Послушай меня, милая», но это «милая» прозвучало обиднее любого оскорбления, страшнее пощечины.
 Мы с дедушкой невольно попятились назад, потому что от мамы исходили прямо осязаемые волны гнева. Ох, как же отчитала она эту девицу! Суть тирады сводилась к следующему: у тебя такой замечательный дедушка, а ты, взрослая здоровая девица, скачешь тут под музыку, пока он на больных ногах несёт тебе еду. Передать на бумаге точные слова, а тем более интонации – невозможно. Девица слушала молча, очень широко открыв глаза и глядя ими на маму, как кролик на удава. Закончила мама словами:
- Неси бумагу и ручку, быстро.
Девица тут же исчезла и возникла вновь с блокнотиком и ручкой в руках. Мама написала свой телефон.
- Повесь на магнит, на холодильник.
Больше к ней мама не обращалась. Отвернулась от неё и уже совсем другим голосом заговорила с дедушкой:
- Я вам свой телефон написала. Если у вас нет достойных родственников, которые вас ценят, вы звоните мне. В магазин за вас будем ходить мы с Алисой, раз больше некому.
Последняя фраза была произнесена с металлическими нотками в голосе, и предназначалась уже явно не дедушке, а девице, которая по-прежнему стояла на пороге, как вкопанная.
Мама выдохнула, и с этим выдохом вся её злость пропала. Это снова была моя обычная мама – добрая и весёлая. Мы попрощались с дедушкой, и пошли домой.

Дедушку в магазине мы больше не видели. И звонить он нам не стал. Но зато, спустя пару недель, мы встретили в магазине его внучку. Она опустила глаза и хотела пройти мимо, но мама довольно громко сказала ей:
- Здравствуй.
Девушка пробормотала что-то типа «здравствуйте» и отошла от нас подальше. А мама улыбнулась, и я поняла, что девушку она простила. Наверно, эта «первоклашка» всё-таки хорошая девочка, раз поняла свою ошибку и стала ходить в магазин сама. А может просто не понимала, какое это счастье – дедушка. Тем более такой замечательный. А теперь вот поняла.

Восьмого марта у мамы позвонил телефон.
- Здравствуйте, Леночка! Это Степан Фёдорович вам звонит, из дома напротив! Хотел вас и вашу дочку с праздником поздравить!
Мама улыбалась:
- Здравствуйте, Степан Фёдорович! Вот мы с вами и познакомились наконец!

А когда началась весна, я стала часто встречать дедушку на лавочке около его подъезда. И неизменно у него в кармане находилась какая-нибудь маленькая конфетка для меня. И вот какая странность: обычно я не люблю такие карамельки, не ем их. Но эти же карамельки от дедушки всегда были очень вкусными.
 Мы и сейчас с ним часто видимся вот так же, случайно: я иду из школы, а он сидит на лавочке. Видит меня и смеётся:
-Алисочка, хорошая моя, здравствуй! – и уже лезет в карман за очередным сладким подарком.



На 24-ый Конкурс на свободную тему -  http://proza.ru/2021/01/29/1540 Международного Фонда ВСМ