13 мая или как я работал в татарском колхозе...

Бадма Утегилов
13 мая 1988 года, мы с бригадой пришли в колхоз ставить газовую котельную.
Все делалось с нуля - от самого здания и до пяти газовых котлов.
Колхоз был небольшой состоял из всего одного татарского села, он получился в результате разделения большого когда-то хозяйства..
Казаки создали свой колхоз "Знамя Ильича", а татары  свои два колхоза "им. Фрунзе" и "им. Калинина"..
Вообще-то татарский колхоз раньше был один, но они что-то не поделили и разделились на два хозяйства.
А в нашем колхозе тоже было два клана, но делить больше не стали и поставили председателем казаха, типа - ни вашим и не нашим..
Этого мы конечно не знали, узнали потом - и использовали в своих интересах..
Председатель-казах был выпивоха, но пил в основном зимой, а летом татары возили его в город и кодировали от пьянства к посевной и к дальнейшим сельхозработам.

Весна была дружной, в апреле селяне уже отсеялись и в середине мая, было так жарко, что мы загорали..
Кормили очень хорошо и бесплатно, и даже составляли меню на неделю по нашему усмотрению.
Я удивлялся такому гостеприимству и потом узнал, что кто-то из наших распустил слух - что после монтажа котельной, мы еще будем газифицировать село.
Здание котельной строила бригада армян, отец и четыре сына, они были родом из Ленинакана где в декабре произошло землетрясение, дай бог им здоровья..
Работали они споро и у нас дела шли хорошо.
С техникой колхоз не подводил, так что автокран и грузовик всегда были под рукой..
Жили мы в вагончике рядом с котельной и конторой, в колхозе было всего две пьяницы - это кочегар и бывший прораб, остальные вели трезвый образ жизни.
Это мы узнали уже в процессе работы, потому что кочегар и прораб, постоянно отирались возле нас..

Был в колхозе и свой орденоносец-тракторист, шустрый старичок на ДТ-75, у него была и белая "Волга" которую ему подарили в Москве.
За 10 лет службы у машины был пробег всего 300 километров, орденоносец боялся на ней ездить.
Мы с ним познакомились, когда армянам понадобилось  установить ферму , а крана подходящего и специалистов, рядом не было.
Был кран с района "МАЗ" на 15 тонн с длинной стрелой, контргрузов было мало. И крановщик предложил, чтобы ему на хвост "прилег" бульдозер и у него должно хватить мощей..
Так и сделали, один раз крепко дали по стене, но стена выдержала, а потом ферма легла как надо..
Так вот, бульдозерист был рисковый и боевой мужик, но на "Волге" раз только осмелился выехать в райцентр, но свалился в кювет - теперь только в праздник Ураза-байрам, одевает белые шерстяные носки, новые калоши и проезжает к соседям по гостям..
Женщины все вяжут пуховые платки из козьего пуха, даже в клубе в полной темноте.
Что интересно, в обоих татарских колхозах были новые котельные и должны были запускаться в один год, у конкурентов котельная была наполовину уже сделана и даже труба дымовая стояла.
Наш председатель хотел утереть нос соседям и заказал - чтобы наша труба была выше и больше.
Мы так и сделали, трубу установили почти в два раза выше, что пришлось заказывать у буровиков немецкий автокран, за 300 рублей и 10 кг. мяса..


Кроме котельной мы провели теплотрассу к новому гаражу колхоза, вообще-то там должна была располагаться ферма, но колхозники решили сделать теплый гараж.
Рядом с селом был большой пруд, там даже лебеди гнездились и мы вечерами рыбачили там на карася.
Карась был крупный, что даже рыбаки приезжали с райцентра - и в один из вечеров, шофер трубовоза поссорился с этими рыбаками и столкнул их машину в пруд..
Рыбаки вызвали милицию и те прикатили из райцентра, и начали гоняться на машине за этим шофером.
Вечером шел дождь и "Урал-375" легко оторвался от них и ушел от ихнего "газона" в горы..
А менты остались его ждать внизу, мол прицеп здесь и он никуда не денется..
И у нас работа встала - нам нужны трубы, а машина скрывается в горах..
Ночью шофер пришел к нам в вагончик, чтобы пригнали его прицеп в горы и он уедет на базу в город.
А как его увезешь, он  6 тонн весит, не меньше, а в колхозе самая мощная машина - это "ЗИЛ"?...


Надо сказать, что татарское село - это традиции и обычаи и там они имеют большую власть, чем официальная в виде сельсовета или правления колхоза..
Вообщем - менты уехали, наш "абрек" съехал с гор и подцепив свой прицеп, уехал..
Надо трубы возить, а они по 10 метров длиной - нужен роспуск, а местные водители не имеют опыта..
 Когда я приехал с колхозными машинами на завод, меня не пускали на территорию..
Мол, вы бы хоть навоз с колес смыли, прежде чем въезжать..
Но ничего, первый рейс с двумя километрами труб, прошел удачно..

Настала осень, пришел октябрь - зачастили комиссии из района, названий уже не помню, но много..
Он и же  как шакалы, ждут своего часа в засаде, чтобы найти какую-нибудь причину , чтобы котельная не заработала.
Нашли, а как же..
Мы начали переделывать чужую работу - это подключение газа к котельной, хотя это не наша функция..
По закону мы принимаем газ к котельной, а не подключаемся к ней, для этого есть другие службы..
Приехала целая комиссия из района - у вас неправильные  краны, у вас неправильные шибера..
Я спрашиваю, а где ваш газ, что вы так волнуетесь за наше оборудование, когда газ не поступает?..
Разве я мог выиграть эту битву, человек - который делает свою работу и битые спецы  бюрократии, которые и не таких обламывали..

  Я потерял интерес к работе, ничего не волновало.. Я  уехал в город и никому не открывал дверь.
Даже  моя супруга заметила, которая никогда не вмешивалась в мои дела - там же люди, нельзя их оставлять...
Тяжелая физическая работа, это как спорт - люди выгорают как свечки, не остается ни сил, не желания..
Наступает апатия, тяжело думать, двигаться - хочется лежать и не думать ни о чем..
Это в шахматы можно играть до пенсии, а моральная опустошенность не восстанавливается..
Как в марафоне - вроде человек бежит в толпе, а устает он один...
13 мая 1988 года, была пятница.. ((